С 2013 года в Москве действует Армянский храмовый комплекс. В него входят резиденция Российской и Ново-Нахичеванской епархии Святой Армянской апостольской православной церкви, церковь Святого Креста и кафедральный собор Преображения Господня, который считается самым крупным за пределами Армении. Весь комплекс выдержан в строгом национальном стиле. На территории есть трапезная гостевого дома и магазин с армянскими товарами.
Москва
Московский армянский театрВид заведения: Театр Руководитель при регистрации: Степанян Слава Ашотович Адрес: г. Москва, ул. Советской Армии, д. 8 Содержание 1 История 1.1 Новая история театра 1.2 Репертуар 2 Коллектив 3 Гастроли, фестивали, конкурсы, проекты 4 Библиография История История Московского Армянского Театра уходит корнями в далекие 20-е годы XX века, когда в доме известных армянских благотворителей графов Лазаревых начала работать Вторая (Армянская) театральная драматическая студия, которую возглавил Сурен Ильич Хачатуров. В Студии в качестве педагогов работали лучшие представители культуры, науки и искусства – В.Я.Брюсов, А.К. Дживелегов. Н.Я. Марр, И.А. Орбели, Г.Б. Якулов и др. Неоценимый вклад в развитие студии и театра внес К.С. Станиславский, который преподавал студийцам культуру речи и мастерство актера, а также ставил с молодыми армянскими актерами спектакли. Особая роль в становлении армянского театра и работе с актерами принадлежит Е.Б. Вахтангову. Театр открылся 31 мая 1922 года премьерой спектакля «Долина роз», (по пьесе А. Агароняна и М. Манвеляна) поставленного Суреном Хачатуровым под руководством Е. Б. Вахтангова. Будучи ответственным за театральный коллектив и за невозможностью (по состоянию здоровья и огромной занятости) самому возглавить театр, Е.Б. Вахтангов привлек к работе своего ученика Рубена Симонова, который впоследствии и возглавил его. Симонов в свою очередь привлек к работе в армянской студии ярких педагогов–вахтанговцев: Раппопорта, Завадского, Щукина, Кудрявцева. В творческом содружестве с Раппопортом, Симонов на суд зрителей представил пять спектаклей: «Дядя Багдасар», «Восточный дантист», «Высокочтимые попрошайки» А.Пароняна, «Пепо» и «Хатабала» Г. Сундукяна. К спектаклям «Дядя Багдасар» (1927), «Хатабала» (1928) и «Восточный дантист» (1928). Арам Хачатурян написал музыку. Театр много гастролировал по регионам России и Закавказью. Вместе с армянскими коллегами в спектаклях участвовали выдающиеся мастера московских театров - И.М. Москвин, Е.Н. Гоголева, В.Н. Яхонтов, В.И. Качалов. В 1946 году Р.Н. Симонов организовал работу режиссерских курсов, где преподавали известные мастера - М. Ромм, С. Юткевич, С. Герасимов. Здесь получили образование многие режиссеры театра и кино России и Армении. Культурная и образовательная жизнь в Доме Лазаревых кипела и развивалась до 1952 года, и была варварски прервана усилиями приверженца сталинского режима Лаврентия Берии. Новая история театра В 2002 году, ровно через полвека после закрытия, начинается новая история театра. Ученик и соратник С.Параджанова, театральный режиссер и актер Слава Степанян воссоздал студию и театр в Лазаревском доме(где и базировался 2002 г. со дня основания, до 2010 года), продолжив дело великих предков, соблюдая традиции их студийной и театральной деятельности. Учреждение культуры г. Москва «Московский Армянский театр» под руководством Славы Степаняна работает под эгидой Союза Армян России и базируется в помещении САР. Учредителями театра являются Посольство Республики Армения в Российской Федерации и частное лицо, известный московский адвокат, Президент Союза Адвокатов Москвы, господин Шамиров М.Б. В репертуаре театра 10 спектаклей, многие из которых являются Лауреатами и Дипломантами различных международных театральных фестивалей. Спектакли играются на армянском, русском языках. Некоторые спектакли играются и на языке оригинала пьес. Свои постановки на сцене театра осуществляют мастера из России, Армении, Германии, Грузии и т. д. Вместе с актерами молодого коллектива на подмостки театра выходят выдающиеся представители театральной элиты России и других стран: народные артисты России А. Петренко, Э .Виторган, И. Костолевский, А. Михайлов, А. Шейнин, А. Голобородько, А. Коршунов, Д. Харатьян, В. Конкин, Ю. Назаров; заслуженные артисты России О. Кабо, О. Гущин, А. Семчев, Г. Мартиросян; артисты театра и кино Е. Воскресенский, А. Тютин, М. Гусенгаджиев, Н. Вороновский и др. Творческая жизнь театра щедро освещена журналистами. Вышли в свет статьи в газетах «Литературная газета», «Аргументы и факты», «Ноев Ковчег», «Арменпресс», «Fringe Review», «The TheatreguideLondon Reviews», «Московская правда», «Орловская правда», «Вечерний Минск», журналах «Страстной бульвар,10», «Сцена», «Французский язык», «Анив», «Анелик» и др. Важные события в творческой жизни театра стали сюжетами передач Российских и Армянских телевизионных (ТВ «Культура», НТВ, Первый Канал Армении, АрмТв Ру и др.) и радио каналов («Голос России», «France Bleu Vaucluse», «Русское Радио» и др.) Театр поддерживает живую связь с представителями творческой интеллигенции Армении и России, с потомками тех людей, которые заложили первый камень в образование театральной студии и армянского театра в Москве. Театр взаимодействует с молодежным крылом Союза Армян России, Фондом Развития Армянской культуры, Сообществом Интеллектуального Взаимодействия Армянской Молодежи СИВАМ, Благотворительным Фондом в поддержку детей и молодежи «Урарту», Армянской Воскресной школой при КЦ Посольства РА в РФ, Армянскими национальными ансамблями «Цветы Армении» и «Айордик», общеобразовательными школами Москвы № 1650 и 1110, Поликультурным центром Департамента образования САО, представителями Армянской общины гг. Подольска и Мытищи, творческой группой Армянского телевидения Диаспоры в Москве и мн. др. Театр стал тем древом, от которого пошли молодые творческие ростки, творческие кадры театра создали в Москве новые театральные коллективы, продолжая наше общее дело по сохранению и популяризации армянского искусства в России. Театр постепенно вырос из просто театра и превратился в очаг, куда приходят люди, в первую очередь армяне и русские, а также представители других национальностей со своими радостями, бедами, тревогами и надеждами. И театр живет и пульсирует вместе со своим народом, со своей Родиной. Репертуар "Вай, Вай или вояж по-армянски" "Луйс Mари. Ода "К Радости" "Ищу любимую" "Суд идет…" "Голос человеческий" "Кастинг" "Ара Прекрасный и Семирамида" "Предложение" "Эй, кто – нибудь!.." "Метанойя" "У 8 женщин, мужчина без… счастья" Подробнее [1] Коллектив Слава Ашотович Степанян - художественный руководитель Нелли Рубеновна Шахбазова - заместитель художественного руководителя Артур Митинян - композитор Григорий Казарян - композитор Зита Бадалян - актриса, педагог по сценической речи Антон Афанасьев - ведущий мастер сцены Лира Айларова - актриса Софья Торосян - актриса Артур Папоян - актер Виктория Яременко - актриса Дарья Витан - актриса Рипсимэ Гюлезян - актриса Аида Агабекян - актриса Жанетт Гурская - актриса Лилит Пирумян - администратор, актриса-стажер Екатерина Высоцкая - актриса Седа Маилян - актриса ДимаДмитрий Новиков - актер Алексей Бигони-Самойлов - актер Арарат Вартанян - актер Анастасия Грозинская - актриса Виталий Маркс - актер Вячеслав Григорян - актер Максим Кукарин - актер Артур Чаликян - актер Хуснуллин Ильдар - актер Гастроли, фестивали, конкурсы, проекты Театр представляет на международных театральных фестивалях две страны, Армению и Россию. Гастроли со спектаклями "Ищу любимую" в г. Сочи (2023) Участие в фестивале "Франкофония" на сцене Библиотеки иностранной литературы (Москва, 2023) Гастроли со спектаклями "Ищу любимую" и "Луйсмари. Ода "К радости" (Ярославль, 2023) Гастроли со спектаклем "Вай, вай или Вояж по-армянски" (Махачкала, 2022) Участие во 2-ых Российских театральных сезонах и 1-ом Российско-Армянском театральном фестивале (Кипр Никоссия, 2019) Участие в Фестивале «Соотечественники» (Саранск, 2018) Участие в Festival «United Solo» (Нью- Йорк, 2016) Участие в Festival «VITRAGE» (Бельгия, Брюссель, 2016) Участие в Юбилейном 50-м Международном театральном фестивале Avignon les OFF (2015) Участие в Edinburgh Festival Fringe (2014) Участие в IV Славянском Форуме искусств "Золотой Витязь"(2013, Москва) Участие в Русских сезонах в городе Ульм (Германия, 2013) Участие в Русских сезонах в Экс ан Прованс (Франция, 2013) Гастроли в городе Магнитогорск (2013) Международный театральный фестиваль в Авиньоне (Франция, 2013) Международный фестиваль античного искусства "Боспорские агоны" (Керчь, 2013) Совместный проект с Продюсерским центром «Золотой век» (2013) Гастроли в Забайкалье (2012) Гастроли в столице Каталонии, в Барселоне (Испания, 2012) Международный театральный фестиваль моноспектаклей «Мария» (Киев, 2012) Участие в культурной программе Олимпиады в Лондоне (Великобритания, 2012) Гастроли в городах Иваново и Александров (2011) Гастроли в городе Самара (2011) Международный театральный фестиваль моноспектаклей “SOLO” (2010) Всеармянский Фестиваль «Одна нация, одна культура» (Армения, 2010) Международный Фестиваль Армянской Культуры «Карот» (Армения, 2010) Совместный проект с деятелями культуры Германии и гастроли по городам Германии (2010) Совместный проект Московского Армянского театра с берлинским театром "Sommer Theater am Alex" и театром "Am Olgaeck" города Штутгарта (2010) Гастроли в городе Усинск (Республика Коми, 2010) Конкурс Департамента образования г. Москва "Учитель года" (2009) VII Международный Театральный Форум «Золотой Витязь» (2009) XI Международный фестиваль русских театров стран СНГ и Балтии "ВСТРЕЧИ В РОССИИ" (Санкт-Петербург, 2009) VI Фестиваль – конкурс национальных театров «Москва – город мира» (2009) Международный музыкальный Фестиваль-конкурс "Памяти Дойны и Иона Алдя-Теодорович" (Молдова, 2008) Международный театральный Фестиваль HIGH FEST (2008) VIII Международный Фестиваль «Четыре элемента» (музыка, кино, театр, традиция). МОСКВА – АВИНЬОН. Конкурс «Этника» (2008) Международный Фестиваль Армянской Культуры «Карот» (2008) V Фестиваль национальных театров «Москва – город мира» (2008) III Московский открытый театральный молодежный фестиваль «В добрый час!» (2008) II Международный Фестиваль театров фольклора «Русский Остров 2007» VI Международный Фестиваль «Четыре элемента» (музыка, кино, театр, традиция). МОСКВА – АВИНЬОН. Конкурс «Этника» (2007) Совместный проект «Московского Армянского театра» с молодежным театром Французского Лицея им. А.Дюма (2007) Гастроли в городе Минск (Белоруссия, 2007) Библиография Официальный сайт
Климовск
Памятник Артуру Чилингарову в Санкт-Петербурге. Российскому учёному и полярнику армянского происхождения. 1
Москва
Монумент Араму Хачатуряну в Москве, в сквере у дома в Брюсовом переулке, где композитор жил с 1962 по 1978 годы. Ещё один бюст Араму Хачатуряну можно увидеть в фойе Большого зала Московской консерватории. 1
Москва
Сурб-Хач (в переводе — «монастырь Святого Креста») — монастырь Армянской апостольской церкви, основанный в XIV веке. Расположен в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця, в 3,5 км к юго-западу от города Старый Крым в Кировском районе Крыма. В состав монастырского комплекса входят: церковь Святого Знамения, возведённая в 1358 году; трапезная, датируемая XVIII годом (в конце XIX в. был надстроен второй этаж); братский корпус, представляющий собой кельи (1694 год); лестницы на территории монастырского сада и фонтаны (XVIII — XIX вв.). Монастырь открыт для свободного посещения и паломничества в течение всего года
Старый
Армянская апостольская церковь Сурб Геворг является одним из излюбленных культурных пространств, на основе которого организовывается большое количество разнообразных мероприятий, служащих для интересного времяпрепровождения в Ярославле. Для туристов храм представляет интерес как образец архитектуры и национальной культуры, один из пунктов экскурсионной программы. Это также центр духовной жизни города, место собрания верующих и проведения богослужений. Посещение армянская апостольская церковь Сурб Геворг станет для вас еще одним способом провести досуг и позволит узнать новое о своем городе. А если вы находитесь в Ярославле как турист — армянская апостольская церковь Сурб Геворг обогатит ваше знакомство с городом. Более подробную информацию вы можете получить по телефону 74852335500 или найти на сайте armdiaspora76.ru. Армянская апостольская церковь Сурб Геворг располагается по адресу: р-н Дзержинский, Тутаевское шоссе, 95/1. График работы: Вт: 11:00 - 16:00; чт-пт: 11:00 - 15:00; сб-вс: 10:00 - 17:00.
Ярославль
В городе Тюмень Российской Федерации новопостроенная церковь Святого Месропа Маштоца была торжественно открыта и освящена предстоятелем епархии Армянской Апостольской церкви России и Новой Нахиджевани Тер-Эзрасом Нерсисяном. Как сообщили в представительстве армянской общины Тюмени, в церемонии открытия и освящения храма приняли участие губернатор Тюменской области Российской Федерации Александр Муре, представители государственной и городской власти, посол Республики Армения в Российской Федерации Вагаршак Арутюнян, Министр образования и культуры Республики Армения Гнел Саносян, Губернатор Гегаркуникской области Республики Армения Карен Саркисян, глава Мартунинской общины Оганес Овеян, почетный консул РА в Тюмени Авраам Овеян, многие представители армянской общины Тюмени. Преподобный Езрас помазал святым Мироном 16 столпов церкви, купель, иконы и кресты купола, а также помещенный в церковный двор хачкар, посвященный 44-дневной Арцахской войне, который был перевезен из Армении по инициативе главы армянской общины Тюмени Авраама Овеяна. В ходе мероприятия 17 благотворителей, внесших свой вклад в строительство церкви, были награждены Почетными грамотами, а в знак признания вклада семьи Овеян президент кондаковской общины Католикоса Всех Армян Гарегин II, меценат Авраам Овеян был награжден премией высшая награда Армянской церкви, орден «Святого Григория Просветителя», который вручил преподобный Эзрас. Со словом благословения епископ также обратился к строителям храма. После этого состоялась церемония открытия Парка армяно-российской дружбы и бюста маршала Ованеса Баграмяна. Сад дружбы разбит на 2 гектарах, где официальные лица, участвовавшие в мероприятии, также посадили деревья. Члены армянской общины Тюмени уже посадили здесь 150 плодовых деревьев. Парк был спроектирован так, чтобы посетители могли познакомиться с путем армянского народа, ролью, которую он сыграл в истории, от принятия христианства до периода, охватывающего Великую Отечественную войну. По словам губернатора Тюмени Александра Мура, Парк армяно-российской дружбы станет одним из приятных мест города, где посетители смогут познакомиться с историей, культурой и духовными ценностями армянского народа и еще раз понять, что мир – это основа дружбы между народами. Участники мероприятия поклонились вновь открытому бюсту маршала Ованеса Баграмяна. Мероприятие завершилось концертной программой в исполнении ансамблей песни и танца из Армении. Тюменская церковь Святого Месропа Маштоца построена по проекту тюменца Сурена Сафаряна. Строительство длилось 3 года. Это первая и единственная армянская церковь в регионе и 80-я в Русско-Ново-Нахичеванской епархии. «Мы не только упорно трудились ради этого дня, но и долго и мучительно ждали. Отныне у многих тысяч тюменских армян есть свой дом веры, свой духовный центр, куда они будут приходить, чтобы помолиться на родном языке, пообщаться с родной верой, обвенчаться, запечататься, демонстрировать свою национальную идентичность за пределами родины. Также предпринимаются шаги по защите армян с различными образовательными и культурными программами, которые реализуются по инициативе и на средства армянской общины Тюмени, благодаря доброй воле и поддержке областных и городских властей Тюмени»,
Тюмень
Церковь Святой Рипсиме в Ялте — это одна из армянских церквей, расположенных на территории Крыма. Она является важным духовным и культурным центром для армянской общины региона и представляет собой образец армянской церковной архитектуры. История: Церковь была построена в начале XX века (1914–1917 годы) на средства армянской общины Ялты. Ее возведение связано с именем известного армянского архитектора Габриэла Тер-Микеляна, который вдохновлялся архитектурой собора Святой Рипсиме в Эчмиадзине (Армения), одного из древнейших христианских храмов в мире. Церковь освящена в честь святой Рипсиме — раннехристианской мученицы, сыгравшей важную роль в принятии христианства в Армении. Архитектура: Церковь Святой Рипсиме выполнена в традиционном армянском стиле: Фасад: Украшен резьбой по камню, характерной для армянской архитектуры. Купол: Центральный купол возвышается над основным зданием, создавая гармоничный силуэт. Интерьер: Внутри церкви сохранились элементы декора, включая росписи и орнаменты. Современное состояние: Церковь действующая, в ней проводятся богослужения, а также культурные мероприятия, связанные с армянской традицией. Она привлекает не только верующих, но и туристов, интересующихся историей и архитектурой. Местоположение: Церковь Святой Рипсиме находится в Ялте, по адресу: ул. Загородная, 3. Она расположена в живописном районе, окруженном зеленью, что делает ее еще более привлекательной для посещения. Значение: Церковь Святой Рипсиме является не только религиозным, но и культурным символом, напоминающим о многовековой истории армянской диаспоры в Крыму. Она также служит примером сохранения национальных традиций в архитектуре и духовной жизни. Если вы посещаете Ялту, церковь Святой Рипсиме — это место, которое стоит включить в ваш маршрут, чтобы познакомиться с армянским наследием Крыма.
Ялта
Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского — один из старейших, популярнейших музеев России и первая на юге страны публичная картинная галерея. Она была открыта 29 июля 1880 г. Дом художника Ивана Константиновича Айвазовского (1817 — 1900) стал центром культурной жизни края. Здесь побывали многие известные живописцы, музыканты, артисты, общественные деятели. Здание картинной галереи является памятником архитектуры, было построено по проекту И.К. Айвазовского в середине Х1Хв. После смерти художника в 1900 г. картинная галерея, согласно завещанию, перешла в собственность города. В 1921 г. галерея была национализирована, в 1922 г. — включена в сеть государственных музеев страны. Экспозиция галереи за время её существования пережила несколько этапов развития. После национализации в галерее все было так, как в дореволюционное время. В 1925 г. экспозиция значительно пополнилась, в 1927 г. экспозиционная площадь расширилась, в 1930-1940-х гг. галерея значительно пополнилась картинами И.К. Айвазовского, западноевропейских художников. Неуклонно росла посещаемость галереи. Так, в 1930 г., по сравнению с 1922 г., количество посетителей возросло в 6 раз (с 4175 до 24824 чел.). Возродилась издательская деятельность галереи. В 1926 г. в Феодосии была выпущена первая советская брошюра «И.К. Айвазовский и Феодосийская галерея», издан первый путеводитель, в 1930 г. — монография об И.К. Айвазовском (автор Н.С. Барсамов). В суровые годы Великой Отечественной войны коллекция галереи была полностью спасена, она эвакуировалась в Ереван. В начале августа 1941 г. пришло распоряжение Комитета по делам искусств СССР о необходимости подготовить к эвакуации самые ценные экспонаты галереи. В конце сентября 1941 г. картины, мемориальные вещи, музейная документация были упакованы; большие и средние картины накатаны на валы, это намного сократило габариты груза, он мог поместится в один товарный вагон. Особо ценные экспонаты -юбилейные подношения И. К. Айвазовскому, состоящие из кожаных и бархатных папок с адресами, обильно украшенных серебром, позолотой, эмалями, были сданы в отделение Госбанка. Упаковали и временную выставку картин (35 полотен) Симферопольской галереи. После войны они легли в основу вновь организованной Симферопольской областной галереи, коллекции которой погибли при эвакуации в Керченском порту. Все было погружено на теплоход «Калинин», взявший курс на Новороссийск. Далее коллекция галереи была отправлена по железной дороге на Краснодар и Ереван. По приезде в Краснодар, когда перевезли груз из вагона в музей, обнаружилось исчезновение небольшого ящика с упакованным в него тяжелым мраморным бюстом И. К. Айвазовского. Были посланы телеграммы в Феодосию с просьбой обследовать причалы порта и организовать розыски, ответ не был получен. И только после войны этот вопрос счастливо разрешился. Сопровождали ценный груз директор галереи Н. С. Барсамов (1892 — 1976) и его жена, главный хранитель СА Барсамова (1900 -1971). В годы войны в Ереванском художественном музее была открыта выставка произведений И.К. Айвазовского. В Управлении по делам искусств при Совнаркоме Армянской ССР были свои планы на галерею И. К. Айвазовского; обсуждался вопрос об оставлении галереи в Ереване навсегда, о постройке для нее специального здания и зачислении Барсамовых пожизненными сотрудниками. Но в Москве решено было вернуть галерею в Феодосию. В середине октября пришли телеграммы из Москвы и Феодосии о разрешении на выезд. В ноябре 1944 г., в освобожденный от немецко-фашистских оккупантов Крым, коллекция картинной галереи была полностью возвращена в Феодосию. Город был сильно разрушен. Дом И.К. Айвазовского в годы войны уцелел, но был сильно поврежден снарядами, пулеметными очередями. Берег был окутан колючей проволокой, вдоль него тянулась цепь дотов, глядевших слепыми глазницами в море, а массивные фундаменты — площадки для тяжелых орудий располагались у самого дома художника. Две бомбы разорвались в непосредственной близости от дома. Мостовая была разворочена, виднелись воронки от авиабомб. Начались ремонтно-восстановительные работы и 2 мая 1946 г. после реставрации была развернута новая экспозиция, оборудован и открыт лекторий. В 1947 г. был открыт мемориальный зал, в котором представлены материалы, документы, мемориальные фотографии. Мраморный бюст И. К. Айвазовского работы Л.А. Бернштама был возвращен в галерею воинской частью под командованием майора Черныша. Он попал в имущество воинской части при погрузке в Феодосийском порту и пропутешествовал с военными по многим фронтам войны. В послевоенные годы коллекция галереи значительно пополнилась произведениями И.К. Айвазовского, К.Ф. Богаевского и других художников. В 1980 г. к 100-летию основания галерея была награждена орденом Дружбы народов. В 2001 г. галерея получила статус национальной. Сегодня собрание галереи — это уникальный комплекс произведений живописи, графики, архивных документов и фотодокументов, мемориальных вещей и предметов декоративно-прикладного искусства — всего более 13 тысяч экспонатов. Основу собрания составляют произведения выдающегося певца моря И.К. Айвазовского — 416 работ живописи и графики. Представлены также произведения современников, учеников и внуков И.К. Айвазовского, западноевропейских маринистов XVII — XIX вв., художников юго-восточного Крыма — Л.Ф. Лагорио, А.И. Фесслера, М.П. Латри, А.В. Ганзена, К.Ф. Богаевского. М.А. Волошина, Н.С. Барсамова, современных художников. Экспозиция располагается в 2-х зданиях — памятниках архитектуры XIX в. — в доме И.К. Айвазовского и особняке сестры художника. В настоящее время галерея является научным центром юго-восточного Крыма, на ее базе проходят международные научные конференции, фестивали классической музыки, выставки, ведется большая научно-исследовательская, культурно-просветительская, издательская деятельность. Ежегодно музей посещают более 300 ООО человек любителей искусства.
Феодосия