МРО Церковь "Сурб Акоп" (Таганрог) Местная религиозная организация "Святая Армянская Апостольская Православная Церковь Сурб Акоп" (Святого Иакова) г. Таганрог Дата основания: 14.04.2015 Руководитель при регистрации: Настоятель - Гайбарян Лусеген Мнацаканович Адрес: 347900, обл. Ростовская, г. Таганрог, ул. Бакинская, д. 27 Учредители Кобалян Артур Мартиросович Мкртчян Самвел Георгиевич Сарибекян Вазген Володяевич Егиазарян Армен Геворгович
Таганрог
347900, обл. Ростовская, г. Таганрог, ул. Бакинская, д. 27
Церковь Сурб Никогайос (Евпатория) Սուրբ Նիկոլայ եկեղեցի Армянская церковь Святого Николая Чудотворца St. Nikolay (Evpatoria) Եվպատորիայի Սուրբ Նիկոլայ եկեղեցիДата основания: 1820 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Евпатория, улица Интернациональная, 44 Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Изображения 4 Разное 5 Библиография История В 1704 г. в Гезлеве, одновременно с другими христианскими храмами Крыма, была сожжена армянская церковь Св. Никогайоса (Николая). В 1817 г. на месте первой церкви армяне основали каменный храм. Но строительство новой армянской церкви было завершено в 1830-40-х гг. из-за отсутствия необходимых денежных средств. Теперешнее здание, являющееся памятником архитектуры, сооружено в 1855 г. армянской общиной города. Армянам пришлось возводить новую церковь — на другом месте. Сначала храм был деревянным. В «Справочной книге города Евпатории и уезда», изданной в 1888 году, история армянского храма описана так: «За крепостью находился квартал армян и Церковь св. Николая, сожжена татарами, потом была выстроена деревянная, вместо которой в 1817 году была заложена каменная с тремя воротами». Сооружалась церковь довольно долго, так как не хватало денег. Строительство новой церкви было завершено только в 30-40-х годах XIX века. Во время Крымской войны Евпатория перешла под контроль англо-франко-турецких войск. В армянской церкви стал на постой французский гарнизон. Солдаты оставили многочисленные граффити, оштукатуренные по окончании войны местной общиной. После Крымской войны вокруг появился фруктовый сад. Рядом — здание начального училища (1891), позже — церковно-приходская школа для мальчиков (1909). Советская власть церковь закрыла, настоятель был выселен, купола, колокольня и порталы были разрушены. С 1984 года является памятником архитектуры. В июне 2012 года в День празднования армянской культуры отреставрированная церковь была открыта. В 2019 году здание церкви, церковной школы и дом настоятеля, находившиеся ранее в оперативном управлении Евпаторийского дома-интерната для престарелых, переданы армянской церкви в безвозмездное пользование сроком на 100 лет. Архитектура Армянская церковь возведена из гладко отесанных блоков белого известняка. Некогда это была купольная базилика, три ее нефа перекрыты сводами, алтарная часть завершена полукруглой апсидой. Восьмигранный барабан и купол утрачены. Церковь имеет западный, северный и южный входы. Над ними были небольшие портики с крестовыми сводами. Западный служил колокольней. На восточной стене сохранился хачкар, дословно «крест-камень» — рельефное изображение креста, непременный атрибут армянской культовой архитектуры. Над нижним рядом прямоугольных окон, оформленных наличниками со стрельчатой бровкой, расположен ряд круглых отверстий. Изображения Разное На территории церкви находится дом престарелых и инвалидов. Вокруг армянской церкви некогда располагался армянский квартал. Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 911710938550005 (ЕГРОКН). Библиография Армянская церковь / Евпатория Крымский архитектурный портал
Пещерная церковь на Бор-КаяКонфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Адрес: Крым, Белогорский район, с. Курское История Предположительно, церковь была построена в VIII—IХ вв., и относилась к бывшему тут армянскому поселению. Современные исследователи считают, что памятник входил в состав поселенческого комплекса (возможно, монастыря), площадь которого составляет, ориентировочно, 100 x 100 м. Рядом с пещерой находятся и погребения. Представлены полученные в ходе этих исследований планы и разрезы пещерного сооружения. Скорее всего данный памятник входил в состав поселения (возможно, монашеского). Он имеет полупещерный характер и представляет собою расположенную под скальным обломком полость с частично обработанными стенами и потолком. Скальный фасад его декорирован карнизом и тимпаном над дверным проемом. На поверхности стен пещеры обнаружены вырезанные кресты, а также надпись, пока не поддающаяся расшифровке. Кроме того, на потолке, над большим камнем, который часто именуется «алтарным», выявлены остатки росписи. В средней части пещеры имеется прямоугольный участок, вымощенный каменными плитами. Вокруг памятника сохранилось несколько древних крепид, выложенных для предотвращения оползания склона, а сам этот участок склона хорошо террасирован. На этих террасах местным жителем было обнаружено 14 погребений.