Этнографический комплекс "Двор Дружбы Народов" (Сочи)

Этнографический комплекс "Двор Дружбы Народов" (Амшенский Двор, Сочи)Вид заведения: Этнографический комплекс Основатель: Каладжян Эдуард Арутюнович Адрес: Сочи, с. Казачий Брод, ул. Краснофлотская, 15а Телефон/Факс: +7 (862) 243-10-67, +7 (928) 445-51-21 Ссылки: Сайт комплекса Содержание 1 История 2 Выставки 3 Посетители 4 Часовня в честь Дружбы Народов Кавказа 5 Монумент «Защитникам Отечества» 6 Изображения 7 Библиография История Этнографический комплекс «Двор Дружбы Народов» — первый в г. Сочи частный негосударственный этнографический объект. Создатель и руководитель — Каладжян Эдуард Арутонович. Он многие годы собирал и составлял родословную своей семьи и многих народов, переселившихся на Черноморское побережье Кавказа в к. XIX — нач. XX в. Собирал документальные и вещественные памятники, рассказывающие об их материальной и духовной культуре. В 2002 г. создатель первого в Сочи частного этнографического комплекса «Двор Дружбы Народов» Эдуард Арутюнович Каладжян построил на территории комплекса новый экспозиционный объект – «Ноев Ковчег». Выставки Стационарная этнографическая выставка Более 1500 экспонатов из дерева, мины, железа, меди, стекла, бронзы, камня, инструментов, открыток, книг, карт, железных значков и т.д. Выставка зарегистрирована в управлении культуры администрации г. Сочи, работает на общественных началах. Археологическая выставка Представлены орудия труда, предметы вооружения, женские украшения и многое другое, датированное до Рождества Христова (I, II, III, IV в до нашей эры), более 500 экземпляров. Зимной и летний дегустационные залы Построены в стиле Кавказского зодчества XV-XVI — веков. Оба зала выполнены в духе кавказского национального зодчества. Основной материал — дерево и дикий камень. Зимний дегустационный зал-пацха — отдаленно напоминает жилище армянских переселенцев. Часть этого уютного зала занимает очаг, в котором естественным образом коптится свежее мясо и домашний буйволиный сыр. Основу пищи амшенских армян составляют хлебные злаки — кукуруза, пшеница и мясомолочные продукты. Из мясных продуктов предпочтение отдается баранине и говядине. К числу распространенных мясных блюд относятся: хашлама (отварное мясо), хоровац (шашлык), хаш (суп из говяжьих и бараньих ножек и головы). Популярны толма (голубцы из капустных и виноградных листьев, фаршированные мясом), среди молочнокислых напитков — мацун, национальный хлеб — лаваш, екка (пшеничные лепешки), турша. Приготовление мясных и рыбных блюд осуществляется в тандыре, часто гости «Двора Дружбы Народов» интересуются этим словом. Теперь глиняная печь расположена на глазах у гостей «Двора Дружбы Народов», и Вы можете индивидуально наблюдать за приготовлением мясных и рыбных блюд. Посетители Экскурсионные группы Государственные и общественные деятели Часовня в честь Дружбы Народов Кавказа Часовня в честь Дружбы Народов Кавказа освящена 1 ноября 2000 г. представителями армянской апостольской и русской православной церквей. Слева от звонницы установлен хачкар — каменный крест из Армении. Он был подарен армянской общине города Сочи, а община решила установить хачкар здесь. Освящал крест Каталокс Всех Армян Гарегин II. Об этой церемонии сняли видеофильм, который хранится в музее «Двор Дружбы Народов». Монумент «Защитникам Отечества» В 23 февраля 2003 г. Эдуард Каладжян в честь памяти о воинах, сложивших свои головы на полях сражений, воздвиг монумент «Защитникам Отечества». На сегодняшний день это единственное мемориальное место в Адлере. Сюда приезжает огромное количество людей почтить память защитников Отечества из многих городов России и зарубежья. Воздать дань памяти приходят также и в торжественные моменты жизни. Редкие свадебные церемонии обходятся без возложения цветов к монументу. Жители города, гости курорта считают своим долгом склонить головы в память о своих защитниках Отечества. Изображения Часовня в честь Дружбы Народов Кавказа Mонумент «Защитникам Отечества» Библиография Сайт комплекса

Церковь Сурб Аствацацин (Большие Салы)

Церковь Сурб Аствацацин (Большие Салы) Церковь Пресвятой БогородицыВид заведения: Церковь Дата основания: 1860 Адрес: Ростовская обл., Мясниковский район, с. Большие Салы, ул. Ленина Телефон/Факс: +7 (989) 708-33-34 Ссылки: Сайт церкви Содержание 1 История 1.1 Местная религиозная организация "Церковь Сурб Аствацацин" 1.2 Мемориальный памятник памяти жертв репрессий 1.2.1 священнослужители 1.2.2 учителя приходской школы 1.3 Настоятель ААЦ Сурб Аствацацин 1.4 Благотворители церкви 2 Архитектура 3 Изображения 3.1 Мемориал жертвам политических репрессий 4 Разное 5 Библиография 5.1 Сноски История Церковь Сурб Аствацацин действует при МРО "Церковь Сурб Аствацацин". По одному из пяти пунктов указа Екатерины Второй, касающихся армян-переселенцев на Дону, разрешалось строительство церквей с проведением в них обрядов по национальным законам и обычаям, подчиняясь только Эчмиадзинскому католикосу – Верховному патриарху всех армян. Оказавшись на Дону, армянский народ первым делом начал возводить церкви – сначала деревянные, а затем и каменные. За этот период было построено около 20 церквей, которые стали не только культовыми сооружениями, но и центрами духовной и просветительской жизни армянского населения Дона. При многих храмах действовали церковно–приходские школы, библиотеки, богадельни. В 1848 году большесальцы решают построить церковь, однако у сельчан возникают разногласия по вопросу выбора места для закладки фундамента. К 1860 году страсти постепенно улеглись, и началось строительство большесальской церкви, которая во всем первозданном величии и поныне является главной достопримечательностью села Большие Салы. В 1867 году церковь была достроена и освящена. По имеющимся данным, хранящимся в архивах г. Санкт - Петербурга, проекты церквей в салах Несветай, Султан Салы и Большие Салы составлены Таганрогским архитектором Муратовым. Проекты армянский церквей были утверждены Католикосом Всех Армян Нерсесом V (1843-1857) в середине пятидесятых годов девятнадцатого столетия. После его смерти помощь и содействие в строительстве большесальской церкви оказывал Католикос Матевос I (1858-1865). На завершающий стадии строительство принял Католикос Геворк IV (1866-1882) и лично освятил церковь в 1867 году. [1] Два брата – Лусеген и Григор Нор-Аревяны закончили Духовную академию Геворкяна в Эчмиадзине. Вернувшись в Большие Салы, стали учителями: Лусеген был учителем армянского языка в школе для девочек, Григор затем был освящен в сан священника и стал Тер Григором Нор-Аревян. После кончины Тер Григора Нор-Аревяна в селе не было священника, в то время как в Несветайской церкви было два священнослужителя. Попросили Тер Саркиса из Несветая переехать в Большие Салы. С 1934 года Тер Саркис стал священником церкви Сурб Аствацацин. В 1938 году большесальская церковь была закрыта, а часть имущества выставлена на продажу через местный магазин. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, здание использовалось под колхозное зернохранилище. К концу войны в 1945 году по просьбе населения церковь вновь стала действующей. В село был направлен житель г. Нахичевана Арыхов Мартирос Христофорович. Он обращается к Верховному Патриарху Армянской церкви в Эчмиадзине. Ему дали возможность, подготовится к рукоположению, и направили в село. Через год торжественно прошло рукоположению, и Мартирос Христофорович стал Тер Хореном Арыховым. Местная религиозная организация "Церковь Сурб Аствацацин" По благословению Главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии архиепископа Езраса Нерсисяна местная религиозная организация была зарегистрирована 3 мая 2001 года. В 2001 году начались первые строительные работы по возрождению здания церкви и уже в 2003 году был восстановлен купол и часть стены церкви. Прихожанами были собраны и возвращены в церковь частично утерянные в послевоенные годы Образа Святых и церковная утварь. В 2008 году ААЦ Сурб Аствацацин была полностью восстановлена, и 7 сентября Его Святейшество Верховный патриарх и Католикос всех армян Гарегин II освятил церковь. В тот же день был освящен привезенный из Армении Хачкар – крест-камень, символ армянской духовности и связи с исторической Родиной. Его установили в честь русско-армянской дружбы и Католикоса всех армян Гарегина Второго, который был подарен бизнесменоми меценатом Артуром Ханамировичем Карапетяном. Мемориальный памятник памяти жертв репрессий 26 сентября 2011 года впервые в истории ААЦ была увековечена память жертв репрессий – священнослужителей и учителей приходской школы ААЦ Сурб Аствацацин – воздвигнут мемориальный памятник – крест и высажены деревья на аллее в их честь. Поисковая группа, инициатором и вдохновителем которой явился настоятель ААЦ Сурб Аствацацин тер Ананиа (Бабаян), за три года собрала исторические материалы и фотографии, подтвержденные архивными документами о невинных жертвах репрессий 1937-1938 гг. священнослужители Тер Саркис (Мартиросян) Тер Алексан (Домбаян) Тер Саак (Шорлуян) [2] учителя приходской школы Дирацуян Хунгианос Александрович Загребян Рафаэл Степанович Запросян Хунгианос Асвадурович Нор-Аревян Лусиген Григорьевич Фиштян Карапет Ованесович Настоятель ААЦ Сурб Аствацацин Настоятелем ААЦ Сурб Аствацацин является иерей Тер Ашот Благотворители церкви В 2004 году восстановительные работы получили новую, решающую помощь. Благодаря таким меценатам, как Альберт Вартересович Самургашев, Андрей Григорьевич Нор-Аревян, Владимир Саркисович Поповьян, и их огромному вкладу в богоугодное дело сегодня мы имеем долгожданный восстановленный храм во всей своей красе. Все трое были награждены Верховным патриархом – Католикосом всех армян Гарегином II высшими наградами ААЦ – медалями им. Нерсеса Шнорали. Архитектура В церкви Аствацацин портики перед северным и южным фасадами отсутствуют. Нет также выступающей на восточном фасаде алтарной апсиды, вместо которой в прямой стене этой части устроены три экседры, из которых средняя с окном служила алтарем. На фасаде это место отмечено строенными наличниками: средний над оконным проемом, боковые — над плоскими нишами. Подобный прием оформления алтарной части — единственный пример в практике строительства культовых зданий не только армянских колоний, но и на территории Армении. Эти экседры напоминают восточные части интерьеров двухапсидных базилик ХII—XIII вв. в Армении. Однако в последних имеются окна, что позволяет использовать их в качестве алтарных апсид. В боковых же экседрах церкви Аствацацин окна отсутствуют, что предполагает не богослужебную, а сугубо художественную функцию этих архитектурных элементов. Несколько удлиненный западный рукав придает плану здания форму греческого креста. На западной стене интерьера, как и в церкви Карапета в Нахичевани, находились неширокие деревянные хоры, отсутствующие на сегодняшний день. Интерьер церкви был расписан фресками, не сохранившимися до наших дней. Лишь местами различимы фигуры, растительный и геометрический орнамент. Колокольня подчинена основному объему церкви своими размерами и особенно высотой, что придает куполу храма главенствующее, значение во внешнем облике сооружения. Грани барабанов куполов, внутри круглых, внешне восьмигранных, оканчиваются люнетами, которые напоминают о кокошниках на фасадах русских храмов. Следует отметить несколько отличную от других армянских церквей форму окопных наличников. Они более просты, имеют опирающиеся на колонки двускатные карнизики, образующие щипец над приподнятым арочным проемом. Показательна тонкая профилировка всех архитектурных деталей, что придает изящество внешнему облику церкви и ее колокольни. Изображения План Церкви Аствацацин Общий видМемориал жертвам политических репрессий Разное Сюда приходил великий армянский поэт Аветик Исаакян, приезжавший к своему однокашнику по Эчмиадзину, учителю Нор-Аревяну. Героиня известного рассказа А. П. Чехова “Красавицы“ – Марта венчалась в этой церкви. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Донский храмы Вид со спутника Сноски ↑ Примечательно, что три католикоса армянской апостольской церкви лично приложили руку к строительству ААЦ Сурб Аствацацин в селе Большие Салы. ↑ могилы последних на территории церкви были осквернены и разрушены

Церковь Сурб Арутюн (Тверь)

Церковь Сурб Арутюн (Тверь) Սուրբ Հարություն եկեղեցի Церковь Святого Воскресения St. Harutyun Church Տվերի Սուրբ Հարություն եկեղեցիРуководитель при регистрации: Духовный пастырь – Акоп Сароян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 170008, Тверская область, г. о. город Тверь, г. Тверь, пр-кт Волоколамский, д. 1 Телефон/Факс: +7 (482) 250-73-94, +7 (482) 232-88-15, +7 (903) 806-47-00 Ссылки: Сайт церкви Содержание 1 Информация о церкви 1.1 Приходской совет 2 Молодёжные организации 3 Образовательные учреждения 4 Творческие коллективы 5 Видео 6 Изображения 7 Разное 8 Библиография Информация о церкви Церковь Сурб Арутюн действует при МРО Церковь "Сурб Арутюн". При Церкви Сурб Арутюн действует Молодежный союз "ВЕМ". Строительство Армянской Апостольской Церкви «Сурб Арутюн» в Твери началось в 2001 году, и было приурочено к 1700-летию принятия Христианства в Армении. Обряд освящения основ церкви был совершен в 2000 г. Но основные строительные работы начались в 2007 г., когда был окончательно утвержден проект церкви. Церковь строится на средства благотворителей Валерия Арушанова, Валерия Акопяна и Гагика Язычяна и пожертвования местных армян. Церковь находится в центре города, высота ее 33 метра, занимает территорию в 2,5 тыс. кв. метров, выполнена в традиционном стиле армянского зодчества. Для строительства использовался красный туф, привезенный из Армении. В колокольне Сурб Арутюн пять колоколов, привезённых из Воронежа. Убранство армянской церкви скромное, практически аскетичное. Внутри нет иконостаса в привычном понимании — только образ Богоматери с младенцем на алтаре. В алтарной части находится только сам алтарь, облицованный мрамором, и занавес, который закрывается во время литургии. На туфовых стенах церкви выбиты рельефные кресты — их 16. Каждый крест имеет имя — это имена апостолов, евангелистов и Григория Просветителя. Во время освящения храма они освящаются святым миром — маслом, которое освящают в Армении раз в семь лет. В церкви есть купель: она небольшая, поскольку у армян детей принято крестить ещё в младенчестве. Рядом построено трехэтажное здание, в котором будут находиться школа, дом причта, музей, зал торжеств, а также комната для проживания настоятеля. По инициативе и при участии Гагика Язычяна в 2005 г. из Армении был привезен хачкар. Купольные Кресты церкви освящены 24 ноября 2012 г. C 15.10.2016 г. при церкви Сурб Арутюн действует Духовно-просветительский центр "Айордеац тун", где обучают армянскому языку, истории, литературе, истории армянской церкви. Приходской совет Мирзоян Г.С. Конюхова К.А. Асланян А.С. Хлгатян В.Е. Туниев А.К. Карапетян В.А. Акопян В.Г. Тарасьянц В.О. Айрапетян Х.К. Сафарян Ф.П. Язычян Г.С. Язычян И.С. Каспаров С.Р. Акопов М.Г. Геворгян Е.С. Манусаджян А.Р. Бабаджанян А.Ш. Парсегян С.Э. Гумашян Г.С. Есаян Э.Г. Арушанов В.И. Ашкян С.А. Хачатрян Э.Н. Саргсян Д. Цатурян В.Г. Молодёжные организации Молодёжный Союз "ВЕМ" Образовательные учреждения Духовно-просветительский центр "Айордеац тун" (Тверь) Армянская школа при церкви Сурб Арутюн (Тверь) Творческие коллективы Вокальный колектив "Шохакат" Вокальный ансамбль "Эчмиадзин" Народный ансамбль "Саят Нова" Танцевальный коллектив "Наири" Видео Три года Армянской Апостольской Церкови "Сурб Арутюн" (г. Тверь, Волоколамский пр. 1) Изображения Разное В области проживают 20 тысяч армян, в г. Твери – 6 тысяч. Библиография Открытие церкви

Церковь Святой Богородицы (Тольятти)

Церковь Святой Богородицы (Тольятти) Церковь Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин)Дата основания: 2017 Руководитель при регистрации: Иерей Айрапетян Завен Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Тольятти, ул. Маршала Жукова, 25 «б». Телефон/Факс: +7 (937) 995-25-55 Ссылки: Церковь Пресвятой Богородицы Содержание 1 История 2 Изображения 2.1 Открытие и освящение церкви (28.05.2017) 2.2 Интерьер церкви 2.3 Хачкар на территории церкви 3 Библиография История В 2001 году мэрией г. Тольятти совместно с представителями Республики Армения был заложен камень на месте постройки церкви, архитектором которой является Иван Талалов. Это вторая армянская церковь на территории Самарской области. Первой была единственная освященная и действующая церковь Сурб Хач (Святой Крест) в Самаре. Церковь Сурб Аствацацин строилась с 2003 по 2016 год на благотворительные средства и вмещает около 100 прихожан. 28 мая 2017 г. в Тольятти состоялось открытие и освящение Армянской Апостольской Церкви Сурб Аствацацин (Святой Богородицы). Церемонию освящения новой церкви провел глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви, Патриарший экзарх в России, архиепископ Езрас Нерсисян. Мероприятие было организовано армянским культурным центром "Нарине". Новый храм был открыт по адресу ул. Жукова, 25б. Строился он порядка 15 лет. Как сообщил глава города, посильную помощь в строительстве церкви оказали не только армяне и русские, но и горожане других национальностей. Настоятелем церкви является иерей Завен Айрапетян. Изображения Открытие и освящение церкви (28.05.2017) Интерьер церкви Хачкар на территории церкви Библиография В Тольятти освящена Армянская Церковь – вторая в Самарской области (2017) В Тольятти торжественно освятили армянский храм В Тольятти открылась Армянская апостольская православная «Церковь Святой Богородицы» Фотографии. Церковь Святой Богородицы (Тольятти)

Церковь Србоц Таргманчац (Пятигорск)

Церковь Србоц Таргманчац (Пятигорск) Սրբոց Թարգմանչաց եկեղեցի Церковь Св. Переводчиков Саака и Месропа Պյատիգորսկի Սրբոց Թարգմանչաց եկեղեցիДата основания: 1885 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Адрес: ул. Крайнего, 55, Пятигорск, Россия Ссылки: http://old.behtau.net/uarm.php История На юго-восточном углу пр. Кирова и ул. Крайнего, на месте большого кубического здания некогда находилась первая армянская церковь Пятигорска. Первая армянская церковь в нашем регионе появилась в 1793 г. в Георгиевске. Эта церковь Петра и Павла относилась к Астраханской армяно-григорианской епархиальной консистории. При планировании нового окружного города Пятигорска было предположено и строительство армянской церкви. Летом 1834 г., по просьбе армянской общины Пятигорска, архитектор Первого кавказского военно-рабочего батальона – де Потт – составил проект каменной церкви в классическом стиле, с колонным портиком. Для армянской общины был выделен большой участок под церковь в 16-м квартале Пятигорска. Петербургская Комиссия проектов и смет весной 1835 г. не одобрила представленный проект храма. Позднее новый проект армянской церкви был составлен в Петербурге. К 1842 г. армянская община в Пятигорске собрала 14 тысяч рублей на строительство храма, однако его сооружение задерживалось. Долгие годы различные обряды (венчание, крещение и пр.) проводились в армянской церкви Георгиевска. В 1860-х годах община снова подняла вопрос о своей церкви в Пятигорске. В 1869 г. было получено разрешение о строительстве храма на отведенном обширном участке, на котором с 1824 г. находился казенный Деловой двор. Участок занимал юго-восточный угол улиц Царской (ныне – пр. Кирова) и Базарной (ныне – Крайнего). Первоначально здесь была сооружена небольшая часовня, а в частном доме на противоположном, северо-западном углу Царской и Базарной улиц, была устроена временная домовая церковь. Сбор пожертвований и сооружение нового храма на месте часовни затянулись на долгие годы. Лишь в 1885 г. новая армяно-григорианская церковь в Пятигорске была освящена во имя Святых переводчиков Саака и Месропа (Сурб Таргманчац). Первым священником храма стал Тер-Авраам Шхиньянц (1860-1917). Церковь была окружена оградой и деревьями. Благодаря стараниям ктитора (старосты) церкви Лазаря Свешникова (1833-1901) к 1901 г. была надстроена колокольня над входом в храм. Одноглавый храм был сооружен из местного кирпича и машукского камня в византийском стиле. Крестообразное в плане здание имело небольшой шатровый купол на высоком восьмигранном световом барабане с кокошниками. Купол храма был увенчан главкой с крестом. Главный, западный вход в храм находился в просторной нише со стороны ул. Базарной Над входом была сооружена четырехугольная колокольня с низким шатровым куполом. В 1891 г. молодой зодчий Э.Б. Ходжаев построил южнее храма церковно-приходской двухэтажный дом по собственному проекту. Здесь размещались армянское церковно-приходское училище, типография Садовникова – Нагорова и местное отделение Кавказского Армянского Благотворительного Общества. В 1917 г. приход пятигорской армянской церкви насчитывал более 2 тысяч человек. Священник Шхиньянц, скончавшийся 5 февраля 1917 г., был похоронен у восточной стены своей церкви. Новым священником стал Тер-Чусканянц. В 1920 г. упраздненная церковь была закрыта, а перестроенное здание передано под музей революции. Позднее здесь открылся спортивный зал. В 1956 г. бывшее церковное здание разрушили и вскоре на его месте построили здание института «Промстройпроект». С 1920-х годов в церковных домах размещалась городская поликлиника имени 1-го Мая. В 1997 г. на холме в районе «Гора-Пост» началось сооружение новой армянской церкви имени Святого Сергия (Сурб Саргис) в национальном стиле. Она была торжественно освящена 29 ноября 2003 г. Изображения

Церковь Кристос Пркич (Буденновск)

Церковь Кристос Пркич (Буденновск) Церковь Христа СпасителяДата основания: 1819 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 2 Видео 3 Изображения 4 Библиография История Церковь Христа Спасителя (Кристос Пркич), возведена в Святом Кресте в 1819 году, погибла в Прикумске в результате поджога и последовавшего за ним пожара в 1926 году. по материалам книги В.З. Акопяна. При церкви Христа Спасителя (Кристос Пркич) была армянская школа. Видео Армяне Ставрополья Изображения Заместитель председателя ОО АО «Святой Крест» БМО Галина Захарова рассказывает о церкви Христа Спасителя Библиография Фотографии г. Святой Крест из каталога Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

Церковь Пеавяч (Мысхако)

Церковь Пеавяч (Мысхако) Армянская апостольская церковь Пеавяч Адрес: Краснодарский край, муниципальное образование Новороссийск, село Мысхако История

Церковь Св. Николая Чудотворца (Новомихайловский)

Церковь Св. Николая ЧудотворцаОснователь: Кочьян Николай Айкасович, Кочьян Илья Айкасович Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Краснодарский край, поселок городского типа Новомихайловский, Парковая ул., 82 Содержание 1 История 2 Расположение 3 Видео 4 Изображения История Церковь Св. Николая Чудотворца действует при МРО Церковь "Сурб Николай Чудотворец". Храм Святого Николая Чудотворца построен в 2001 г. братьями Кочьян. Церковь стоит на взморье, с нее открывается потрясающий вид на море и бухту. Здесь хранится древнее Евангелие 1786 г. Книга родом из западной Армении, во время Геноцида армян её спасли обычные люди. В этой книге сохранились послания владельцев. К каждому кому переходило это священное писание оставлял послание следующему владельцу. Последнее послание написано в 2001 г., когда книга появилась в этой церкви. Говорят эту книгу нельзя дома держать, она обязательно должна быть в церкви и служить народу. Расположение Церковь стоит на прибрежной зоне, с нее открывается потрясающий вид на море и бухту. Это место великолепно подходит для венчания или романтических встреч! А ведет сюда много , много ступеней. Видео Армянская апостольская церковь Изображения Древняя Евангелие 1786 года

Церковь Святого Воскресения (Майкоп)

Церковь Святого Воскресения (Майкоп) Церковь Церковь Святого Воскресения Մայկոպի Սուրբ Հարություն հայկական եկեղեցի Дата основания: 1912 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Адрес: Адыгея, Майкоп, ул. Победы, 10 Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Состояние 4 Разное История Впервые армяне обосновались во второй половине XIX столетия. Это были выходцы из Новой Нахичевани, Крыма и областей Западной Армении, а также амшенские армяне из окрестностей города Трабзон, Орду, Самсун на южном побережье Черного моря, бежавшие из Османской империи от массовых армянских погромов. Церковь Святого Воскресения была построена в 1912 г. Архитектура Церковь изначально была прямоугольная в плане, двухэтажная, в стиле провинциальный модерн. Впоследствии путём достройки симметричной половины и превращении плана в П-образное храм утратил первоначальный вид. Состояние Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 011510408430005 (ЕГРОКН). Разное В настоящее время - Филиал музея Востока (Майкоп).

МРО Церковь "Сурб Аменапркич" (Суворовская)

МРО Церковь "Сурб Аменапркич" (Суворовская) Местная религиозная организация Древне-Восточного Православия Церковь Сурб Аменапркич (Христа Спасителя) ст. Суворовская Ставропольского края Армянской Апостольской Церкви Дата основания: 04.03.2016 Руководитель при регистрации: Настоятель - Каграманян Мгер Вовикович Адрес: 357390, Ставропольский край, ст-ца Суворовская, р-н Предгорный, ул. Шоссейная, д. 130 Эл. почта: buh44222@gmail.com История При МРО Церковь "Сурб Аменапркич" строится Церковь Сурб Аменапркич.

Церковь Сурб Рипсиме (Магнитогорск)

Церковь Сурб Рипсиме (Магнитогорск) Սուրբ Հռիփսիմե եկեղեցի Церковь Св. Рипсиме St. Hripsime Church Մագնիտոգորսկի Սուրբ Հռիփսիմե եկեղեցի Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Россия, Челябинская область, Магнитогорск, ул. Уральская, д. 59 Телефон/Факс: +7(3532)31-57-66 Ссылки: [1] Союз армян Магнитогорска

Церковь Святой Анны (Севастополь)

Церковь Святой Анны (Севастополь) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История Армяно-григорианская церковь находилась на ул. Чесменская, 22 (совр. ул. Советская). Её открытие состоялось 16 ноября 1908 года, о чём сообщила своим читателям газета «Крымский вестник». Чин освящения алтаря во имя св. Анны совершили глава Кишиневской армяно-григорианской консистории архиепископ Нерсес Бархударьян, архимандрит Леон и старокрымский викарий Егише Мурадьян. Храм был сооружен на средства жительницы Севастополя Авдеевой. 25 августа 1909 года армяно-григорианская община праздновала в своем храме первый престольный праздник и на это торжество приехал симферопольский священник О. Налбандян. По сведениям из Адрес-календаря Севастопольского градоначальства 1911 года настоятелем «армяно-григорианской церкви» был Эреванциянц Тер-Саркиз. Стоит упомянуть о том, что, если в 1867 году в Севастополе насчитывалось армян-григориан всего 23 человека (14 муж. и 9 жен.), что составило 0,2% от общего количества жителей, то в 1909 году в Севастополе проживало 1373 армян-григориан (армяне-католики учитывались вместе с католиками). Ктитором армяно-григорианской церкви был нотариус, один из директоров тюремного комитета, член обществ «Патронат» и «Сомех-Нофлим» А.И. Каракаш. К 1913 году армяно-григорианская община имела церковно-приходское училище на 24 ученика (заведующий Е.В. Тер-Енокианц) и попечительство. Все это было расположено в собственном их доме по ул. Чесменской, 22. Здание армяно-григорианской церкви было каменным, одноэтажным, с подвальным помещением, одноглавым, с колокольней. «Дом без рисунков, имеется небольшая передняя. Внутри здания стены выкрашены масляной краской. Всего имеет 7 окон и 3 дверей. Пол покрашен красным, потолок побелен, имеет 1 купол и 1 колокол, крыша покрыта цинковым железом, здание прочное». Наружные размеры здания: длина – 26 ½ аршина, ширина 11 аршин, высота – 5 аршин. Во дворе церкви находился принадлежащий ей трехэтажный дом, имеющий 3 квартиры с электрическим освещением. Во дворе имелся один сарай и каменная прачечная. Помещение, где проходили богослужения занимало площадь 123 кв. м, отапливалось двумя печами, по периметру зала имелась стеклянная галерея. После революции и установлении советской власти в Севастополе, 18 ноября 1922 года община заключила договор с Севастопольским окружным исполкомом. Но еще до его заключения, в соответствии с Декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года «Об изъятии церковных ценностей», 10 апреля 1922 года из храма были изъяты серебряные вещи: 2 ризы с икон, крест среднего размера и 4 венчика «с голов». В 1920-е годы армяно-григорианская церковь именовалась армяно-григорианским молитвенным домом св. Анны. Настоятелем храма был протоиерей Ваган Манукович Мамиконьян, приехавший в Севастополь в 1921 году. Согласно анкете, которая была составлена в 1924 году, он родился в 1860 году в Эриванской губернии, принадлежал к крестьянскому сословию, был женат, в семье – три человека. По его сведениям, число прихожан в 1922 году насчитывало 540 человек. Но уже в 1923 году В.М. Мамиконьянц и церковные попечители, подавая в церковный стол сведения о прихожанах, указали 32 человека и объяснили, что «фактически постоянных прихожан мало». В 1923 году община армяно-григорианского молитвенного дома докладывала в церковный стол, что богослужения в молитвенном доме проходят редко, только в торжественные дни при участии «случайных певчих», в храме нет ни дьякона, ни псаломщика, ни даже церковного сторожа. Община не имела средств на их содержание. В 1927 году церковный доход, который состоял из добровольных пожертвований, кружечного сбора, денег за обряды и средств, поступающих от продажи свечей, составил 474 руб. 30 коп. Они тратились на небольшое жалование священнику, страховку, на покупку свечей, мелкий ремонт храма, на приобретение угля, муки и другие мелкие расходы. Дом, который находился во дворе церкви, был муниципализирован. Несмотря на тяжелое материальное положение община в 1928 году отремонтировала в нем крышу, но требовался ремонт окон, дверей, покраска. Все это нашло отражение в акте смотра представителями коммунхоза в 1929 году. Они отмечали, что за домовладение ответственна армянская община в лице смотрителя Гарбацун, а также то, что «строение для дальнейшего использования по своему назначению пригодно для жилья». В акте также отмечалось, что «церковь около года никак не используется и закрыта». К этому времени настоятеля храма Вагана Мануковича Мамиконьяна и его жену Сару Георгиевну лишили избирательных прав. Прошение о пересмотре дела 18 мая 1930 года было отклонено. Учитывая, что в этот период Черноморский флот пополнился новыми кораблями и в Севастополь прибыло много военнослужащих, из города выселяли лиц, лишенных избирательных прав. Эта участь не миновала настоятеля. В личных делах лишенцев В.М. Мамиконяна и его супруги хранятся листки выбытия адресного стола, на которых написано, что они выбыли в г. Ленинград к сыну – врачу Мамиконяну. В июне 1929 года в стол религиозных культов поступило заявление от армян с просьбой о ликвидации их церкви. По этому заявлению в Президиум горсовета административным отделом были подготовлены документы о ликвидации армяно-григорианской церкви. В докладной записке указывалось, что в дореволюционное время верующих армян было около 230 человек, посещаемость храма в будние дни составляла 30-50 человек, в воскресные дни – 100-130 человек, а в двунадесятые праздники посещаемость была 100%. В 1927-1929 гг. «посещаемость упала на 95-97%, ибо богослужения в [19]27-[19]28 гг. совершались всего 4 раза, в [19]29 г. богослужения совершенно не было. Часть верующих в числе 20-25 человек еще пока держались за свою церковь, которые все являются исключительно бывшие торговцы, рабочая же масса от церкви совершенно отошла». 25 октября 1929 года на заседании Президиума в числе прочих был заслушан вопрос о ликвидации армяно-григорианской церкви в связи с отказом от дальнейшей аренды. 26 октября 1929 года аналогичное решение о ликвидации приняло бюро райкома ВКП(б). Армяне ходатайствовали о передаче здания под детский дом детей-армян. 31 января 1930 года на заседании правления Севастопольского армянского общества «Взаимопомощь» было решено ходатайствовать перед горсоветом о передаче здания армянской колонии «для обслуживания культурно-просветительных нужд». 25 февраля 1930 года Президиум КрымЦИКа своим постановлением окончательно ликвидировал армяно-григорианскую церковь в Севастополе. 9 марта 1930 года представители органов власти произвели обследование имущества, подлежащего передаче в Госфонд. Сдаче по особому акту подлежали: 1 старый шкаф стоимостью 8 руб. 50 коп., 3 ветхих венских стула – 4 руб. 50 коп., две медных люстры: большая и малая по цене 20 и 5 руб. соответственно и пр. Но были переданы и более ценные вещи: серебряные чаша и тарелочка, два серебряных креста, бронзовый колокол. В списке значилось 90 предметов, серебра насчитывалось 1 кг 212 г, бронзы (колокол) – 69,5 кг. Всего на сумму 423 руб. 96 коп. В 1938 году здание находилось в ведении городского отдела народного образования. В «Ведомости по состоянию разрушений города Севастополя», составленной в 1945 году, указано, что «степень годности» здания составляла 20%. В соответствии с номерным планом города Севастополя (1955 г.), месту, на котором располагалась армяно-григорианская церковь, был присвоен новый адрес – ул. Советская, 14. Предполагаемый вид Армяно-Григорианской церкви. Набросок На этом месте была церковь

Церковь Святых Архангелов (Керчь)

Церковь Святых Архангелов (Керчь)Дата основания: 1857 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Адрес: Театральная улица, дом 141 История В архивных документах такое здание впервые отмечено на генеральном плане города 1880 года, под литером 25, по адресу: Театральная улица, дом 141. Краткое упоминание армянской церкви появилось в письменных источниках в конце XIX века. Видимо наиболее ранней работой является книга Х. Зенковича, в которой наряду с другими культовыми зданиями Керчи, говорится об армянской церкви, существовавшей с 1856 года. Сведения об этом памятнике кратки и в городских справочниках, издававшихся с начала ХХ века. В них упоминаются не только «армяно-григорианская церковь» города, её настоятель, ктитор и два псаломщика, но и действовавшая при церкви начальная школа. Интерес представляют приводимые в этих справочниках данные о численности армян в Керчи: в 1902 году – 505, а в 1907 году – 539 человек, что свидетельствует о медленном росте армянского населения города. После закрытия церкви в 1920-х годах её здание было приспособлено под детский кинотеатр «Пионер», функционирующий до настоящего времени. Он находится в центральной части Керчи, на пересечении улиц Володи Дубинина и 23-го мая 1919 года. Церковь имеет вытянутый с севера на юг прямоугольный объём, округлённый в юго-западном углу, в связи с пересечением здесь улиц под тупым углом. Планировка интерьера в период деятельности в здании церкви неизвестна. Существовала ли алтарная апсида и где она находилась можно только предполагать. Направление продольной оси здания даёт основание считать местом устройства алтаря южный торец зала. Ввиду повышенной в связи с наслоением культурного слоя отметки тротуара, здание получило приземистый облик, чему способствует завершающий её карниз из профилированных тяг. Действовала до 1928 года.

Церковь Сурб Амбарцум (Нахичевань-на-Дону)

Церковь Сурб Амбарцум (Нахичеван-на-Дону) Церковь Сурб Амбарцман Սուրբ Համբարձում եկեղեցի Дата основания: 02.03.1781 Основатель: Иосиф Аргутинский Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Архитектура 1.2 Реликвии 1.3 Церковно-приходская школа 1.4 Судьба храма в советское время 1.5 Священнослужители церкви Сурб Амбарцум с 1843 года 1.6 Разное 2 Библиография История Церковь Сурб Амбарцум (Вознесенский храм) строилась с 1781 года и была освящена Иосифом Аргутинским 27 августа 1783 года. Церемония освящения проходила в очень торжественной обстановке при большом скоплении людей. На ней присутствовало много “знатных русских”, которые вместе с другими знатными нахичеванцами были приглашены полковником Абрамовым на обед, устроенный в его доме. Была построена в 1798 году. Каменный Вознесенский храм стоял в северо-восточной части города между 34-й и 36-й линиями на Вознесенской улице (ныне улица Рябышева). Это была небольшая приходская церковь с полукруглой апсидой, световым барабаном с куполом и небольшой звонницей над входом. В 1799 г. произведен капитальный ремонт церкви. Главный алтарь был сооружен на средства купца Матвея Христофоровича Шорбаронова. С 1863 по 1868 гг. в церкви проводился ремонт на средства собранные с прихожан. В августе 1879 года церковь была ограблена. Было украдено всё церковное имущество и утварь. К 1882 году церковь была восстановлена. 6 июня 1898 - в Нахичеванскую Городскую Управу обратился ктитор Вознесенской церкви Егор Христофорович Алаханов с прошением следующего содержания: “Небезызвсвестно всем, что наш храм находится в настоящее время в таком положении, что по ветхости своей следует непременно переустроить, т.к. прихожане нашей церкви большей частью вообще малоимущего состояния, то трудно ожидать от них всепомоществования, удовлетворяющего потребность для сооружения нашего храма, а потому я осмеливаюсь просить Городскую Управу ходаиайствовать перед Думой в настоящем же заседании о назначении единовременной субсидии по своему усмотрению для сооружения св.Храма Вознесения Христова”. В ответ на эту просьбу на своем заседании Городская Управа вышла с предложением в Городскую Думу ассигновать на ремонт церкви единовременное пособие в сумме 2 тыс. рублей и внести эту сумму в смету на будущий 1899 г. Городская Дума на своем заседании согласилась с заключением Управы. Одновременно с этим было создано попечительство для организации сбора пожертвований. В 1898-1899гг. году были завершены ремонтно-восстановительные работы в церкви. При храме существовало армянское духовное училище. Архитектура Архитектурный стиль и строительные решения Сурб Амбарцума были такие же, как у всех 5 старых нахичеванских храмов. Небольшая приходская церковь с куполом посредине, с выступающей полукруглой апсидой по восточной стене, где был алтарь, с объемистым подвалом. Три двери, обрамленные колоннами, перед западной - колокольня, снизу глухая. Наличники, карнизы классических образцов. Фасады оформили лаконичным классическим декором. Характерная деталь - встроенные в стену хачкары, каменные памятные знаки, стоявшие в Крыму века, но выкорчеванные и вывезенные переселенцами. В Сурб Амбарцуме хачкаров было меньше, чем в других церквях. Самый интересный - на фасаде, с высеченной надписью в память некоего Карапета, от 1439 г. Была надпись и на мраморе под купелью - "во спасение души отца Хуниар-оглу Барсега Григора и матери Мариам, год 1799 декабрь 13-го". На восточной стене текст сообщал: "Благодаря и милосердием всемогущего Бога воздвигнута главная паперть церкви св. Амбарцума трудом и средствами господина - Хачатура Мадтеосовича Шерпароняна вместе с супругой И родителями во имя и честь и в хвалу единого Бога в 1799 году в Новом Нахичеване. Теперь, когда встретите эту надпись, вспомните и вы Богом ниспосланного всеобщего спасителя верховного, апостолотроиного венчанного и верховного посланца Эчмиадзинского кафедрального собора святейшего архиепископа Иосифа". Е. Шахазиз весьма неодобрительно отзывался об интерьере св. Амбарцума. "Неприятное впечатление оставляет у армянских богомольцев позолота и посеребренность ее многочисленных картин, которые сами по себе не представляют никакой ценности. Особенно некрасивы картины, установленные на площадках священников перед клиросом с обеих сторон, которые, собственно, и установлены, чтобы закрыть спины священников, как будто у служителей церкви есть что-то тайное, что надо непременно закрыть, отделить их от народа. Это уродует церковь. Удивительно то, что эту церковь только что основательно обновили и имели возможность обратить внимание на ее внутреннее оборудование, придать ей армянскую форму и заменить стиль строительства армянским. Однако длительный отрыв от традиционной родины уже выработал в переселенцах новый вкус, новые понятия и идеалы. Сказались оторванность от Армении и влияние живущих с ними рядом других народов. Переселенцам кажется уже странным и армянский вкус, и обычай звонить в колокола, и многие особенности армянской жизни. К тому же ктитор и попечитель строительства изготовили роскошную мраморную доску и на ней торжественными словами записали летопись строительства храма. Она должна быть прикреплена на видном месте к одной из стен церкви и таким образом увековечить их имена". Реликвии В церкви хранились мощи Сурб Минаса Египтаци, Сурб Оксентиоса Айрапети и частица древа жизни, привезённая из Крыма. Церковно-приходская школа При содействии Петроса Николаевича Хрмачяна 1ноября 1867 г. во дворе церкви Сурб Амбарцум была открыта школа. В 1902 году школа была закрыта и вновь открыта в 1906 году. Судьба храма в советское время Служба в церкви совершалась до 1936 года. В тот год во время бури, 18 августа, была сорвана крыша, и храм закрыли на ремонт. Но открыт он так и не был. Впоследствии церковь разобрали, а духовное училище перестроили и в нем открыли Лесную школу. Священнослужители церкви Сурб Амбарцум с 1843 года Священник Никохайос Сагимьянц Священник Карапет Чолахьян Священник Минас Пахальян Протоиерей Петорс Карапетович Чолахьян (умер в 1929) Протоиерей Хачатур Акопович Бугаян (1938) Разное В ограде церкви находилось кладбище, где был похоронен известный нахичеванский благотворитель Мкртыч Гогоян, основатель армянской женской прогимназии. В 1914 году во дворе церкви был похоронен благотворитель церкви Геворг Алаханянц. При церкви существовало мужское приходское училище, построенное 27 июля 1866 г. Во дворе бывшей Вознесенской церкви в 1942 году за убийство немецкого офицера оккупантами были расстреляны несколько десятков ни в чем не повинных мирных жителей. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону. Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» в 7 томах (1994-1997). Т.5 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Шагиняна Ш.М. Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013

Церковь Сурб Арутюн (Липецк)

Церковь Сурб Арутюн (Липецк) Церковь Святого Воскресения Конфессии: Армянская апостольская церковь История Церковь Сурб Арутюн строится при МРО Церковь "Сурб Арутюн". Под строительство армянской церкви был выделен и зарегистрирован участок земли в районе Сокола. Активную работу в этом направлении ведет Липецкое региональное отделение САР во главе с председателем Владимиром Суреновичем Малхасяном. Армянская община Липецка образовалась в начале 90-х годов прошлого столетия и является одной из самых многочисленных диаспор в области, а в последние годы – и одной из самых активных. Ноября 2022 г. - мэрия Липецка специально выделила армянской общине место для строительства церкви и уже есть проект будущего Дома молитвы. Чин освящения основ Армянской церкви Липецка планировалось провести весной 2023 года. Библиография Владимир Малхасян: Липецк стал хорошей платформой для реализации идей (2011) Чин освящения основ Армянской церкви Липецка пройдет весной 2023 года

Церковь Сурб Арутюн (Красноярск)

Церковь Сурб Арутюн (Красноярск) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь История 21 января 2008 в Красноярске состоялась церемония освящения армянской церкви Сурб Арутюн (Святого Воскресения). Фактически данная церковь стала второй на территории России к востоку от Урала. В церемонии приняли участие глава епархии епископ Езрас Нерсисян и другие иерархи и духовенство ААЦ. За день до церемонии освящения Сурб Арутюна во дворе второй армянской церкви Сурб Саркис в Красноярске прошла церемония освящения хачкара – камня-креста в память жертвам Геноцида армян в Османской империи в начале прошлого века и погибшим в Спитакском землетрясении в 1988 году. Участников церемонии принял мэр Красноярска Петр Пимашков. Библиография Благовест

Церковь Сурб Аменапркич (Дербент)

Церковь Сурб Аменапркич (Дербент) Церковь Святого Всеспасителя Սուրբ Ամենափրկիչ եկեղեցի (Դերբենդ)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Дербент, ул. Кази-Магомеда, д.7 История Церковь Сурб Аменапркич действует при МРО "Дербентский Приход Святого Всеспасителя (Сурб Аменапркич)". Автором проекта церкви был армянский писатель Г. М. Сундукян отбывавший в 1850-е гг. в Дербенте ссылку. Церковь построена 1870 (по другим данным в 1871 г. в армянском квартале города, на месте часовни. В 1888 г. к церкви была пристроена колокольня. Сильно пострадала в период Гражданской войны, в частности были уничтожены двенадцатигранный шатровый барабан, верхний шатровый ярус колокольни и кровля. Постановлением Совета Министров ДАССР № 289 от 15.08.1975 года здание церкви было признано памятником архитектуры и взято под охрану государства. С 1976 по 1982 г. здание было отреставрировано, заново отстроены утраченные элементы. После реставрации оно было передано в состав Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (в нём размещен отдел «Ковра и декоративно-прикладного искусства»). С мая 2009 г. в церкви периодически проводятся обряды по крещению и венчанию прихожан. Архитектура Здание церкви крестово-купольное, размеры 22,5 на 15,7 м. Выстроено из обтесанных камней ракушечника, стены не оштукатурены. В центре зала расположены четыре столба поддерживающих двенадцатигранный барабан. Входы в виде порталов на северном, южном и западном фасадах. По четыре окна на северном и южном фасадах (по 2 ложных) и два на западном. Апсида в виде выступа с ложным окном. Над северными и южными вратами, а также на апсиде имеются крестообразные окна. Изображения

Церковь Сурб Амбарцум (Пролетарский)

Церковь Сурб Амбарцум (Пролетарский) Церковь Святого Воскресения (Сурб Амбарцум)Дата основания: 2004 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: хутор. Пролетарский Майкопского района История …На окраине хутора высится красивая армянская церковь Святого Воскресения. Она была построена в 2004 году на средства семьи Шекерьянц в знак глубокой благодарности за то, что хуторяне в голод не дали умереть никому из многодетной семьи переселенцев. Старожилы рассказывают, что в семье было 10 детей, и их приютили в одном из домов. А продукты для семьи Шекерьянц собирали по дворам. Так всем миром и спасли семью. В храме служит священник Тер-Мушег. Библиография Хутор Пролетарский: маленькая Армения в Республике Адыгея

Церковь Сурб Акоб (Таганрог)

Церковь Сурб Акоб (Таганрог) Армянская церковь Св.Иакова Սուրբ Հակոբ եկեղեցիДата основания: 1906 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 2 Судьба храма в советское время 3 Изображения 4 Разное 5 Библиография 6 Сноски История На рубеже ХVIII-ХIХ веков были также построены и освящены армянские церкви в селах Чалтырь (Сурб Амбарцум), Крым (Аменап-ркич), Султан Салы (Сурб Геворг), Большие Салы (Сурб Аствацацин), поселке Несвитай (Сурб Карапет). Рост армянского населения Таганрога – к концу ХIХ века их здесь уже насчитывалось около тысячи человек, - также вызвал необходимость строительства здесь армянской церкви. Идея о строительстве церкви возникла у местного армянского населения еще в 1895 г., однако ее осуществление заняло столь продолжительное время по двум причинам: как ввиду определенных материальных затруднений, так и из-за вышестоящих ведомств, умышленно задерживающих разрешение более трех лет. Место для церкви было пожертвовано купцом Я.М. Серебряковым. Пожертвование Яков Михайлович сделал в память священного коронования императора Николая II. Разговор о постройке в Таганроге церкви для жителей армяно-григорианского вероисповедания обсуждался таганрогскими армянами и ранее во главе с Я.М. Серебряковым и при участии московского купца Шорникова. В 1874 г. Серебряков передал своё собственное имение по Греческой улице №5 с постройками (около каменной лестницы). В ноябре 1897 г. вопрос о возведении храма окончательно решили и начали сбор пожертвований для его постройки. В городе проживало много жителей армяно-григорианского вероисповедания, которые были кровно заинтересованы в строительстве церкви. Численность их к этому времени достигала восьмисот человек. Среди них пользовались известностью такие богатые предприниматели, как братья Адабашевы, братья Багдасаровы, Мардиросов, Тер-Арутюнов, Оганесянц, Хальдрымянц и другие. В 1897 г. Новонахичевано-Бессарабская консистория обратилась в Эчмиадзинский Священный Синод с просьбой разрешить построить в Таганроге молитвенный дом. 12 августа 1899 г. Департамент духовных дел разрешил построить в Таганроге церковь на подаренной Серебряковым земле. Закладка здания храма и освящение места его постройки в торжественной обстановке и в присутствии большого стечения народа состоялись 21 мая 1900 г. в два часа дня. В октябре 1901 г. здание церкви вчерне закончили и освободили от лесов. Выстроен храм был в стиле старинных армяно-григорианских церквей. Характерной ее особенностью являлись конусообразные купола над самим зданием и примыкающей к нему колокольне. Храм предположительно решили посвятить святому Иакову, память которого празднуется в октябре месяце. [1] В присутствии армянских священников, приехавших из Ростова-на-Дону, и массы местных армян в апреле 1908 г. на главах церкви установили кресты, а в 1904 г. иконостас. Из-за материальных затруднений внутренняя отделка храма неоднократно прерывалась и окончательно была завершена лишь к 1906 г. Преодолев еще ряд трудностей, храм в торжественной обстановке освятили 19 марта 1906 г. в присутствии всего армянского общества, представителей местной администрации и общественных учреждений На освящении церкви присутствовало все армянское население города, а также многочисленные гости – представители местных административных и общественных учреждений. Для освящения храма прибыл из Нахичевани архимандрит Муше, священнослужители и большой хор певчих, “стройным пением производящих особое впечатление”. Не взирая на невероятную тесноту, в церкви поддерживался образцовый порядок, за которым следили староста вновь сооруженного храма С.К. Адабашев и присяжный поверенный К.Е. Адабашев. По окончании богослужения гости были приглашены на обед, который состоялся в гостиннице “Континенталь”. Ко дню ее открытия староста Е.К. Адабашев от всего духовенства Нахичевани-на-Дону получил приветственную телеграмму. «В торжественный день освящения нового храма Божьего поздравляем и считаем долгом разделить радость армянской колонии. Да станет новоосвященная церковь связующим звеном армянского общества с первопрестольным святым Эчмиадзином». Поздравление также поступило от архиепископа армянских церквей Несеса из Кишинева. Послание гласило: «Поздравляю и благословляю колонию и попечительство. Молюсь о процветании храма Божьего и единении народа. Надеюсь видеть в скором будущем достойного пастыря в Таганроге». Первым священником церкви стал Ованес Оксентьянц. Отец Ованес проходил курс обучения в Нахичеванской-на-Дону армянской семинарии и по ее окончании получил назначение старшим учителем в село Екатериновка. После перевода местного священника в Нахичевань прихожане молитвенного дома села вы двинули Оксентьянца на право посвящения в сан священника. [2] С 1913 г. при церкви была открыта приходская школа. Судьба храма в советское время Знакомство c делами религии Советская власть начала c переписи ее имущества. В первую очередь ее интересовали изделия из золота, серебра, a также драгоценные камни. Историческая ценность церковной утвари, изделия которых обычно выполнялись из ценных металлов, во внимание не принималась. B 1922 г. из Армянской церкви в доход государства изъяли пять икон c окладом из серебра, крест и лампадки, все 84-й пробы. В октябре 1929 г. постановлением № 1151 горсовет объявил о передаче всех церквей города под клубы и зернохранилища. «Считать целесообразным армянскую церковь по улице III Интернационала закрыть, так как при полнейшем отсутствии в городе помещений под культурно-просветительные нужды таковые пользуются незначительно по числу групп верующих армян, сто двадцать девять из двухсот пятидесяти взрослого населения». Разрушение здания церкви началось в августе 1930 г. Изображения Армянская церковь в период разрушения Армянская церковь. Рисунок Гаврюшкина О.П Дом священнослужителей. 1994 г. Фото Н. Сапожникова Место где находился армянский храм в настоящее время Разное 21 января 1908 г. церковь была ограблена, похищена церковная утварь. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону. - Ростов н/Д., 2001 Исторический Таганрог Армянская церковь Таганрога ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Место армянской церкви в Таганроге Сноски ↑ Этим посвящением местные армяне выразили признательность Иакову (Якову) Серебрякову, пожертвовавшему под церковь дворовое место. ↑ Выборы священнослужителя назначили на 4 июня 1906 ода. Желающих занять место пастыря оказалось несколько, среди них отец Иоанн Оксентьянц (Аксентьянц) и отец Вартаньянц. На этом собрании священником единогласно избрали отца Иоанна из села Екатериновка. Узнав об этом, жители села остались недовольны и со своей стороны начали ходатайствовать об оставлении его на прежнем месте. Духовенство пошло навстречу сельским жителям и не утвердило решение верующих таганрогской общины. 24 сентября состоялось второе собрание, на котором присутствовал армянский архимандрит Муше. Как ни настаивали прихожане на вторичном допуске к выборам Иоанна Оксемтьяица, поставленный в неловкое положение архимандрит отказал, ссылаясь на консисторский приказ, но предложил избрать комиссию для представления ходатайства епархиальному начальству. Ввиду настоятельного требования прихожан из села Екатериновка, просьба комиссии не была удовлетворена. Поставленные перед выбором единственного кандидата, участники собрания через несколько месяцев избрали священником Вартаньянца из Красноводска. Судьба, однако, благоволила к прихожанам таганрогской колонии армян. Пожелав воспользоваться указом от девятого сентября 1906 г. «Об укреплении надельной земли», поселяне села Екатериновка стали выходить из общины, а оставшиеся не могли содержать священника, добровольно отказавшись от его услуг. С радостью восприняв это сообщение, таганрогские прихожане назначили последнее собрание, на котором выставили кандидатуры обоих священников. Оксентьянц получил сорок пять голосов против двух и был утвержден на должность священника армянской церкви в Таганроге.

Церковь Србоц Рештакапетац (Канаш)

Церковь Србоц Рештакапетац (Канаш) Церковь Святых АрхангеловКонфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Телефон/Факс: +7 (835) 334-62-71 Содержание 1 История 2 Архитектура 2.1 Церковный Совет 2.2 Ревизионная комиссия 3 Библиография История Церковь Србоц Рештакапетац строится при МРО Церковь "Сурб Рештакапетац". В декабре 2011 г., от имени армянской общины города, координатор инициативной группы по возведению церкви в Канаше Агамирян Вадим Сергеевич обратился в Ново-Нахичеванскую и Российскую Епархию с просьбой рекомендовать архитектора для создания проекта храма. Архитектором стал Макян С.В. 12 октября 2012 г. Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин Второй утвердил проект церкви в Канаше и направил свои благословения и пожелания Божьей помощи Главе Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Епископу Езрасу Нерсисяну. Архитектура Архитектурный образ армянской церкви в Канаше представляет собой тип крестово-купольной церкви. Оригинальность образа создается за счет расширения пространства в участках между крыльями креста, и своим общим планом церковь почти идеально вписывается в окружность и внешне роднится с так называемыми “круглыми” церквами средневековой Армении. В проекте предложена также скрытая в корпусе церкви звонница, выходящая арочным проемом на стене западного фасада. Проектом строительство храма предлагается из армянского “абрикосового” туфа. Церковный Совет Авакян Артур Рафаэлович Агамирян Араик Сергеевич Агамирян Вадим Сергеевич - председатель Амазарян Альберт Арзуманович Галстян Усик Людвигович Гурджиян Феликс Назарович Кроян Гегам Вардгесович Микаэлян Тигран Тельманович Саргсян Барсег Араратович Согомонян Вагинакн Володяевич Тамразян Артавазд Норикович Элчян Гагик Робертович Ревизионная комиссия Амазарян Агван Арзуманович Маргарян Макар Папанинович Погосян Акопик Володяевич - председатель Библиография Армянская церковь в Канаше

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира