Церковь Сурб Хач (Минеральные Воды)

Описание

Церковь Сурб Хач (Святой Крест), Минеральные Воды Наименование: Церковь Сурб Хач (Святой Крест) Армянской Апостольской Церкви История: Приход основан 5 июля 2015 года. В 2015 году установлены два хачкара: в память о 100-летии геноцида армян и в память о погибших в Великой Отечественной войне. Освящение земли под строительство часовни и церкви состоялось в июле 2015 года. Государственная регистрация религиозной организации – март 2016 года. Здание построено по проекту архитектора Оганесяна Гарика Николаевича. Действует воскресная школа, обучающая армянскому языку, истории и культуре. Контакты: Адрес: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Горная 2 Телефон/Факс: +7 (918) 882-03-30 Email: info@surbkhach.ru Настоятель: Тер Арам (Унанян Арамаис Карленович)

Город:

Минеральные Воды

Адрес:

Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Горная 2

Телефон:

+7 (918) 882-03-30

Другие
Церковь Сурб Саргис (Тополевка)

Церковь Сурб Саргис (Тополевка)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Адрес: ул. Озерная 2, Тополевка, Крым История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Автономной республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св.Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св.Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". ЦЕРКОВЬ СУРБ САРГИС находится в центре села, на территории домовладения по улице Озерная 2. Она возведена на склоне левого берега протекающей через село речки, параллельно ее руслу. Сохранившиеся средневековые армянские письменные источники о церкви Сурб Саргис сведений не содержат. О возведении церкви армянами Крыма и ее принадлежности армянской общине свидетельствуют имеющиеся на стенах этого памятника армянские эпиграфические надписи, датированные XIV-XVII веками. Самое раннее упоминание тополевской церкви Сурб Саргис встречается в книге Минаса Бжшкяна, написание которой относятся к 20-м годам XIX века. Автор черпал свои сведения у тех крымских армян, часть которых после вхождения полуострова в состав России вернулась обратно. И поэтому, данное им название церкви, которое не совпадает с приведенными более поздними авторами названиями, следует считать единственно правильным. Из краткого описания Минаса Бжшкяна следует, что в начале прошлого столетия здание церкви находилось в удовлетворительном состоянии. В интерьере - на стенах и потолке виднелись следы росписей. Особое внимание автора привлекли хачкары - украшенные резьбой кресты на камне. Эпиграфическая надпись, высеченная на одном из них, датировала хачкар 1387 годом. К зданию церкви была пристроена маленькая каменная часовня, на стенах которой виднелись следы росписей. Следующее описание церкви Сурб Саргис относится к середине XIX века и принадлежит О.Тер-Абраамяну. По сведениям этого автора, церковь уже находилась в разрушенном состоянии. О.Тер Абраамян тоже особо отмечает наличие росписи на стенах рассматриваемого сооружения, а также высеченной на хачкаре эпиграфической надписи XIV века. По мнению О. Халпахчьяна, вмурованные в стены церкви Сурб Саргис памятные хачкары XIV века свидетельствуют о построении собственно церковного здания в том же XIV веке, а возможно и ранее. Сооружение принадлежит к типу небольших зальных церквей со сводчатым перекрытием, основанным на трех подпружных арках, расположенных на разных расстояниях между собой. Арки имеют стрельчатый контур и опираются на профилированные кронштейны. Полуциркульная апсида полностью выступает за пределы основного прямоугольника здания. Вход в церковь размещен в центре южной стены. Помещение освещалось с помощью двух окон, размещенных на продольной оси здания. Большое окно в центре западной стены имеет прямоугольные очертания, между тем как расположенное в середине алтарной апсиды второе - вытянуто по высоте и имеет арочное завершение. Площадь здания составляет 50 квадратных метров. Декоративное убранство церкви весьма скромное. Основной художественный акцент рассчитывался на четкость объемных форм перекрытого двухскатной кровлей параллелепипеда и завершенного конусным покрытием выступающей полуциркульной апсиды. Фасады гладкие, увенчанные скошенной по низу прямоугольной плитой. Основной архитектурный акцент южного фасада - наличник входной двери с полуциркульным верхом. Стены церкви изнутри украшены нишами различного назначения и хачкарами. Одна из устроенных в северной стене ниш представляет собою купель (крещальню) церкви. Сохранившиеся на стенах сооружения хачкары различны по своим размерам и художественному убранству. Они представляют собой уникальные для Крыма образцы по резьбе на камне. Некоторые из них имеют эпиграфические надписи на армянском языке, датирующие эти памятники XIV-XVII веками. Что касается украшавших интерьер росписей, о которых сообщают авторы XIX века, то они уже полностью утрачены. Не существует также пристроенная к церкви часовня, о которой сообщает М.Бжшкян. Сегодня отсутствуют свод и крыша церковного здания. Западная стена отошла от северной и южной стен и грозит обрушением. На апсиде имеется глубокая трещина. Это уникальное сооружение XIV века, находится на грани полного разрушения. Церковь нуждается в полном обследовании. Фундаменты должны быть укреплены, западная и восточная стены - спущены и заново устроены. Северная и южная стены нуждаются в укреплении. Устройство полуциркульного свода облегчается тем, что блоки от первичного свода в основном сохранились и лежат внутри здания. Заново устроенный свод следует взять под двускатную крышу. Окружение памятника нуждается в очистке и благоустройстве. Перечисленные мероприятия спасут этот интереснейший средневековый памятник Крыма и создадут возможность для его использования. В летний период женский монастырь, расположенный в селе Тополевке посещают многочисленные туристы, которых, думается, заинтересовали бы и средневековые памятники этого некогда армянского поселения. Включение тополевских церквей Сурб Саргис, а также Сурб Урбат в туристические маршруты превратят это место в одно из наиболее посещаемых достопримечательностей Крыма. Не исключается и возможность проведения в церквях Сурб Саргис и Сурб Урбат некоторых религиозных праздников и богослужения в эти дни. Изображение Библиография Средневековая церковь Сурб-Саргис в с.Тополевка

Церковь Србоц Таргманчац (Пятигорск)

Церковь Србоц Таргманчац (Пятигорск) Սրբոց Թարգմանչաց եկեղեցի Церковь Св. Переводчиков Саака и Месропа Պյատիգորսկի Սրբոց Թարգմանչաց եկեղեցիДата основания: 1885 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Адрес: ул. Крайнего, 55, Пятигорск, Россия Ссылки: http://old.behtau.net/uarm.php История На юго-восточном углу пр. Кирова и ул. Крайнего, на месте большого кубического здания некогда находилась первая армянская церковь Пятигорска. Первая армянская церковь в нашем регионе появилась в 1793 г. в Георгиевске. Эта церковь Петра и Павла относилась к Астраханской армяно-григорианской епархиальной консистории. При планировании нового окружного города Пятигорска было предположено и строительство армянской церкви. Летом 1834 г., по просьбе армянской общины Пятигорска, архитектор Первого кавказского военно-рабочего батальона – де Потт – составил проект каменной церкви в классическом стиле, с колонным портиком. Для армянской общины был выделен большой участок под церковь в 16-м квартале Пятигорска. Петербургская Комиссия проектов и смет весной 1835 г. не одобрила представленный проект храма. Позднее новый проект армянской церкви был составлен в Петербурге. К 1842 г. армянская община в Пятигорске собрала 14 тысяч рублей на строительство храма, однако его сооружение задерживалось. Долгие годы различные обряды (венчание, крещение и пр.) проводились в армянской церкви Георгиевска. В 1860-х годах община снова подняла вопрос о своей церкви в Пятигорске. В 1869 г. было получено разрешение о строительстве храма на отведенном обширном участке, на котором с 1824 г. находился казенный Деловой двор. Участок занимал юго-восточный угол улиц Царской (ныне – пр. Кирова) и Базарной (ныне – Крайнего). Первоначально здесь была сооружена небольшая часовня, а в частном доме на противоположном, северо-западном углу Царской и Базарной улиц, была устроена временная домовая церковь. Сбор пожертвований и сооружение нового храма на месте часовни затянулись на долгие годы. Лишь в 1885 г. новая армяно-григорианская церковь в Пятигорске была освящена во имя Святых переводчиков Саака и Месропа (Сурб Таргманчац). Первым священником храма стал Тер-Авраам Шхиньянц (1860-1917). Церковь была окружена оградой и деревьями. Благодаря стараниям ктитора (старосты) церкви Лазаря Свешникова (1833-1901) к 1901 г. была надстроена колокольня над входом в храм. Одноглавый храм был сооружен из местного кирпича и машукского камня в византийском стиле. Крестообразное в плане здание имело небольшой шатровый купол на высоком восьмигранном световом барабане с кокошниками. Купол храма был увенчан главкой с крестом. Главный, западный вход в храм находился в просторной нише со стороны ул. Базарной Над входом была сооружена четырехугольная колокольня с низким шатровым куполом. В 1891 г. молодой зодчий Э.Б. Ходжаев построил южнее храма церковно-приходской двухэтажный дом по собственному проекту. Здесь размещались армянское церковно-приходское училище, типография Садовникова – Нагорова и местное отделение Кавказского Армянского Благотворительного Общества. В 1917 г. приход пятигорской армянской церкви насчитывал более 2 тысяч человек. Священник Шхиньянц, скончавшийся 5 февраля 1917 г., был похоронен у восточной стены своей церкви. Новым священником стал Тер-Чусканянц. В 1920 г. упраздненная церковь была закрыта, а перестроенное здание передано под музей революции. Позднее здесь открылся спортивный зал. В 1956 г. бывшее церковное здание разрушили и вскоре на его месте построили здание института «Промстройпроект». С 1920-х годов в церковных домах размещалась городская поликлиника имени 1-го Мая. В 1997 г. на холме в районе «Гора-Пост» началось сооружение новой армянской церкви имени Святого Сергия (Сурб Саргис) в национальном стиле. Она была торжественно освящена 29 ноября 2003 г. Изображения

Часовня Сурб Геворг (Ясенево)

Часовня Сурб Геворг (Ясенево)Дата основания: 1996 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Москва, МКАД, 38-й километр, 6А, стр. 3 Телефон/Факс: +7 (499) 255-50-19 История Часовня была построена в 1996 г. и получила имя Георгия Победоносца. Посвящение на хачкаре отсылает нас к памятной дате — 850-летию Москвы, чьим покровителем Святой Георгий и является. Строительство началось при благословении и содействии Св. Эчмиадзина. Чертежи, туф поступили из Армении. После освящения храма здесь можно было проводить церковные обряды. На открытие часовни приезжал тогдашний столичный мэр Юрий Лужков, церковные обряды проводил сам Србазан Езрас. Часовня построена на средства благотворителя Артура Багряна. ИзображенияБиблиография Часовня Сурб Геворг в Ясенево

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира