Часовня Сурб Геворг (Ясенево)Дата основания: 1996 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Москва, МКАД, 38-й километр, 6А, стр. 3 Телефон/Факс: +7 (499) 255-50-19 История Часовня была построена в 1996 г. и получила имя Георгия Победоносца. Посвящение на хачкаре отсылает нас к памятной дате — 850-летию Москвы, чьим покровителем Святой Георгий и является. Строительство началось при благословении и содействии Св. Эчмиадзина. Чертежи, туф поступили из Армении. После освящения храма здесь можно было проводить церковные обряды. На открытие часовни приезжал тогдашний столичный мэр Юрий Лужков, церковные обряды проводил сам Србазан Езрас. Часовня построена на средства благотворителя Артура Багряна. ИзображенияБиблиография Часовня Сурб Геворг в Ясенево
не выбрано
Москва, МКАД, 38-й километр, 6А, стр. 3
+7 (499) 255-50-19
Церковь Сурб Арутюн (Санкт-Петербург) Սուրբ Հարություն եկեղեցի Армянская Апостольская Церковь Св. Воскресенья St. Petersburg, St.Voskresenija (Resurrection) Armenian Apostolic ChurchРуководитель при регистрации: Настоятель - Саргис (Саргис Чопурян) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 199178, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Смоленки, д. 29 Телефон/Факс: +7 (812) 350-06-42 Содержание 1 История 2 Разное 3 Библиография 3.1 Архивные источники 3.1.1 РГИА История Церковь Сурб Арутюн действует при МРО Церковь "Сурб Арутюн". История возведения церкви Св. Воскресения на реке Смоленке связана с личным горем, постигшим графа И. Л. Лазарева в 1791 г., когда на русско-турецкой войне погиб его единственный сын и наследник, адъютант князя Потемкина 23-летний Артемий, чьи останки перевезли в Россию и погребли на армянском Смоленском кладбище. Церковь Св. Воскресения была построена как фамильная усыпальница, где, согласно завещанию графа, надлежало хоронить членов его фамилии. Возводилась она в 1791-1794 гг. и была освящена архиепископом Иосифом Аргутинским-Долгоруким в 1794 г. К концу XVIII в. армянская колония так разрослась, что протоиерей Степан Лорис-Меликов в феврале 1781 г. обратился с просьбой в губернское правление выделить для армян отдельное кладбище. На армянском Смоленском кладбище под покрытыми мхом плитами покоятся многие представители общины, внесшие немалый вклад в армянскую и русскую культуру: автор популярного двухтомного армяно-русского словаря Александр Худобашев, профессор Главного педагогического института Ованес Амиди, профессор Санкт-Петербургского университета Керопе Патканян, книгопечатник Григорий Халдарян. Здесь же могила генерал-адъютанта штаба А. В. Суворова и его ближайшего сподвижника А. В. Хастатова, видного дипломата Матвея Гамазова, мецената и благодетеля С. С. Абамелек-Лазарева. Здесь похоронены заслуженная артистка России М. В. Папазян и генерал-лейтенант артиллерии И. Х. Иванян. Здесь покоятся представители известных фамилий – Сумбатовых, Лорис-Меликовых, Аргутинских-Долгоруких, Акимовых, Деляновых, Лалаевых, Дронициных. Здесь же похоронены служители армянских церквей Петербурга: архимандрит Епрем, протоиерей Габриел Патканян и другие духовные лица. В 1791 г. указом Екатерины II главе армянской общины И. Л. Лазареву было разрешено возвести по проекту Ю. М. Фельтена на участке, рядом со Смоленским лютеранским кладбищем, „для погребения умирающих армян небольшую каменную церковь“ вместе с богадельней. Эта церковь была задумана Лазаревым как семейная усыпальница. Вскоре была сооружена часовня, где первым был похоронен сын Лазарева – Артемий, адъютант кн. Г. А. Потемкина-Таврического, погибший в начале 1791 г. на русско-турецкой войне, а затем и сам И. Л. Лазарев, скончавшийся осенью 1801 г. В часовне было поставлено великолепное двойное надгробие, исполненное в 1802 акад. И. П. Мартосом. В 1808 г. брат Лазарева – Мина поручил подрядчику Кузьме Васильеву выстроить церковь, украшенную портиками и большим куполом, которая была возведена по проекту Л. Руска (?) на месте часовни и 5 октября 1808 г. освящена во имя Воскресения Христова. Интерьер в XIX веке был украшен росписью. К началу XX века в церкви находилось около 30 захоронений рода Лазаревых и других знатных семей армянского происхождения: Абамелик, Деляновых, Сумбатовых, родственно связанных с Лазаревыми. В XIX веке вокруг церкви образовалось армянское Лазаревское кладбище, позднее ставшее отделением Смоленского. Со временем надгробная церковь стала приходской, и при ней открылось благотворительное общество. К октябрю 1901 г., столетию со дня смерти И. Л. Лазарева, арх. А. М. Кочетов возвел для богадельни и квартир причта двухэтажный дом, выдержанный в армянском стиле. Храм был закрыт по решению Президиума Ленсовета от 9 мая 1931 г. и передан Геолого-разведочному управлению; произведение Мартоса в следующем году вывезли в Музей городской скульптуры. В 1939 г. захоронения на кладбище полностью прекращены. После войны здание служило мастерской скульптору В. Б. Пинчуку. В сентябре 1988 г. церковь вернули армянской общине, и 8 октября того же года в ней состоялось первое богослужение. После реставрации храм в 1989 был освящен. В здании б. богадельни размещена резиденция епископа Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви. В 1993 г. усилиями армянской церкви была открыта армянская воскресная школа, которую посещали дети от 7 до 15-летнего возраста. В первоначальное время, за неимением соответствующего помещения, занятия проводились в зале первого этажа пастырского дома церкви Сурб Арутюн на Васильевском острове. По соседству со зданием пастырского дома церкви Сурб Арутюн находится постройка XIX века, в которой с 1994 г. действует пекарня “Нканак”. С 1996 г., после возведения второго этажа, здесь действует производство национальной выпечки и лаваша. В 1997 г. при общине был организован Армянский молодежный союз “Нор серунд” (“Новое поколение”). С целью объединения армянской молодежи северной столицы в 1988 г., по благословению духовного пастыря армянской общины Санкт-Петербурга, ныне Главы Ново-Нахичеванской и Российский Епархии Епископа Езраса Нерсисяна был создан танцевальный коллектив “Наири”. 24 февраля 1993 г. по инициативе Армянской Апостольской Церкви Санкт-Петербурга и по благословению Католокоса Всех Армян Вазгена I вышел в свет первый номер двуязычной (армянский и русский) газеты “Аватамк” (“Веруем”). С 2006 г. действует женский совет “Рипсиме”, который организовывает благотворительную помощь соотечественникам, инвалидам и детским домам. 27 июня 2011 г. по благословению Его Святейщества Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян Гарегина II в торжественной обстановке был открыт культурный центр “Вернатун”. В нем проводятся концерты, выставки, встречи с видными деятелями искусства и науки, проводятся презентации книг и кинофильмов. Разное Входит в Религиозное объединение «Армянская Апостольская Православная Церковь всех армян». Библиография Литературные источники Георги. С. 113. Ленинград. Монументальная и декоративная скульптура XVIII–XIX веков. М.– Л., 1951. С. 77–79, 328 Армянская церковь Воскресения Христова (Санкт-Петербург) АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Армяно-григорианская церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА на Смоленском армянском кладбище Архивные источники РГИА Ф. 796. Оп. 72. Д. 61 Ф. 880. Оп. 5. Д. 110 Ф. 1146. Оп. 1. Д. 12. Л. 43–44 Ф. 1286. Оп. 1. Д. 176 Ф. 1374. Оп. 1. Д. 305. Л. 141–142, 392
Санкт-Петербург
Церковь Сурб Аствацацин (Нахичевань-на-Дону) Церковь успения Божией Матери Церковь Св. Богородицы (Нахичевань-на-Дону) Սուրբ Աստվածածին եկեղեցիДата основания: 04.04.1781 Основатель: Иосиф Аргутинский Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Реликвии 1.2 Судьба храма в советское время 1.3 Священнослужителями церкви Сурб Аствацацин с 1843 года являлись 1.4 Изображения 1.4.1 Частный дом на месте церкви сегодня 1.5 Разное 2 Библиография История С утверждением армян в Нахичевани в 1780 году и приближением Пасхи паства не имея церковного учреждения, построила временную деревянную церковь. Т.о. Успенская церковь была не только первым из всех нахичеванских храмов, но и первой постройкой города. Эта церковь послужила местом, где освящались камни для закладки всех остальных армянских храмов. По сведениям И. Аргутинского (рукопись "Давтар"), 4 апреля 1781 г. в день святой Пасхи закладывается новый Успенский храм. В храме торжественно освятили четыре краеугольных камня, которые были затем установлены на четырёх углах города. В 1788 году церковь была отстроена из кирпича. 18 мая 1819 - армянский архиепископ получает от Министерства народного просвещения разрешение на строительство нового, уже третьего, каменного здания Успенской церкви, которое было возведено между 23-й и 25-й линиями, на 1-й Успенской (Пролетарской) улице в районе современного дома № 2. Трёх престольный храм изначально имел в плане форму равностороннего греческого креста. В центральной части возвышался барабан с куполом. Церковь отличалась тем, что кроме главного алтаря она имела еще два боковых, из которых один – во имя св. Воскресения, другой - во имя св. Иоакима и Анны. Северный и южный ее фасады, так же как северный и южный входы в храм, были оформлены четырех колонными пилястровыми портиками тосканского ордера. Над центральным (западным) входом располагалась звонница, которая обрушилась в начале 1850-х годов. В 1856 году по проекту архитектора Н. Муратова храм был расширен: была пристроена новая входная часть с двухъярусной звонницей. Внутри ограды церкви находилось небольшой армянский некрополь, где хоронили знаменитых нахичеванцев. В частности, там были похоронены известные благотворители города Иван Маркович Попов и Степан Георгиевич Наталов, пожертвовавшие много средств на благотворительность. При Успенской церкви функционировало также Успенское училище. Реликвии В церкви хранились мощи Сурб Геворка и неизвестного святого в серебряной коробке. Судьба храма в советское время В 1930-х - Успенскую церковь закрыли и постепенно уничтожили. Вместо Успенского училища построили общеобразовательную школу № 26. После Великой Отечественной войны в расширенном и достроенном здании организовали профтехучилище № 12. Священнослужителями церкви Сурб Аствацацин с 1843 года являлись Протоиерей Мартирос Поповян Священник Саркис Егияян Священник Габриэль Джавджавян Священнки Карапет Халтрухян Протоиерей Григор Сукиасьянц Священник Аствацатур Телекьян Протоиерей Барсег Поповьян Священник Мкртыч Мхитарьян Протоиерей Оваким Степанович Степаносьян (умер в 1910) Священник Акоп Нахашьян (умер в 1907) Священник Мартирос Нерсесович Юзбашьян (умер в 1908) Протоиерей Минас Хачатурович Хумашьянц (1938) Священник Карапет Егияевич Мошьян (1938) Изображения Фасад церкви (слева) и храм в разрезе (справа). Чёрным цветом выделена пристройка 1856г. Проект колокольни и пристройки к церкви Аствацацин в Нахичевани,1856 Северный фасад к церкви Аствацацин в Нахичевани,1856 План церкви Аствацацин в Нахичевани,1856 г. Частный дом на месте церкви сегодня Церковь Сурб Аствацацин. 125 юбилей Разное 29 октября 1913 года праздновалось 125-летия основания церкви. На торжествах присутствовал городской голова и др. именитые гости. Была произведена литургия. Из Департамента духовных дел иностранного исповедания по поводу юбилея было сообщено, что государь император Николай II начертать соизволил:"Сердечно всех благодарю". Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е. И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону. — Ростов-на-Дону: Издательство «NB», 2006. — С. 105—107. — ISBN 5-98155-014-7 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер., 1988 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013