Церковь Сурб Геворг (Владивосток) Սուրբ Գևորգ եկեղեցի Церковь Св. Геворга St. Gevorg Church Վլադիվոստոկի Սուրբ Գևորգ եկեղեցիРуководитель при регистрации: Настоятель – Тер-Артак (Султанян) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 690001, Приморский край, г. Владивосток, ул. Володарского, 13 Телефон/Факс: +7 (423) 224-00-15 Ссылки: Сайт церкви Содержание 1 История 2 Хачкары 3 Видео 4 Изображения 4.1 Хачкары на территории храма 4.2 Экстерьер и интерьер храма 5 Библиография 5.1 Сноски История Церковь Сурб Геворг действует при МРО Церковь "Сурб Геворг". В Приморском крае армянская диаспора появилась в конце 19 и в начале 20 века. В конце 19 века Россия начала строить Восточно-Китайскую или Дальневосточную железную дорогу. По некоторым источникам связи с этим многие армяне из России переехали в Китай. В это время армянские колонии пережили значительное оживление, стали многолюдными. Из этих исторических данных мы узнаём, что армянская диаспора на Дальнем Востоке имеет давние корни. Армянская диаспора во Владивостоке никогда не была велика,поэтому и верующих — приверженцев Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) насчитывалось немного. По официальной статистике, в 1915 году приход ААЦ в городе состоял из 151 человека. Несмотря на малочисленность, армяне имели собственный молитвенный дом. Он находился на улице Володарского, д. 13. Решение № 24523 — о строительстве молитвенного дома — городская дума приняла 2 августа 1906 года: «Отвести участок в пользование Армянскому обществу под постройку церкви и общежития. Участок будет до той поры, пока на нем будет существовать церковь и благотворительные учреждения. Ввиду условий местности участок может быть увеличен до 500 кв. саж.». Как свидетельствует адресный календарь за 1913 г., в этом молитвенном доме служил священник сибирских армян — отец Егише Ростомянц. Здесь же расположилось церковное попечительство, куда входили Петр Алексеевич Елагянц, Марк Арушанович Лалаянц, Александр Аванесович Тютюнджянц. По словам очевидицы — Эммы Гарегиновны Степановой, которая посещала армянскую церковь дважды (последний раз в 1942 году), та представляла собой одноэтажный деревянный дом, внешне ничем не отличающийся от соседних строений. Попасть в молитвенную часть можно было, только пройдя через жилые помещения, где обустроились три семьи с многочисленными детьми. Судьба этого молельного дома непростая и удивительная. Службы здесь вели даже в самые атеистические советские времена: вход задрапирован тяжелыми шторами, за ними — освещенная лампадкой небольшая комнатка с плотно занавешенными окнами. Она-то, собственно, и служила церковью… Среди здании, которые в советские годы пострадали от политических репрессий, была и армянская церковь. В начале 1990-х гг. от этой постройки оставались руины, которые власти решили было снести. Но вовремя вмешалась местная армянкая община, и работу остановили. Армянской диаспоре Владивостока было передано старинное здание, точнее, то, что от него осталось. Теперь вместо этих руин стоит двухэтажная церковь «Сурб Геворг» (Георгия Победоносца), которая органично вписывается в комплекс христианских храмов Владивостока, находящихся на линии улиц Пушкинская-Володарского. В 2007 г. свои двери для прихожан во Владивостоке открыл новый храм «Сурб Геворг», строительство которой продолжалось 10 лет. По благословению главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии епископа Езраса Нерсисяна духовным пастырем церкви «Сурб Геворг» города Владивостока назначен священник Ашот Казарян. С 8 апреля 2007 г., дня празднования Святой Пасхи, в храме ведутся утренние и вечерние службы. 6 октября 2018 г. - во Владивостоке благословением Его Святейшества Гарегина Второго, Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян, состоялось торжественное освящение армянской церкви города. [1] Хачкары Внутри церковного двора у Нижнего предела храма установлено два хачкара, один в память геноцида армян 1915 г., второй в память о Великой Отечественной войне. Возле Верхнего предела храма установлен еще один хачкар в память о возобновлении церковного служения во Владивостоке. 15 апреля 2017 г. - во дворе Армянской Апостольской Церкви Сурб Геворг состоялась установка Хачкара в память о жертвах Геноцида армян 1915 г. в Османской империи. Видео Վլադիվոստոկ քաղաքում հայկական եկեղեցի օծվեց Изображения Хачкары на территории храма Хачкар памяти жертв геноцида Хачкар в память погибших в ВОВ Хачкар в память о возобновлении церковного служения во Владивостоке Экстерьер и интерьер храма Библиография Армянская община САР Приморья провела праздник национальной культуры Состоялась встреча митрополита Владивостокского и Приморского Владимира и настоятеля храма «Сурб Геворг» Армянской Апостольской Церкви во Владивостоке иерея Артака Султаняна Армянская Апостольская церковь «Сурб Геворг» Во Владивостоке освятили армянскую церковь Во Владивостоке установили Хачкар памяти жертв Геноцида армян в Турции Армянская церковь Сурб Геворк во Владивостоке Сноски ↑ 5 октября ключарь Первопрестольного Святого Эчмиадзина епископ Овнан Акопян в сослужении викария главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ иеромонаха Арутюна Киракосяна, викария епархии по Санкт-Петербургу и Северо-Западному региону иеромонаха Погоса Варданяна, иереев Саркиса Чопуряна (Владивосток), Ашота Казаряна (Ростов-на-Дону) и Тадеоса Тертеряна (Москва) совершил освящение крестов, колоколов, икон и трех памятных хачкаров, установленных во дворе церкви. 6 октября, состоялось торжественное освящение армянской церкви Владивостока.
Владивосток
690001, Приморский край, г. Владивосток, ул. Володарского, 13
+7 (423) 224-00-15
Церковь Сурб Акоб (Таганрог) Армянская церковь Св.Иакова Սուրբ Հակոբ եկեղեցիДата основания: 1906 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 2 Судьба храма в советское время 3 Изображения 4 Разное 5 Библиография 6 Сноски История На рубеже ХVIII-ХIХ веков были также построены и освящены армянские церкви в селах Чалтырь (Сурб Амбарцум), Крым (Аменап-ркич), Султан Салы (Сурб Геворг), Большие Салы (Сурб Аствацацин), поселке Несвитай (Сурб Карапет). Рост армянского населения Таганрога – к концу ХIХ века их здесь уже насчитывалось около тысячи человек, - также вызвал необходимость строительства здесь армянской церкви. Идея о строительстве церкви возникла у местного армянского населения еще в 1895 г., однако ее осуществление заняло столь продолжительное время по двум причинам: как ввиду определенных материальных затруднений, так и из-за вышестоящих ведомств, умышленно задерживающих разрешение более трех лет. Место для церкви было пожертвовано купцом Я.М. Серебряковым. Пожертвование Яков Михайлович сделал в память священного коронования императора Николая II. Разговор о постройке в Таганроге церкви для жителей армяно-григорианского вероисповедания обсуждался таганрогскими армянами и ранее во главе с Я.М. Серебряковым и при участии московского купца Шорникова. В 1874 г. Серебряков передал своё собственное имение по Греческой улице №5 с постройками (около каменной лестницы). В ноябре 1897 г. вопрос о возведении храма окончательно решили и начали сбор пожертвований для его постройки. В городе проживало много жителей армяно-григорианского вероисповедания, которые были кровно заинтересованы в строительстве церкви. Численность их к этому времени достигала восьмисот человек. Среди них пользовались известностью такие богатые предприниматели, как братья Адабашевы, братья Багдасаровы, Мардиросов, Тер-Арутюнов, Оганесянц, Хальдрымянц и другие. В 1897 г. Новонахичевано-Бессарабская консистория обратилась в Эчмиадзинский Священный Синод с просьбой разрешить построить в Таганроге молитвенный дом. 12 августа 1899 г. Департамент духовных дел разрешил построить в Таганроге церковь на подаренной Серебряковым земле. Закладка здания храма и освящение места его постройки в торжественной обстановке и в присутствии большого стечения народа состоялись 21 мая 1900 г. в два часа дня. В октябре 1901 г. здание церкви вчерне закончили и освободили от лесов. Выстроен храм был в стиле старинных армяно-григорианских церквей. Характерной ее особенностью являлись конусообразные купола над самим зданием и примыкающей к нему колокольне. Храм предположительно решили посвятить святому Иакову, память которого празднуется в октябре месяце. [1] В присутствии армянских священников, приехавших из Ростова-на-Дону, и массы местных армян в апреле 1908 г. на главах церкви установили кресты, а в 1904 г. иконостас. Из-за материальных затруднений внутренняя отделка храма неоднократно прерывалась и окончательно была завершена лишь к 1906 г. Преодолев еще ряд трудностей, храм в торжественной обстановке освятили 19 марта 1906 г. в присутствии всего армянского общества, представителей местной администрации и общественных учреждений На освящении церкви присутствовало все армянское население города, а также многочисленные гости – представители местных административных и общественных учреждений. Для освящения храма прибыл из Нахичевани архимандрит Муше, священнослужители и большой хор певчих, “стройным пением производящих особое впечатление”. Не взирая на невероятную тесноту, в церкви поддерживался образцовый порядок, за которым следили староста вновь сооруженного храма С.К. Адабашев и присяжный поверенный К.Е. Адабашев. По окончании богослужения гости были приглашены на обед, который состоялся в гостиннице “Континенталь”. Ко дню ее открытия староста Е.К. Адабашев от всего духовенства Нахичевани-на-Дону получил приветственную телеграмму. «В торжественный день освящения нового храма Божьего поздравляем и считаем долгом разделить радость армянской колонии. Да станет новоосвященная церковь связующим звеном армянского общества с первопрестольным святым Эчмиадзином». Поздравление также поступило от архиепископа армянских церквей Несеса из Кишинева. Послание гласило: «Поздравляю и благословляю колонию и попечительство. Молюсь о процветании храма Божьего и единении народа. Надеюсь видеть в скором будущем достойного пастыря в Таганроге». Первым священником церкви стал Ованес Оксентьянц. Отец Ованес проходил курс обучения в Нахичеванской-на-Дону армянской семинарии и по ее окончании получил назначение старшим учителем в село Екатериновка. После перевода местного священника в Нахичевань прихожане молитвенного дома села вы двинули Оксентьянца на право посвящения в сан священника. [2] С 1913 г. при церкви была открыта приходская школа. Судьба храма в советское время Знакомство c делами религии Советская власть начала c переписи ее имущества. В первую очередь ее интересовали изделия из золота, серебра, a также драгоценные камни. Историческая ценность церковной утвари, изделия которых обычно выполнялись из ценных металлов, во внимание не принималась. B 1922 г. из Армянской церкви в доход государства изъяли пять икон c окладом из серебра, крест и лампадки, все 84-й пробы. В октябре 1929 г. постановлением № 1151 горсовет объявил о передаче всех церквей города под клубы и зернохранилища. «Считать целесообразным армянскую церковь по улице III Интернационала закрыть, так как при полнейшем отсутствии в городе помещений под культурно-просветительные нужды таковые пользуются незначительно по числу групп верующих армян, сто двадцать девять из двухсот пятидесяти взрослого населения». Разрушение здания церкви началось в августе 1930 г. Изображения Армянская церковь в период разрушения Армянская церковь. Рисунок Гаврюшкина О.П Дом священнослужителей. 1994 г. Фото Н. Сапожникова Место где находился армянский храм в настоящее время Разное 21 января 1908 г. церковь была ограблена, похищена церковная утварь. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону. - Ростов н/Д., 2001 Исторический Таганрог Армянская церковь Таганрога ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Место армянской церкви в Таганроге Сноски ↑ Этим посвящением местные армяне выразили признательность Иакову (Якову) Серебрякову, пожертвовавшему под церковь дворовое место. ↑ Выборы священнослужителя назначили на 4 июня 1906 ода. Желающих занять место пастыря оказалось несколько, среди них отец Иоанн Оксентьянц (Аксентьянц) и отец Вартаньянц. На этом собрании священником единогласно избрали отца Иоанна из села Екатериновка. Узнав об этом, жители села остались недовольны и со своей стороны начали ходатайствовать об оставлении его на прежнем месте. Духовенство пошло навстречу сельским жителям и не утвердило решение верующих таганрогской общины. 24 сентября состоялось второе собрание, на котором присутствовал армянский архимандрит Муше. Как ни настаивали прихожане на вторичном допуске к выборам Иоанна Оксемтьяица, поставленный в неловкое положение архимандрит отказал, ссылаясь на консисторский приказ, но предложил избрать комиссию для представления ходатайства епархиальному начальству. Ввиду настоятельного требования прихожан из села Екатериновка, просьба комиссии не была удовлетворена. Поставленные перед выбором единственного кандидата, участники собрания через несколько месяцев избрали священником Вартаньянца из Красноводска. Судьба, однако, благоволила к прихожанам таганрогской колонии армян. Пожелав воспользоваться указом от девятого сентября 1906 г. «Об укреплении надельной земли», поселяне села Екатериновка стали выходить из общины, а оставшиеся не могли содержать священника, добровольно отказавшись от его услуг. С радостью восприняв это сообщение, таганрогские прихожане назначили последнее собрание, на котором выставили кандидатуры обоих священников. Оксентьянц получил сорок пять голосов против двух и был утвержден на должность священника армянской церкви в Таганроге.
Церковь Сурб Рипсиме (Барнаул, Россия) Սուրբ Հռիփսիմե եկեղեցի Церковь Св. Рипсиме St. Hripsime Church Բառնաուլի Սուրբ Հռիփսիմե եկեղեցիДата основания: 15.09.2008 Руководитель при регистрации: Духовный пастырь – Маштоц Акопян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: РФ, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова Телефон/Факс: +7 (385) 245-08-60, +7 (960) 952-27-77, +7 (385) 224-05-03 История Церковь Сурб Рипсиме действует при МРО Церковь "Святой Рипсиме". В 2002 г., благодаря усилиям братьев Мхитара и Юрия Ароянов, на Алтае была зарегистрирована духовно-общественная организация “Сурб Рипсиме” в составе Ново-Нахичеванской и Российской Епархии, тем самым было положено начало строительству церкви Сурб Рипсиме. В 2002 г. Епископ Езрас Нерсисян освятил основы церкви. В 2005 г. были освящены кресты на куполе церкви и на колокольне, а также хачкар памяти жертв Геноцида армян 1915 г. В 2008 г. Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин II совершил обряд освящения церкви. При церкви имеются молельня, библиотека, воскресная школа, ученики которой создали молодежное объединение “Айк”. Духовный пастырь – священник Маштоц Акопян. Библиография Церковь Святой Рипсиме (Барнаул)
Барнаул
Церковь Кристос Пркич (Буденновск) Церковь Христа СпасителяДата основания: 1819 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 2 Видео 3 Изображения 4 Библиография История Церковь Христа Спасителя (Кристос Пркич), возведена в Святом Кресте в 1819 году, погибла в Прикумске в результате поджога и последовавшего за ним пожара в 1926 году. по материалам книги В.З. Акопяна. При церкви Христа Спасителя (Кристос Пркич) была армянская школа. Видео Армяне Ставрополья Изображения Заместитель председателя ОО АО «Святой Крест» БМО Галина Захарова рассказывает о церкви Христа Спасителя Библиография Фотографии г. Святой Крест из каталога Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве