Церковь Сурб Урбат (Тополевка)Дата основания: XIV-XV века Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Церковь сегодня 4 Изображения 5 Библиография История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св. Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св. Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". Церковь Сурб Урбат расположена на невысоком холме. В свое время к церкви вела каменная лестница, берущая начало у подножия холма. Время основания церкви неизвестно, однако, надпись на армянском языке, установленная на западной стене церкви, левее входа, повествует о ее основательном восстановлении в 1702 году: "Сей божественный прославленный храм, Что есть образ армянского народа, Заново возобновлен с основ Данью милостью крымской земли, Во имя святой девы пятничной Под начальством Акоба - мудрого учителя И надзирательством магдеси Иоаннеса И магдеси Айгина из Кафы, Руками каменщиков Григора и Тонакакна, В наслаждение священника тер Вардана, Дьякона Саргиса в лета 1151 армянского (1702)". Восстановление церкви в 1702 году позволяет ориентировочно отнести ее основание к XIV-XV векам, то есть к периоду, когда армянская колония Крыма переживала наивысший расцвет. Это предположение подтверждается и тем, что на территории села Топлолевки, в частности в вышеупомянутой церкви Сурб Саргис еще сохранились хачкары (крест-камни) с армянскими надписями XIV-XVI веков, что в свою очередь свидетельствует о наличии многолюдного армянского населения в селе в тот период. Некоторые исследователи считают, что вокруг церкви существовал монастырь. О том, что церковь окружали другие сооружения, возможно, хозяйственного и жилищного предназначения, свидетельствует и визуальный осмотр окрестности здания. О существовавшем же вокруг церкви кладбище с плитами без надписей, свидетельствует А. Маркевич в конце XIX века. Некоторые из этих надгробий сохранились по сей день. Служба в церкви Сурб Урбат прекратилась в конце XVIII века, после выселения христиан из полуострова. Согласно сведениям А.В. Суворова из деревни Топлы в 1778 году было выселено 212 армян. В самом начале XIX века село было заселено греками, переселенцами из Малой Азии. Архитектура Церковь Сурб Урбат принадлежит к типу небольших зальных строений с основной площадью молитвенного зала 48, 43 квадратных метров. Прямоугольное в плане сооружение с полукруглой апсидой строго ориентировано по направлению запад-восток. Алтарная апсида - полуциркульная, четко выделяющаяся своей формой во внешнем облике памятника. Сводчатое перекрытие основывается на четырех подпружных арках стрельчатого очертания, которые расположены на равном расстоянии друг от друга. Подобное архитектурное решение подчеркивает ритмичность членения интерьера. Стрельчатого очертания свод взят под двускатную кровлю. Устройство пяти небольших стенных ниш различного назначения, в восточной части интерьера, несомненно, связано было с украшением остальной поверхности фресковой росписью. Еще до недавнего времени по обе стороны от алтарной арки едва заметны были следы фресковых изображений Божьей матери и архангела Гавриила. Освещение интерьера осуществляется двумя широкими окнами прямоугольной формы, открытыми в центре апсиды и в щипце западной стены. Вход в церковь - с западной стороны. Художественное убранство интерьера дополняли своеобразные резные медальоны. Это - круги, в которых вписаны равноконечные с расширяющимися концами кресты с четырехлепестковыми розетками между их ветвями (ныне разрушены злоумышленниками). В свое время в северной стене существовала купель, сделанная из цельного каменного блока. Внешнее убранство церкви отличается подчеркнутой скромностью. Кладка стен из средних размеров бута со вставками крупных камней с подтеской лицевой поверхности. Углы здания сложены вперевязь в той же технике. Наружные габариты здания - 14,2 х 6,6 м. Богаче решен западный фасад. Расположение элементов убранства асимметричное. Центральная ось подчеркнута высоким, прямоугольным окном, обрамленным крупными камнями. Над входом, устроенным южнее фасадной оси, установлена полукруглая перемычка из цельного блока, над которым снаружи устроен люнет без проема. Выше входного проема с полуциркульным верхом - выступающая, прямоугольного сечения на профилированных консолях двухцентровая арка, тимпан которой в свое время был украшен росписью, изображающей Пресвятую Богородицу вместе с младенцем Христом. Выразительным художественным элементом фасада является строительная надпись, высеченная на каменном блоке черного цвета. Чисто отесанная поверхность блока выделяет место надписи на фасаде, выложенном из грубо обработанных мелких камней. Текст помещен в глубине квадратной ниши, сдвинутой к правому краю прямоугольной плиты. Поскольку текст не вместился на предусмотренном для него месте, дату написания высекли на широкой левой рамке, а окончание -- на правой узкой. Церковь сегодня Сегодня церковь находится в аварийном состоянии. В 1999-2000 годах рухнули западные части свода и кровли. Каменные блоки упавшего свода находятся внутри церкви. На северной стене образовалась глубокая трещина. Трещины различных размеров имеются и на остальных стенах. Естественно, что в таких условиях процесс разрушения усиливается быстрыми темпами, что в скором времени приведет к полному разрушению этого средневекового памятника. Сооружение нуждается в неотлагательной и скорейшей реставрации. Изображения Библиография В.А. Захаров. Памятники армянской культуры Белогорского р-на Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь
Церковь Кристос Пркич (Буденновск) Церковь Христа СпасителяДата основания: 1819 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 2 Видео 3 Изображения 4 Библиография История Церковь Христа Спасителя (Кристос Пркич), возведена в Святом Кресте в 1819 году, погибла в Прикумске в результате поджога и последовавшего за ним пожара в 1926 году. по материалам книги В.З. Акопяна. При церкви Христа Спасителя (Кристос Пркич) была армянская школа. Видео Армяне Ставрополья Изображения Заместитель председателя ОО АО «Святой Крест» БМО Галина Захарова рассказывает о церкви Христа Спасителя Библиография Фотографии г. Святой Крест из каталога Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве
Церковь Сурб Пайцаракерпутян (Москва) Кафедральный собор Преображения ГосподняВид заведения: Кафедральный собор Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Москва, Олимпийский проспект, 9 История О названии кафедрального храма Так получилось, что в Армянской церкви сегодня нет ни одного храма, освященного во имя Преображения Господня. В этом смысле кафедральный храм епархии уникален. Преображение - один из пяти главных праздников Армянской церкви и один из наиболее популярных в народе. Он связан с важнейшим событием земной жизни Спасителя, описанным в Евангелиях. Взяв апостолов Петра, Иоанна и Иакова, Иисус Христос поднялся для молитвы на гору Фавор недалеко от города Назарета. Здесь произошло Его преображение. Вот как описывает это событие евангелист Лука: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме... Явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Вот как толкует это событие армянский историограф V века Егише: «Они там, на горе, не были свидетелями материального явления, а познали величие небесное, то, о Чьем явлении знает только Он и по Своему благоволению частично являет, кому хочет. А это можно только вообразить, но не передать словами. Ибо, когда его описывают словами, оно теряет исконный образ, так как материализуется». На вопрос, почему мы отмечаем Преображение не в самый его день, Григор Татеваци ссылается на Христа, предупредившего апостолов: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Григор Просветитель в IV в. назначил праздник Преображения на 1 число месяца навасарда исконного армянского календаря, которое приходится на 11 августа Григорианского календаря. По древнеармянскому календарю это был конец года, время солнцеворота. Издревле в этот день армяне отмечали популярный языческий праздник Вардавар. В VI веке Католикос Мовсес II, учитывая то, что в эти же августовские дни отмечалось и Успение Богородицы, включил Преображение в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы и таким образом праздник стал переходящим (от 28 июня до 1 августа). Освящение храма Освящение храма состоялось 17 сентября 2013 года. Торжественный обряд освящения кафедрального собора совершил Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, президента Республики Армения Сержа Саргсяна, государственных и общественных деятелей Армении и России, глав крупнейших епархий ААЦ в Армении и за рубежом, глав и представителей религиозных конфессий Российской Федерации, видных благотворителей. Во время чина освящения под чтение псалмов священнослужители водой и вином омыли Святой Престол и миропомазываемые столбы, после этого Католикос Всех Армян Святым Миром омазал Святой Престол, в то время как всечестные отцы миропомазывали столбы нареченные именами четырех евангелистов и остальные столбы церкви. Освящая нововозведенную церковь, Его Святейшество нарек ее в честь Преображения Господня. По окончании чина освящения на алтарь подняли хранимую в Первопрестольном Святом Эчмиадзине частицу Креста Господня, которую в этот великий день Католикос Всех Армян преподнес собору ради укрепления духовной жизни прихожан епархии. В дар нововозведенному храму была преподнесена также дивная лампада. «Мы освятили этот благолепный кафедральный собор с верой, что он придаст новый заряд и подъем жизни вашей общины, призывая к молитве, богопочитанию, духовному обновлению, честным и праведным деяниям, – сказал в своем слове католикос. – Собор будет повседневно окрылять вас в вашем национальном духе, преданности Церкви и любви к Отечеству своими дивными барельефами как страницами борьбы и побед в нашей многовековой истории, написанными на тесаных камнях сокровенной святыни. Эти роскошные барельефы будут знакомить наших братьев и сестер с достойными упоминания эпизодами армянской истории, страницами борьбы ради веры и отчизны, простирающимися от земли к небесам славными деяниями народа нашего, продолжателями которых сегодня являетесь вы вашей жизнью и деяниями в вере». По окончании своей речи Его Святейшество преподнес патриарху Кириллу, президенту РА и президенту НКР изданные по случаю освящения кафедрального храма копии рукописи Святого Евангелия Григора Татеваци. По этому радостному поводу слова благословения и поздравления выразил также Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Его Святейшество подчеркнул значимость вековой дружбы армянского и Русского народов, а также важность церковностроения во имя укрепления молитвенного духа, отношений Бог – человек, и духовных ценностей народа. Закладка фундамента церковного комплекса состоялась в 2004 г. благословением Католикоса Всех Армян Гарегина II. В закладке камней основания будущего храма принял участие приснопамятный Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. «Возведенный в сердце России, этот церковный комплекс станет духовным и культурным центром в жизни тех, кто, независимо от национальной принадлежности, считает себя носителем христианских и общечеловеческих ценностей», – заявил на открытии комплекса глава Российской и Ново-Нахичеванской Епархии ААЦ епископ Езрас Нерсисян. Владыка также выразил свою благодарность государственным деятелям Российской Федерации и Республики Армения, руководству города Москвы за ревностную заботу, проявленную ими на всем протяжении строительных работ. «Благодаря взмывшему ввысь нововозведенному храму, омытому светом лампады просветителя и благословленному Святым Эчмиадзином, благословенная московская земля освятилась и для нас, став мирной пристанью для утвердившихся в новом Отечестве наших чад», – добавил глава епархии. Церковный комплекс епархии построен исключительно на пожертвования благотворителей. К его сооружениям относятся кафедральный собор на 1000 прихожан, церковь Сурб Хач (Святого Креста), резиденция главы епархии, учебно-просветительский центр, гостиный дом, музей и выставочный зал, родник-памятник русско-армянской дружбы, крест-камни хачкары, а также подземная парковка на 200 машино-мест. Благодаря своим зодческим и скульптурным решениям церковный комплекс гармонично вписывается в московскую архитектурную среду. Изысканные орнаменты, барельефы и остальные детали формируют уникальный облик церковного комплекса, который словно излагает исторический путь Армении начиная с года принятия ею христианства как государственной религии (301 год), раскрывает судьбоносные страницы истории армянского народа: принятие христианства, создание письменности, войны за родину и веру, золотой век и т.д. По случаю этого важного события в жизни епархии Католикос Всех Армян вручил ордена «Святого Григория Просветителя» и «Святого Нерсеса Шнорали (Благодатного)» шестидесяти трем благотворителям Храма Преображения Господня. От Католикоса Всех Армян орденов удостоились также Самвел Карапетян и Владимир Якунин. По окончании мероприятий Католикос Всех Армян Гарегин Второй и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на территории новоосвященного кафедрального храма ААЦ открыли памятный родник в знак любви и дружбы армянского и русского народов.