Церковь Сурб Арутюн (Тверь) Սուրբ Հարություն եկեղեցի Церковь Святого Воскресения St. Harutyun Church Տվերի Սուրբ Հարություն եկեղեցիРуководитель при регистрации: Духовный пастырь – Акоп Сароян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 170008, Тверская область, г. о. город Тверь, г. Тверь, пр-кт Волоколамский, д. 1 Телефон/Факс: +7 (482) 250-73-94, +7 (482) 232-88-15, +7 (903) 806-47-00 Ссылки: Сайт церкви Содержание 1 Информация о церкви 1.1 Приходской совет 2 Молодёжные организации 3 Образовательные учреждения 4 Творческие коллективы 5 Видео 6 Изображения 7 Разное 8 Библиография Информация о церкви Церковь Сурб Арутюн действует при МРО Церковь "Сурб Арутюн". При Церкви Сурб Арутюн действует Молодежный союз "ВЕМ". Строительство Армянской Апостольской Церкви «Сурб Арутюн» в Твери началось в 2001 году, и было приурочено к 1700-летию принятия Христианства в Армении. Обряд освящения основ церкви был совершен в 2000 г. Но основные строительные работы начались в 2007 г., когда был окончательно утвержден проект церкви. Церковь строится на средства благотворителей Валерия Арушанова, Валерия Акопяна и Гагика Язычяна и пожертвования местных армян. Церковь находится в центре города, высота ее 33 метра, занимает территорию в 2,5 тыс. кв. метров, выполнена в традиционном стиле армянского зодчества. Для строительства использовался красный туф, привезенный из Армении. В колокольне Сурб Арутюн пять колоколов, привезённых из Воронежа. Убранство армянской церкви скромное, практически аскетичное. Внутри нет иконостаса в привычном понимании — только образ Богоматери с младенцем на алтаре. В алтарной части находится только сам алтарь, облицованный мрамором, и занавес, который закрывается во время литургии. На туфовых стенах церкви выбиты рельефные кресты — их 16. Каждый крест имеет имя — это имена апостолов, евангелистов и Григория Просветителя. Во время освящения храма они освящаются святым миром — маслом, которое освящают в Армении раз в семь лет. В церкви есть купель: она небольшая, поскольку у армян детей принято крестить ещё в младенчестве. Рядом построено трехэтажное здание, в котором будут находиться школа, дом причта, музей, зал торжеств, а также комната для проживания настоятеля. По инициативе и при участии Гагика Язычяна в 2005 г. из Армении был привезен хачкар. Купольные Кресты церкви освящены 24 ноября 2012 г. C 15.10.2016 г. при церкви Сурб Арутюн действует Духовно-просветительский центр "Айордеац тун", где обучают армянскому языку, истории, литературе, истории армянской церкви. Приходской совет Мирзоян Г.С. Конюхова К.А. Асланян А.С. Хлгатян В.Е. Туниев А.К. Карапетян В.А. Акопян В.Г. Тарасьянц В.О. Айрапетян Х.К. Сафарян Ф.П. Язычян Г.С. Язычян И.С. Каспаров С.Р. Акопов М.Г. Геворгян Е.С. Манусаджян А.Р. Бабаджанян А.Ш. Парсегян С.Э. Гумашян Г.С. Есаян Э.Г. Арушанов В.И. Ашкян С.А. Хачатрян Э.Н. Саргсян Д. Цатурян В.Г. Молодёжные организации Молодёжный Союз "ВЕМ" Образовательные учреждения Духовно-просветительский центр "Айордеац тун" (Тверь) Армянская школа при церкви Сурб Арутюн (Тверь) Творческие коллективы Вокальный колектив "Шохакат" Вокальный ансамбль "Эчмиадзин" Народный ансамбль "Саят Нова" Танцевальный коллектив "Наири" Видео Три года Армянской Апостольской Церкови "Сурб Арутюн" (г. Тверь, Волоколамский пр. 1) Изображения Разное В области проживают 20 тысяч армян, в г. Твери – 6 тысяч. Библиография Открытие церкви
не выбрано
170008, Тверская область, г. о. город Тверь, г. Тверь, пр-кт Волоколамский, д. 1
+7 (482) 250-73-94
Церковь Сурб Амбарцум (Нахичеван-на-Дону) Церковь Сурб Амбарцман Սուրբ Համբարձում եկեղեցի Дата основания: 02.03.1781 Основатель: Иосиф Аргутинский Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Архитектура 1.2 Реликвии 1.3 Церковно-приходская школа 1.4 Судьба храма в советское время 1.5 Священнослужители церкви Сурб Амбарцум с 1843 года 1.6 Разное 2 Библиография История Церковь Сурб Амбарцум (Вознесенский храм) строилась с 1781 года и была освящена Иосифом Аргутинским 27 августа 1783 года. Церемония освящения проходила в очень торжественной обстановке при большом скоплении людей. На ней присутствовало много “знатных русских”, которые вместе с другими знатными нахичеванцами были приглашены полковником Абрамовым на обед, устроенный в его доме. Была построена в 1798 году. Каменный Вознесенский храм стоял в северо-восточной части города между 34-й и 36-й линиями на Вознесенской улице (ныне улица Рябышева). Это была небольшая приходская церковь с полукруглой апсидой, световым барабаном с куполом и небольшой звонницей над входом. В 1799 г. произведен капитальный ремонт церкви. Главный алтарь был сооружен на средства купца Матвея Христофоровича Шорбаронова. С 1863 по 1868 гг. в церкви проводился ремонт на средства собранные с прихожан. В августе 1879 года церковь была ограблена. Было украдено всё церковное имущество и утварь. К 1882 году церковь была восстановлена. 6 июня 1898 - в Нахичеванскую Городскую Управу обратился ктитор Вознесенской церкви Егор Христофорович Алаханов с прошением следующего содержания: “Небезызвсвестно всем, что наш храм находится в настоящее время в таком положении, что по ветхости своей следует непременно переустроить, т.к. прихожане нашей церкви большей частью вообще малоимущего состояния, то трудно ожидать от них всепомоществования, удовлетворяющего потребность для сооружения нашего храма, а потому я осмеливаюсь просить Городскую Управу ходаиайствовать перед Думой в настоящем же заседании о назначении единовременной субсидии по своему усмотрению для сооружения св.Храма Вознесения Христова”. В ответ на эту просьбу на своем заседании Городская Управа вышла с предложением в Городскую Думу ассигновать на ремонт церкви единовременное пособие в сумме 2 тыс. рублей и внести эту сумму в смету на будущий 1899 г. Городская Дума на своем заседании согласилась с заключением Управы. Одновременно с этим было создано попечительство для организации сбора пожертвований. В 1898-1899гг. году были завершены ремонтно-восстановительные работы в церкви. При храме существовало армянское духовное училище. Архитектура Архитектурный стиль и строительные решения Сурб Амбарцума были такие же, как у всех 5 старых нахичеванских храмов. Небольшая приходская церковь с куполом посредине, с выступающей полукруглой апсидой по восточной стене, где был алтарь, с объемистым подвалом. Три двери, обрамленные колоннами, перед западной - колокольня, снизу глухая. Наличники, карнизы классических образцов. Фасады оформили лаконичным классическим декором. Характерная деталь - встроенные в стену хачкары, каменные памятные знаки, стоявшие в Крыму века, но выкорчеванные и вывезенные переселенцами. В Сурб Амбарцуме хачкаров было меньше, чем в других церквях. Самый интересный - на фасаде, с высеченной надписью в память некоего Карапета, от 1439 г. Была надпись и на мраморе под купелью - "во спасение души отца Хуниар-оглу Барсега Григора и матери Мариам, год 1799 декабрь 13-го". На восточной стене текст сообщал: "Благодаря и милосердием всемогущего Бога воздвигнута главная паперть церкви св. Амбарцума трудом и средствами господина - Хачатура Мадтеосовича Шерпароняна вместе с супругой И родителями во имя и честь и в хвалу единого Бога в 1799 году в Новом Нахичеване. Теперь, когда встретите эту надпись, вспомните и вы Богом ниспосланного всеобщего спасителя верховного, апостолотроиного венчанного и верховного посланца Эчмиадзинского кафедрального собора святейшего архиепископа Иосифа". Е. Шахазиз весьма неодобрительно отзывался об интерьере св. Амбарцума. "Неприятное впечатление оставляет у армянских богомольцев позолота и посеребренность ее многочисленных картин, которые сами по себе не представляют никакой ценности. Особенно некрасивы картины, установленные на площадках священников перед клиросом с обеих сторон, которые, собственно, и установлены, чтобы закрыть спины священников, как будто у служителей церкви есть что-то тайное, что надо непременно закрыть, отделить их от народа. Это уродует церковь. Удивительно то, что эту церковь только что основательно обновили и имели возможность обратить внимание на ее внутреннее оборудование, придать ей армянскую форму и заменить стиль строительства армянским. Однако длительный отрыв от традиционной родины уже выработал в переселенцах новый вкус, новые понятия и идеалы. Сказались оторванность от Армении и влияние живущих с ними рядом других народов. Переселенцам кажется уже странным и армянский вкус, и обычай звонить в колокола, и многие особенности армянской жизни. К тому же ктитор и попечитель строительства изготовили роскошную мраморную доску и на ней торжественными словами записали летопись строительства храма. Она должна быть прикреплена на видном месте к одной из стен церкви и таким образом увековечить их имена". Реликвии В церкви хранились мощи Сурб Минаса Египтаци, Сурб Оксентиоса Айрапети и частица древа жизни, привезённая из Крыма. Церковно-приходская школа При содействии Петроса Николаевича Хрмачяна 1ноября 1867 г. во дворе церкви Сурб Амбарцум была открыта школа. В 1902 году школа была закрыта и вновь открыта в 1906 году. Судьба храма в советское время Служба в церкви совершалась до 1936 года. В тот год во время бури, 18 августа, была сорвана крыша, и храм закрыли на ремонт. Но открыт он так и не был. Впоследствии церковь разобрали, а духовное училище перестроили и в нем открыли Лесную школу. Священнослужители церкви Сурб Амбарцум с 1843 года Священник Никохайос Сагимьянц Священник Карапет Чолахьян Священник Минас Пахальян Протоиерей Петорс Карапетович Чолахьян (умер в 1929) Протоиерей Хачатур Акопович Бугаян (1938) Разное В ограде церкви находилось кладбище, где был похоронен известный нахичеванский благотворитель Мкртыч Гогоян, основатель армянской женской прогимназии. В 1914 году во дворе церкви был похоронен благотворитель церкви Геворг Алаханянц. При церкви существовало мужское приходское училище, построенное 27 июля 1866 г. Во дворе бывшей Вознесенской церкви в 1942 году за убийство немецкого офицера оккупантами были расстреляны несколько десятков ни в чем не повинных мирных жителей. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону. Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» в 7 томах (1994-1997). Т.5 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Шагиняна Ш.М. Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013
МРО Церковь "Сурб Григор Лусаворич" (Новочеркасск) Местная религиозная организация церковь "Сурб Григор Лусаворич"(Святого Григория Просветителя) города Новочерскасска Ростовской области Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Дата основания: 27.05.2019 Руководитель при регистрации: Духовный настоятель - Бабаян Вачаган Виликович Адрес: 346408, Ростовская область, г. о. город Новочеркасск, г. Новочеркасск, ул. Ростовский Выезд, д. 18Г Телефон/Факс: +7 (928) 132-55-79 Ссылки: Церковь "Сурб Григор Лусаворич" История МРО Церковь "Сурб Григор Лусаворич" окормляет Церковь Сурб Григор Лусаворич.