Историко-этнографический музей, Чалтырь

Историко-этнографический музей Мясниковского района расположен в самом центре Чалтыря, напротив церкви Сурб Амбарцум (Святого Вознесения). Музей знакомит гостей с историей переселения армян с Крымского полуострова на Дон по указу Екатерины II и основании в 1779 году в «округе крепости Димитрия Ростовского» города Нор Нахичеван и пяти армянских сёл - Чалтырь, Топти, Мец Сала, Султан Сала и Несветай. В музейной экспозиции отражена история и культура анийской ветви армянства, представителями которой являются армяне Дона, а также история многонационального Мясниковского района. Представлен интересный и уникальный материал по этнографии: старинная домашняя утварь, сельскохозяйственные орудия труда, изделия декоративно-прикладного искусства конца XVIII - начала XX веков. Особый интерес для посетителей представляют бытовые предметы, привезенные армянами из Крыма. Официальной датой открытия музея считается 24 апреля 1992 года, однако сбор экспонатов и организация музея были начаты в 1988 году по инициативе местных краеведов - М.А. Пудеяна, А.Х. Хурдаяна и Г.Р. Люледжияна, ставшего впоследствии первым директором историко-этнографического музея. Украшением экспозиции музея, а также галереи «Чалтырь», которая находится на втором этаже здания, являются картины известных художников-мясниковцев. Множество стендов и экспонатов знакомят посетителей с жизнью видных земляков – общественных деятелей, писателей, музыкантов, краеведов, фольклористов. В музейной экспозиции отражены и ратные подвиги мясниковцев, высокие спортивные достижения, успехи в науке и творческой деятельности. В музейных мероприятиях принимают участие фольклорная группа «Цахкепунч», детский фольклорный ансамбль «Цицернак», народный ансамбль «Давул-зурна», которые выступают в живописно оформленном этнографическом зале и на открытой площадке перед музеем, где установлена армянская дворовая печь (пур). Здесь проходят различные фольклорные праздники, где наряду с выступлениями народных коллективов, выпекаются национальные блюда, пирожки – пури самса, лапатаёв бида и др.

Ростов-на-Дону

Церковь Сурб Карапет (Нахичевань-на-Дону)

Церковь Сурб Карапет (Нахичевань-на-Дону) Церковь Сурб Ован Мкртыч Церковь Святого Иоанна Предтечи Սուրբ Կարապետ եկեղեցիВид заведения: Kладбищенская церковь Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Ченцова, 57/81а Телефон/Факс: +7 (863) 251-07-06, 229-02-95 Содержание 1 История 2 Благотворительница А.Аладжалова 3 Архитектура 4 Статус и состояние 5 Реликвии 6 Изображения 6.1 Иконы 7 Разное 8 Библиография 8.1 Сноски История Здание армянской апостольской церкви во имя Святого Иоанна Крестителя или Сурб-Карапет - единственный из уцелевших армянских храмов Бывшего г. Нахичевань-на-Дону (ныне Пролетарский район г. Ростова-на-Дону). Разрешение на строительство кладбищенской церкви Синод дал в 1875 г. В том же году началось строительство храма и завершилось через шесть лет. Освящение его состоялось 11 июня 1881 г. Возглавлял надзор за строительством душеприказчик И. Е. Хатранов. По мнению художника М. Сарьяна, он участвовал также в создании эскизов оформления церковных интерьеров вместе с архитектором В. В. Сазоновым. Сам храм действовал до конца 1930-х гг. В 1938 г. церковь была закрыта, а священнослужители арестованы по обвинению в связях с партией "Дашнактютюн". В 1941 г. церковь вновь была открыта. В настоящее время Сурб-Карапет - действующая церковь, находится в ведении Приходского совета Ростовской Армянской Апостольской церкви Российской и Нор Нахичеванской армянской епархии. Церковь действует при МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет". Благотворительница А.Аладжалова Храм был построен на средства известной нахичеванской благотворительницы Акюлине Погосовны Аладжаловой. [1] Здесь же, под юго-западной стеной церкви покоится сама госпожа Аладжалова. На мраморном памятнике в форме национального клобука с украшениями золотая надпись: "Здесь покоится прах благородной госпожи Акюлине Погосовны Аладжалян, урожденной Хатраян, скончавшейся 3 сентября 1871г. в возрасте 62 лет". 18 января 1875 г. в Нахичеванскую Городскую Управу душеприказчики Иван Хатранов, Христофор Титров и Николай Аджемов по завещанию покойной дворянки Акюлине Аладжаловой направили прошение следующего содержания: “ Покойная дворянка Аладжалова в духовном завещании своем, утвержденном Таганрогским окружным судом 26 ноября 1871 г., между прочим, сделала следующее распоряжение: из сосредоточенного в банке капитала моего с наросшими процентами три части я определяю: а) на сооружение при армянском соборном кладбище каменной церкви во имя св.Иоанна Крестителя и при ней деревянного посетительского дома и при этих зданиях колодца, б) на постройку здесь же, при кладбище, нескольких деревянных домиков для жительства… армянских семейств”. Далее в прошении отмечалось, что, так как кладбище и по сей день не имеет церкви, душеприказчики обращаются в городскую управу с просьбой разрешить этот вопрос. Решив его положительно, городской голова 29 января 1875 г. обращается к Католикосу Геворгу V и в Губернское правление за разрешением на сооружение означенной церкви. Архитектура По мнению Е.Шах-Азиза автором проекта являлся городской архитектор В.В.Сазонов. По мнению же Х.А.Поркшеяна проект был составлен в Петербурге в 1867 г. сотрудником Академии художеств В. Газирбекяном, который за эту работу был награжден серебряной медалью и заграничной командировкой. По мнению тех же авторов, это единственная в России церковь, построенная в то время в древнеармянском стиле. Церковь кирпичная, прямоугольной формы в плане, с многоскатной крышей и шатровым завершением восьмигранного светового барабана. Выстроена в классических традициях армянского культового зодчества. Ее объемно-пространственная композиция построена на сочетании форм базиликальных и крестово-купольных армянских храмов. Возвышающиеся над первым ярусом центральные, продольный и поперечные нефы в трансепте завершаются двенадцатигранным барабаном с шатровым завершением. Двухсветная, крестообразная в плане часть церкви, дополнена более низкими пристройками, размещенными между рукавами креста. Памятник истории и архитектуры, охраняется государством вместе с территорией, исторически и функционально связанной с застройкой комплекса. Храм Сурб Карапет соединяет в себе традиции древних армянских крестово-купольных храмов, в которых помещения располагались по сторонам креста, составляя в плане прямоугольник с проёмами порталов по четырём сторонам храма. Уникальность и своеобразие архитектурного декора и элементов отмечает профессор О. Х. Халпахчьян. Уникальная красота здания церкви Сурб Карапет определена необычной, взятой из древности декорировкой, основанной на контрасте белого камня (тонко профилированных тяг, аркад, хачкаров) и плоскостей красной кирпичной кладки. Исследователи Е. А. Шахазиз и Х. А. Поркшян считают эту церковь «единственной в России, построенной в древнеармянском стиле». В архивных документах историко-этнографической экспедиции 1920 г., в которую входили известные художники, архитекторы, искусствоведы Н. Лансере, Г. Лаврский, М. Сарьян, храм был также отмечен как ценная, архитектурная постройка. Письма внука художника А. А. Арцатбаняна, В. М. Александрова подтверждают участие А. А. Арцатбаняна в выполнении монументальных росписей в интерьерах церкви. Они представляют большую художественную ценность. К несчастью, в начале 1990-х гг. все холсты на стенах (за исключением композиции «Успение Богородицы» и иконы «Св. Иоанн Креститель») были грубо обновлены — записаны масляными красками рукой непрофессионального ремесленника. Статус и состояние ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Главы Администрации РО № 411 от 09.10.1998 г. отнесен к категории памятников местного значения и включен в Перечень памятников истории и культуры местного значения, принятых на государственную охрану Действующая церковь Реликвии В церкви содержались мощи Сурб Карапета, которые были переданы в дар от церкви Сурб Григор Лусаворич. Изображения Церковь св. Иоанна Предтечи - Сурб Карапет. 1875-1881 гг. 1930г. Поскольку церковь Сурб Карапет была официально признана памятником архитектуры, охраняемым государством и на её южном фасаде были установлены две доски с соответствующими надписями на армянском и русском языках[2]. 30.09.1989 Иконы [3] Разное Здание церкви Сурб Карапет - единственное из уцелевших армянских храмов бывшего города Нахичевань-на-Дону. Местная религиозная организация зарегистрирована 5 ноября 1992 г. Библиография Памятники Дона Культурный туризм Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону. - Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеваниы. Перевод с армянского Ш.М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Халпахчьян О. X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер., 1988 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ На ее средства были также построены приют для нищих на армянском кладбище, богодельня. ↑ Мероприятие состоялось в рамках дней культуры донских армян, посвященных 210-летию переселения с Крыма на Дон ↑ Резной иконостас в храме Святого Карапета. Священник сказал, что мастер резьбы по дереву приезжал из Армении, а сюжет (орнаментированное изображение) для резьбы брали с поверхности каменного креста (хачкара), привезенного из армянского монастыря. Этому камню якобы 700 лет.

Ростов-на-Дону

Церковь Сурб Саркис (Шахты)

Церковь Сурб Саркис (Шахты)Руководитель при регистрации: Духовный пастырь – Тадеос Авагян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Ростовская обл., г. Шахты, Енисейский пер., 32 Телефон/Факс: +7 (928) 148-13-13 Ссылки: Сайт Страница в VK − Армянская Община-Шахты Содержание 1 История 1.1 Приходской совет 2 Армянский культурно-просветительский центр "Андраник" 3 Видео 4 Изображения История Церковь Сурб Саркис действует при МРО Церковь "Святого Саркиса". 25 сентября 2010 г. по благословению Католикоса Всех Армян Гарегина II и по приглашению Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии в город Шахты для совершения обряда освящения основ церкви прибыл Глава Арагацотнской Епархии Епископ Мкртыч Прошян. Были освящены 16 краеугольных камней, которые были размещены в основании новостроющейся церкви. По окончании церемонии Епископ Мкртыч освятил во дворе церкви хачкар. На церемонии присутствовали городские власти, представители МИД РФ, Благочинный Шахтинского округа, настоятель собора Покрова Пресвятой Богородицы, протоиерей Георгий Сморкалов, духовенство Ново-Нахичеванской и Российской епархии и многие другие гости из Армении, Москвы, Краснодара, Сочи, Астрахани, Ставрополя, Элисты, Нальчика, Ростова-на-Дону и Новочеркасска. Начало строительства церкви и культурного центра стало возможным благодаря мэру г.Шахты С. А. Понамаренко, которому была вручена грамота Патриаршего благословения. Церковь и культурный центр находятся на этапе строительства. Приходской совет Антонян Владик Рачикович Ванян Айказ Акопович Геворкян Юрий Рафаэлович Мкртчян Арменуи Гамлетовна Даниелян Сурен Григорьевич Элибекян Ашот Оганезович Армянский культурно-просветительский центр "Андраник" Видео Приглашение на праздник "Сурб Хач" в Церковь "Святого Саркиса" г. Шахты Изображения

Шахты

Церковь Сурб Арутюн (Ростов-на-Дону)

Армянская апостольская церковь «Церковь Сурб Арутюн» Церковь Святого Воскресения Սուրբ Հարություն եկեղեցիВид заведения: Церковь Основатель: Карапетяна Саака Альбертовича, Казаряна Владимира Павловича Руководитель при регистрации: Тер Тиран (Авагян) Адрес: г. Ростов-на-Дону, пл. Толстова, 2в. Телефон/Факс: +7 (905) 455-89-01 Содержание 1 История 2 Меценаты строительства церкви 3 Творческие коллективы при церкви 3.1 Вокальный ансамбль "Нахичевань" 3.2 Танцевальный ансамбль "Звартноц" 4 Изображения 5 Видео История Церковь Сурб Арутюн действует при МРО "Церковь Сурб Арутюн". Церковь построена на площади Толстого близко от того места, где ранее располагался храм Сурб Григора Лусаворича. Строительство новой церкви началось в октябре 2005 г. Освящение церкви было произведено 29 мая 2011 г. Католикосом Гарегином Вторым. Здание храма выполнено в традиционном для армянских культовых сооружений стиле. 40-метровое (вместе с куполом) здание может одновременно вместить около 300 прихожан. Снаружи и внутри церковь отделана розовым туфом, который специально доставляли из Армении. Алтарь и купель изготовлена армянскими мастерами из белого мрамора и украшена изысканной многослойной резьбой. Меценаты строительства церкви Церковь воздвигнута за счет личных средств меценатов строительства - благотворителей Карапетяна Саака Альбертовича и Казаряна Владимира Павловича - председателя попечительского совета Церкви. Рассказывая об идее строительства Церкви, Владимир Казарян рассказал, что «…родители Артура - Саак Альбертович Карапетян, Каринэ Владимировна Карапетян (Казарян) и я, пришли к этому практически одновременно, не сговариваясь. Это был единый духовный порыв, огромная внутренняя потребность - увековечить таким образом светлую память горячо любимого сына, внука. И я счастлив, что с Божьей помощью нам удается реализовать задуманное. Дорога к этому Храму по понятным причинам не была для нас легкой. Не только в переносном, но и в прямом смысле. В ходе реализации проекта, который мы с Сааком Альбертовичем, подключив профессиональных архитекторов, проработали все очень тщательно, но пришлось столкнуться с массой непредвиденных трудностей - конструктивных, технических и даже финансовых. Так, одно только закрытие автомобильной дороги через Грузию, значительно взвинтило стоимость доставки розового облицовочного туфа из Армении. Пришлось делать огромный крюк по морю через Измаил. Здесь, на Дону, к сожалению, не нашлось и специалистов, которые бы умели работать с таким уникальным отделочным материалом, как туф. Поэтому приглашали мастеров с нашей исторической родины. Во многом благодаря их стараниям строительные работы подходят сейчас к успешному завершению. И еще. Мы действительно строим этот храм в основном на собственные средства, но при этом с благодарностью принимали и принимаем любую помощь со стороны. Так что, если у кого-то и возникла духовная потребность поучаствовать в этом богоугодном деле, он этой возможностью вполне мог или еще может воспользоваться». Творческие коллективы при церкви Вокальный ансамбль "Нахичевань" Танцевальный ансамбль "Звартноц" Изображения Освящение церкви Видео Сурб Арутюн Ростов-на-Дону Армянская Церковь Сурб Арутюн КРЕЩЕНИЕ 22 ноября Армянская Апостольская Церковь Сурб Арутюн Проповедь в церкви Сурб Арутюн. Ростов. 100-летие геноцида армян "Бессмертные души". Запуск гелиевых шаров в небо. Ростов, церковь Сурб Арутюн Подход шествия к церкви Сурб Арутюн Открыт памятник геноциду армян

Ростов-на-Дону

Армянский храмовый комплекс

С 2013 года в Москве действует Армянский храмовый комплекс. В него входят резиденция Российской и Ново-Нахичеванской епархии Святой Армянской апостольской православной церкви, церковь Святого Креста и кафедральный собор Преображения Господня, который считается самым крупным за пределами Армении. Весь комплекс выдержан в строгом национальном стиле. На территории есть трапезная гостевого дома и магазин с армянскими товарами.

Москва

Монастырь Сурб Хач Старый Крым

Сурб-Хач (в переводе — «монастырь Святого Креста») — монастырь Армянской апостольской церкви, основанный в XIV веке. Расположен в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця, в 3,5 км к юго-западу от города Старый Крым в Кировском районе Крыма. В состав монастырского комплекса входят: церковь Святого Знамения, возведённая в 1358 году; трапезная, датируемая XVIII годом (в конце XIX в. был надстроен второй этаж); братский корпус, представляющий собой кельи (1694 год); лестницы на территории монастырского сада и фонтаны (XVIII — XIX вв.). Монастырь открыт для свободного посещения и паломничества в течение всего года

Старый

Галерея имени И.К. Айвазовского

Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского — один из старейших, популярнейших музеев России и первая на юге страны публичная картинная галерея. Она была открыта 29 июля 1880 г. Дом художника Ивана Константиновича Айвазовского (1817 — 1900) стал центром культурной жизни края. Здесь побывали многие известные живописцы, музыканты, артисты, общественные деятели. Здание картинной галереи является памятником архитектуры, было построено по проекту И.К. Айвазовского в середине Х1Хв. После смерти художника в 1900 г. картинная галерея, согласно завещанию, перешла в собственность города. В 1921 г. галерея была национализирована, в 1922 г. — включена в сеть государственных музеев страны. Экспозиция галереи за время её существования пережила несколько этапов развития. После национализации в галерее все было так, как в дореволюционное время. В 1925 г. экспозиция значительно пополнилась, в 1927 г. экспозиционная площадь расширилась, в 1930-1940-х гг. галерея значительно пополнилась картинами И.К. Айвазовского, западноевропейских художников. Неуклонно росла посещаемость галереи. Так, в 1930 г., по сравнению с 1922 г., количество посетителей возросло в 6 раз (с 4175 до 24824 чел.). Возродилась издательская деятельность галереи. В 1926 г. в Феодосии была выпущена первая советская брошюра «И.К. Айвазовский и Феодосийская галерея», издан первый путеводитель, в 1930 г. — монография об И.К. Айвазовском (автор Н.С. Барсамов). В суровые годы Великой Отечественной войны коллекция галереи была полностью спасена, она эвакуировалась в Ереван. В начале августа 1941 г. пришло распоряжение Комитета по делам искусств СССР о необходимости подготовить к эвакуации самые ценные экспонаты галереи. В конце сентября 1941 г. картины, мемориальные вещи, музейная документация были упакованы; большие и средние картины накатаны на валы, это намного сократило габариты груза, он мог поместится в один товарный вагон. Особо ценные экспонаты -юбилейные подношения И. К. Айвазовскому, состоящие из кожаных и бархатных папок с адресами, обильно украшенных серебром, позолотой, эмалями, были сданы в отделение Госбанка. Упаковали и временную выставку картин (35 полотен) Симферопольской галереи. После войны они легли в основу вновь организованной Симферопольской областной галереи, коллекции которой погибли при эвакуации в Керченском порту. Все было погружено на теплоход «Калинин», взявший курс на Новороссийск. Далее коллекция галереи была отправлена по железной дороге на Краснодар и Ереван. По приезде в Краснодар, когда перевезли груз из вагона в музей, обнаружилось исчезновение небольшого ящика с упакованным в него тяжелым мраморным бюстом И. К. Айвазовского. Были посланы телеграммы в Феодосию с просьбой обследовать причалы порта и организовать розыски, ответ не был получен. И только после войны этот вопрос счастливо разрешился. Сопровождали ценный груз директор галереи Н. С. Барсамов (1892 — 1976) и его жена, главный хранитель СА Барсамова (1900 -1971). В годы войны в Ереванском художественном музее была открыта выставка произведений И.К. Айвазовского. В Управлении по делам искусств при Совнаркоме Армянской ССР были свои планы на галерею И. К. Айвазовского; обсуждался вопрос об оставлении галереи в Ереване навсегда, о постройке для нее специального здания и зачислении Барсамовых пожизненными сотрудниками. Но в Москве решено было вернуть галерею в Феодосию. В середине октября пришли телеграммы из Москвы и Феодосии о разрешении на выезд. В ноябре 1944 г., в освобожденный от немецко-фашистских оккупантов Крым, коллекция картинной галереи была полностью возвращена в Феодосию. Город был сильно разрушен. Дом И.К. Айвазовского в годы войны уцелел, но был сильно поврежден снарядами, пулеметными очередями. Берег был окутан колючей проволокой, вдоль него тянулась цепь дотов, глядевших слепыми глазницами в море, а массивные фундаменты — площадки для тяжелых орудий располагались у самого дома художника. Две бомбы разорвались в непосредственной близости от дома. Мостовая была разворочена, виднелись воронки от авиабомб. Начались ремонтно-восстановительные работы и 2 мая 1946 г. после реставрации была развернута новая экспозиция, оборудован и открыт лекторий. В 1947 г. был открыт мемориальный зал, в котором представлены материалы, документы, мемориальные фотографии. Мраморный бюст И. К. Айвазовского работы Л.А. Бернштама был возвращен в галерею воинской частью под командованием майора Черныша. Он попал в имущество воинской части при погрузке в Феодосийском порту и пропутешествовал с военными по многим фронтам войны. В послевоенные годы коллекция галереи значительно пополнилась произведениями И.К. Айвазовского, К.Ф. Богаевского и других художников. В 1980 г. к 100-летию основания галерея была награждена орденом Дружбы народов. В 2001 г. галерея получила статус национальной. Сегодня собрание галереи — это уникальный комплекс произведений живописи, графики, архивных документов и фотодокументов, мемориальных вещей и предметов декоративно-прикладного искусства — всего более 13 тысяч экспонатов. Основу собрания составляют произведения выдающегося певца моря И.К. Айвазовского — 416 работ живописи и графики. Представлены также произведения современников, учеников и внуков И.К. Айвазовского, западноевропейских маринистов XVII — XIX вв., художников юго-восточного Крыма — Л.Ф. Лагорио, А.И. Фесслера, М.П. Латри, А.В. Ганзена, К.Ф. Богаевского. М.А. Волошина, Н.С. Барсамова, современных художников. Экспозиция располагается в 2-х зданиях — памятниках архитектуры XIX в. — в доме И.К. Айвазовского и особняке сестры художника. В настоящее время галерея является научным центром юго-восточного Крыма, на ее базе проходят международные научные конференции, фестивали классической музыки, выставки, ведется большая научно-исследовательская, культурно-просветительская, издательская деятельность. Ежегодно музей посещают более 300 ООО человек любителей искусства.

Феодосия

Армянская апостольская церковь имени Месропа Маштоца

В городе Тюмень Российской Федерации новопостроенная церковь Святого Месропа Маштоца была торжественно открыта и освящена предстоятелем епархии Армянской Апостольской церкви России и Новой Нахиджевани Тер-Эзрасом Нерсисяном. Как сообщили в представительстве армянской общины Тюмени, в церемонии открытия и освящения храма приняли участие губернатор Тюменской области Российской Федерации Александр Муре, представители государственной и городской власти, посол Республики Армения в Российской Федерации Вагаршак Арутюнян, Министр образования и культуры Республики Армения Гнел Саносян, Губернатор Гегаркуникской области Республики Армения Карен Саркисян, глава Мартунинской общины Оганес Овеян, почетный консул РА в Тюмени Авраам Овеян, многие представители армянской общины Тюмени. Преподобный Езрас помазал святым Мироном 16 столпов церкви, купель, иконы и кресты купола, а также помещенный в церковный двор хачкар, посвященный 44-дневной Арцахской войне, который был перевезен из Армении по инициативе главы армянской общины Тюмени Авраама Овеяна. В ходе мероприятия 17 благотворителей, внесших свой вклад в строительство церкви, были награждены Почетными грамотами, а в знак признания вклада семьи Овеян президент кондаковской общины Католикоса Всех Армян Гарегин II, меценат Авраам Овеян был награжден премией высшая награда Армянской церкви, орден «Святого Григория Просветителя», который вручил преподобный Эзрас. Со словом благословения епископ также обратился к строителям храма. После этого состоялась церемония открытия Парка армяно-российской дружбы и бюста маршала Ованеса Баграмяна. Сад дружбы разбит на 2 гектарах, где официальные лица, участвовавшие в мероприятии, также посадили деревья. Члены армянской общины Тюмени уже посадили здесь 150 плодовых деревьев. Парк был спроектирован так, чтобы посетители могли познакомиться с путем армянского народа, ролью, которую он сыграл в истории, от принятия христианства до периода, охватывающего Великую Отечественную войну. По словам губернатора Тюмени Александра Мура, Парк армяно-российской дружбы станет одним из приятных мест города, где посетители смогут познакомиться с историей, культурой и духовными ценностями армянского народа и еще раз понять, что мир – это основа дружбы между народами. Участники мероприятия поклонились вновь открытому бюсту маршала Ованеса Баграмяна. Мероприятие завершилось концертной программой в исполнении ансамблей песни и танца из Армении. Тюменская церковь Святого Месропа Маштоца построена по проекту тюменца Сурена Сафаряна. Строительство длилось 3 года. Это первая и единственная армянская церковь в регионе и 80-я в Русско-Ново-Нахичеванской епархии. «Мы не только упорно трудились ради этого дня, но и долго и мучительно ждали. Отныне у многих тысяч тюменских армян есть свой дом веры, свой духовный центр, куда они будут приходить, чтобы помолиться на родном языке, пообщаться с родной верой, обвенчаться, запечататься, демонстрировать свою национальную идентичность за пределами родины. Также предпринимаются шаги по защите армян с различными образовательными и культурными программами, которые реализуются по инициативе и на средства армянской общины Тюмени, благодаря доброй воле и поддержке областных и городских властей Тюмени»,

Тюмень

Московский армянский театр

Московский армянский театрВид заведения: Театр Руководитель при регистрации: Степанян Слава Ашотович Адрес: г. Москва, ул. Советской Армии, д. 8 Содержание 1 История 1.1 Новая история театра 1.2 Репертуар 2 Коллектив 3 Гастроли, фестивали, конкурсы, проекты 4 Библиография История История Московского Армянского Театра уходит корнями в далекие 20-е годы XX века, когда в доме известных армянских благотворителей графов Лазаревых начала работать Вторая (Армянская) театральная драматическая студия, которую возглавил Сурен Ильич Хачатуров. В Студии в качестве педагогов работали лучшие представители культуры, науки и искусства – В.Я.Брюсов, А.К. Дживелегов. Н.Я. Марр, И.А. Орбели, Г.Б. Якулов и др. Неоценимый вклад в развитие студии и театра внес К.С. Станиславский, который преподавал студийцам культуру речи и мастерство актера, а также ставил с молодыми армянскими актерами спектакли. Особая роль в становлении армянского театра и работе с актерами принадлежит Е.Б. Вахтангову. Театр открылся 31 мая 1922 года премьерой спектакля «Долина роз», (по пьесе А. Агароняна и М. Манвеляна) поставленного Суреном Хачатуровым под руководством Е. Б. Вахтангова. Будучи ответственным за театральный коллектив и за невозможностью (по состоянию здоровья и огромной занятости) самому возглавить театр, Е.Б. Вахтангов привлек к работе своего ученика Рубена Симонова, который впоследствии и возглавил его. Симонов в свою очередь привлек к работе в армянской студии ярких педагогов–вахтанговцев: Раппопорта, Завадского, Щукина, Кудрявцева. В творческом содружестве с Раппопортом, Симонов на суд зрителей представил пять спектаклей: «Дядя Багдасар», «Восточный дантист», «Высокочтимые попрошайки» А.Пароняна, «Пепо» и «Хатабала» Г. Сундукяна. К спектаклям «Дядя Багдасар» (1927), «Хатабала» (1928) и «Восточный дантист» (1928). Арам Хачатурян написал музыку. Театр много гастролировал по регионам России и Закавказью. Вместе с армянскими коллегами в спектаклях участвовали выдающиеся мастера московских театров - И.М. Москвин, Е.Н. Гоголева, В.Н. Яхонтов, В.И. Качалов. В 1946 году Р.Н. Симонов организовал работу режиссерских курсов, где преподавали известные мастера - М. Ромм, С. Юткевич, С. Герасимов. Здесь получили образование многие режиссеры театра и кино России и Армении. Культурная и образовательная жизнь в Доме Лазаревых кипела и развивалась до 1952 года, и была варварски прервана усилиями приверженца сталинского режима Лаврентия Берии. Новая история театра В 2002 году, ровно через полвека после закрытия, начинается новая история театра. Ученик и соратник С.Параджанова, театральный режиссер и актер Слава Степанян воссоздал студию и театр в Лазаревском доме(где и базировался 2002 г. со дня основания, до 2010 года), продолжив дело великих предков, соблюдая традиции их студийной и театральной деятельности. Учреждение культуры г. Москва «Московский Армянский театр» под руководством Славы Степаняна работает под эгидой Союза Армян России и базируется в помещении САР. Учредителями театра являются Посольство Республики Армения в Российской Федерации и частное лицо, известный московский адвокат, Президент Союза Адвокатов Москвы, господин Шамиров М.Б. В репертуаре театра 10 спектаклей, многие из которых являются Лауреатами и Дипломантами различных международных театральных фестивалей. Спектакли играются на армянском, русском языках. Некоторые спектакли играются и на языке оригинала пьес. Свои постановки на сцене театра осуществляют мастера из России, Армении, Германии, Грузии и т. д. Вместе с актерами молодого коллектива на подмостки театра выходят выдающиеся представители театральной элиты России и других стран: народные артисты России А. Петренко, Э .Виторган, И. Костолевский, А. Михайлов, А. Шейнин, А. Голобородько, А. Коршунов, Д. Харатьян, В. Конкин, Ю. Назаров; заслуженные артисты России О. Кабо, О. Гущин, А. Семчев, Г. Мартиросян; артисты театра и кино Е. Воскресенский, А. Тютин, М. Гусенгаджиев, Н. Вороновский и др. Творческая жизнь театра щедро освещена журналистами. Вышли в свет статьи в газетах «Литературная газета», «Аргументы и факты», «Ноев Ковчег», «Арменпресс», «Fringe Review», «The TheatreguideLondon Reviews», «Московская правда», «Орловская правда», «Вечерний Минск», журналах «Страстной бульвар,10», «Сцена», «Французский язык», «Анив», «Анелик» и др. Важные события в творческой жизни театра стали сюжетами передач Российских и Армянских телевизионных (ТВ «Культура», НТВ, Первый Канал Армении, АрмТв Ру и др.) и радио каналов («Голос России», «France Bleu Vaucluse», «Русское Радио» и др.) Театр поддерживает живую связь с представителями творческой интеллигенции Армении и России, с потомками тех людей, которые заложили первый камень в образование театральной студии и армянского театра в Москве. Театр взаимодействует с молодежным крылом Союза Армян России, Фондом Развития Армянской культуры, Сообществом Интеллектуального Взаимодействия Армянской Молодежи СИВАМ, Благотворительным Фондом в поддержку детей и молодежи «Урарту», Армянской Воскресной школой при КЦ Посольства РА в РФ, Армянскими национальными ансамблями «Цветы Армении» и «Айордик», общеобразовательными школами Москвы № 1650 и 1110, Поликультурным центром Департамента образования САО, представителями Армянской общины гг. Подольска и Мытищи, творческой группой Армянского телевидения Диаспоры в Москве и мн. др. Театр стал тем древом, от которого пошли молодые творческие ростки, творческие кадры театра создали в Москве новые театральные коллективы, продолжая наше общее дело по сохранению и популяризации армянского искусства в России. Театр постепенно вырос из просто театра и превратился в очаг, куда приходят люди, в первую очередь армяне и русские, а также представители других национальностей со своими радостями, бедами, тревогами и надеждами. И театр живет и пульсирует вместе со своим народом, со своей Родиной. Репертуар "Вай, Вай или вояж по-армянски" "Луйс Mари. Ода "К Радости" "Ищу любимую" "Суд идет…" "Голос человеческий" "Кастинг" "Ара Прекрасный и Семирамида" "Предложение" "Эй, кто – нибудь!.." "Метанойя" "У 8 женщин, мужчина без… счастья" Подробнее [1] Коллектив Слава Ашотович Степанян - художественный руководитель Нелли Рубеновна Шахбазова - заместитель художественного руководителя Артур Митинян - композитор Григорий Казарян - композитор Зита Бадалян - актриса, педагог по сценической речи Антон Афанасьев - ведущий мастер сцены Лира Айларова - актриса Софья Торосян - актриса Артур Папоян - актер Виктория Яременко - актриса Дарья Витан - актриса Рипсимэ Гюлезян - актриса Аида Агабекян - актриса Жанетт Гурская - актриса Лилит Пирумян - администратор, актриса-стажер Екатерина Высоцкая - актриса Седа Маилян - актриса ДимаДмитрий Новиков - актер Алексей Бигони-Самойлов - актер Арарат Вартанян - актер Анастасия Грозинская - актриса Виталий Маркс - актер Вячеслав Григорян - актер Максим Кукарин - актер Артур Чаликян - актер Хуснуллин Ильдар - актер Гастроли, фестивали, конкурсы, проекты Театр представляет на международных театральных фестивалях две страны, Армению и Россию. Гастроли со спектаклями "Ищу любимую" в г. Сочи (2023) Участие в фестивале "Франкофония" на сцене Библиотеки иностранной литературы (Москва, 2023) Гастроли со спектаклями "Ищу любимую" и "Луйсмари. Ода "К радости" (Ярославль, 2023) Гастроли со спектаклем "Вай, вай или Вояж по-армянски" (Махачкала, 2022) Участие во 2-ых Российских театральных сезонах и 1-ом Российско-Армянском театральном фестивале (Кипр Никоссия, 2019) Участие в Фестивале «Соотечественники» (Саранск, 2018) Участие в Festival «United Solo» (Нью- Йорк, 2016) Участие в Festival «VITRAGE» (Бельгия, Брюссель, 2016) Участие в Юбилейном 50-м Международном театральном фестивале Avignon les OFF (2015) Участие в Edinburgh Festival Fringe (2014) Участие в IV Славянском Форуме искусств "Золотой Витязь"(2013, Москва) Участие в Русских сезонах в городе Ульм (Германия, 2013) Участие в Русских сезонах в Экс ан Прованс (Франция, 2013) Гастроли в городе Магнитогорск (2013) Международный театральный фестиваль в Авиньоне (Франция, 2013) Международный фестиваль античного искусства "Боспорские агоны" (Керчь, 2013) Совместный проект с Продюсерским центром «Золотой век» (2013) Гастроли в Забайкалье (2012) Гастроли в столице Каталонии, в Барселоне (Испания, 2012) Международный театральный фестиваль моноспектаклей «Мария» (Киев, 2012) Участие в культурной программе Олимпиады в Лондоне (Великобритания, 2012) Гастроли в городах Иваново и Александров (2011) Гастроли в городе Самара (2011) Международный театральный фестиваль моноспектаклей “SOLO” (2010) Всеармянский Фестиваль «Одна нация, одна культура» (Армения, 2010) Международный Фестиваль Армянской Культуры «Карот» (Армения, 2010) Совместный проект с деятелями культуры Германии и гастроли по городам Германии (2010) Совместный проект Московского Армянского театра с берлинским театром "Sommer Theater am Alex" и театром "Am Olgaeck" города Штутгарта (2010) Гастроли в городе Усинск (Республика Коми, 2010) Конкурс Департамента образования г. Москва "Учитель года" (2009) VII Международный Театральный Форум «Золотой Витязь» (2009) XI Международный фестиваль русских театров стран СНГ и Балтии "ВСТРЕЧИ В РОССИИ" (Санкт-Петербург, 2009) VI Фестиваль – конкурс национальных театров «Москва – город мира» (2009) Международный музыкальный Фестиваль-конкурс "Памяти Дойны и Иона Алдя-Теодорович" (Молдова, 2008) Международный театральный Фестиваль HIGH FEST (2008) VIII Международный Фестиваль «Четыре элемента» (музыка, кино, театр, традиция). МОСКВА – АВИНЬОН. Конкурс «Этника» (2008) Международный Фестиваль Армянской Культуры «Карот» (2008) V Фестиваль национальных театров «Москва – город мира» (2008) III Московский открытый театральный молодежный фестиваль «В добрый час!» (2008) II Международный Фестиваль театров фольклора «Русский Остров 2007» VI Международный Фестиваль «Четыре элемента» (музыка, кино, театр, традиция). МОСКВА – АВИНЬОН. Конкурс «Этника» (2007) Совместный проект «Московского Армянского театра» с молодежным театром Французского Лицея им. А.Дюма (2007) Гастроли в городе Минск (Белоруссия, 2007) Библиография Официальный сайт

Климовск

Церковь святой Рипсиме Ялта

Церковь Святой Рипсиме в Ялте — это одна из армянских церквей, расположенных на территории Крыма. Она является важным духовным и культурным центром для армянской общины региона и представляет собой образец армянской церковной архитектуры. История: Церковь была построена в начале XX века (1914–1917 годы) на средства армянской общины Ялты. Ее возведение связано с именем известного армянского архитектора Габриэла Тер-Микеляна, который вдохновлялся архитектурой собора Святой Рипсиме в Эчмиадзине (Армения), одного из древнейших христианских храмов в мире. Церковь освящена в честь святой Рипсиме — раннехристианской мученицы, сыгравшей важную роль в принятии христианства в Армении. Архитектура: Церковь Святой Рипсиме выполнена в традиционном армянском стиле: Фасад: Украшен резьбой по камню, характерной для армянской архитектуры. Купол: Центральный купол возвышается над основным зданием, создавая гармоничный силуэт. Интерьер: Внутри церкви сохранились элементы декора, включая росписи и орнаменты. Современное состояние: Церковь действующая, в ней проводятся богослужения, а также культурные мероприятия, связанные с армянской традицией. Она привлекает не только верующих, но и туристов, интересующихся историей и архитектурой. Местоположение: Церковь Святой Рипсиме находится в Ялте, по адресу: ул. Загородная, 3. Она расположена в живописном районе, окруженном зеленью, что делает ее еще более привлекательной для посещения. Значение: Церковь Святой Рипсиме является не только религиозным, но и культурным символом, напоминающим о многовековой истории армянской диаспоры в Крыму. Она также служит примером сохранения национальных традиций в архитектуре и духовной жизни. Если вы посещаете Ялту, церковь Святой Рипсиме — это место, которое стоит включить в ваш маршрут, чтобы познакомиться с армянским наследием Крыма.

Ялта

Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения), Тверь. Освящение

Местная Религиозная Организация Церкви «Сурб Арутюн» (Святого Воскресения) г. Твери Централизованной Религиозной Организации Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской Православной Церкви.

Тверь

Церковь Сурб Геворг

Армянская апостольская церковь Сурб Геворг является одним из излюбленных культурных пространств, на основе которого организовывается большое количество разнообразных мероприятий, служащих для интересного времяпрепровождения в Ярославле. Для туристов храм представляет интерес как образец архитектуры и национальной культуры, один из пунктов экскурсионной программы. Это также центр духовной жизни города, место собрания верующих и проведения богослужений. Посещение армянская апостольская церковь Сурб Геворг станет для вас еще одним способом провести досуг и позволит узнать новое о своем городе. А если вы находитесь в Ярославле как турист — армянская апостольская церковь Сурб Геворг обогатит ваше знакомство с городом. Более подробную информацию вы можете получить по телефону 74852335500 или найти на сайте armdiaspora76.ru. Армянская апостольская церковь Сурб Геворг располагается по адресу: р-н Дзержинский, Тутаевское шоссе, 95/1. График работы: Вт: 11:00 - 16:00; чт-пт: 11:00 - 15:00; сб-вс: 10:00 - 17:00.

Ярославль

Церковь Марии Магдалины

Армянская Апостольская Церковь им. Святой Марии Магдалены является одним из излюбленных культурных пространств, на базе которого организовывается множество различных событий, служащих для интересного времяпрепровождения в Ставрополе. Для путешественников храм будет представлять интерес как образец архитектуры и традиционной культуры, частый пункт экскурсионной программы. Это также центр религиозной жизни Ставрополя, место собрания верующих и проведения богослужений. Посещение армянская Апостольская Церковь им. Святой Марии Магдалены может стать для вас хорошим способом проведения времени и позволит узнать новое о родном городе. А если вы посетили Ставрополь в ходе туристической поездки — армянская Апостольская Церковь им. Святой Марии Магдалены обогатит ваше знакомство с городом. Более подробную информацию вы можете получить по телефону 78652283555. Армянская Апостольская Церковь им. Святой Марии Магдалены находится по адресу: р-н Октябрьский, Войтика, 33 к1. График работы: Пн-вс: 08:00 - 19:00.

Ставрополь

Храм Сурб Никогайос Евпатория

Многие туристы, оказавшись в Евпатории, непременно стараются побывать в находящейся здесь старинной армянской церкви — месте, где прошлое гармонично сливается с настоящим. Примечательно, что храм является точной копией феодосийской церкви, в которой когда-то давно, в XIX веке, крестился и венчался прославленный художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. Там же его и отпевали… Армянская церковь в Евпатории носит имя Святого Николая — Сурб-Никогайос. Она – один из сакральных объектов на туристическом маршруте «Малый Иерусалим», знакомящем гостей полуострова с религиозными святынями Евпатории. История строительства Церковь Сурб-Никогайос — настоящий исторический памятник. Армянский народ нашел пристанище в Крыму в глубокой древности – ещё в VIII веке. Чуть позже сформировалась и его община. Свой храм она построила много позже. При присоединении Крыма к Российской империи в боях храм был сожжен. И лишь к началу XIX века была построена новая армянская церковь – та, которая и осталась современникам. Не случаен выбор имени для храма. Евпатория – приморский город и моряки здесь всегда были в чести. Вот и дали церкви имя покровителя мореплавателей – Святого Николая. В годы Крымской войны Евпатория находилась под контролем англо-франко-турецких войск. Армянский храм под свои нужды заняла французская армия. От её гарнизона остались знаменитые храмовые «автографы» — подписи отдельных солдат и офицеров. Война, безусловно, не пощадила здание. Но армянская община впоследствии восстановила свой храм и даже создала при нем церковно-приходскую школу. В советское время Сурб-Никогайос закрыли, как и многие другие культовые строения. В 1943 году помещение церкви переоборудовали в дом престарелых. В 1984 году зданию был присвоен статус памятника архитектуры. С 1992 года храм вернули в распоряжение национально-культурному обществу армян Евпатории. Святыня была отреставрирована, восстановлен центральный вход и звонница, отремонтирована крыша на куполах. Архитектура и убранство Армянский храм — одно из красивейших строений древней Евпатории. Его фасады оригинальны, они сложены из гладко обтёсанных белых камней — известковых блоков. Архитектура сочетает армянские традиции со стилем русского классицизма. Церковь имеет три входа — южный, северный и западный. Над каждым входом возведен портик с крестообразными сводами. Над южным портиком возвышается звонница. Под старинными сводами церковной базилики много света – большие красивые окна расположены в два уровня. Внизу — квадратные, выделенные пилястрами, с металлическими решетками своеобразного рисунка. Наверху – круглые окна. Внутренне убранство довольно скромное. Стены выкрашены бежевой краской. Алтарь сделан по древнему обычаю – он открыт, иконостаса в нём нет. В храме располагаются реликвии, которые очень дороги армянскому народу — икона, посвященная геноциду армян, а также картина с изображением армянского алфавита, составленного в 405 году. Изюминка церкви – изумительная акустика, которая была достигнута еще при возведении здания: строители разместили в фасадах пустые глиняные сосуды, служащие усилителями звука. Еще одна примечательная деталь — памятник хачкар. Его установили на территории к 195-летию храма. Памятник представляет собой каменную стелу, на которой высечен крест, а вокруг него по периметру — орнамент, имеющий собственную историю, уходящую в глубь веков. Как добраться От автовокзала Евпатории до церкви Сурб-Никогайос можно доехать на общественном транспорте — маршрутках № 6 и 17. Выходить на остановке «Улица Караева» и далее пройти немного пешком на северо-запад, мимо магазина «Вега» и Дома-интерната.

Евпатория

Церковь Сурб Геворг
Церковь Сурб Григор Лусаворич
Памятник Лазарю Серебрякову

Памятник Лазарю Серебрякову в Новороссийске. Российскому контр-адмиралу с армянскими корнями. 1

Новороссийск

Этнографический Центр Армянской Культуры с. Донское Симферополь

Центр армянской культуры был построен для того, чтобы гости крымского полуострова, сами крымчане знакомились с историей крымских армян, Армении, ее культурой и бытом, а также для развития патриотизма у молодежи. «Культурная интеграция для многонационального Крыма — это очень важно. Для мирного сосуществования — это очень важный момент», — заявил директор этнографического центра армянской культуры Станислав Ян.

Симферополь

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира