Церковь Сурб Григор Лусаворич (Ставрополь) Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ եկեղեցի Церковь Св. Григория Просветителя Ստավրոպոլի Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ եկեղեցիДата основания: 2009 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Ставрополь, ул. Войтика, д. 33 Содержание 1 История 1.1 Первый храм 1.2 Второй храм 1.3 Закрытие 1.4 Восстановление храма 2 Изображения История Первый храм Согласно сведениям, приведенным ставропольским краеведом Иосифом Бентковским, первая деревянная армянская церковь начала строиться в Ставрополе в 1810 году, однако в силу недостатка средств не была завершена до 1830 года, когда в строительство включился генерал Георгий Эммануэль. Деревянное здание пришло в ветхость к середине XIX века: в 1850-х один из двух куполов храма, грозивший обрушением, был разобран. Тем не менее, оно простояло до 1870-х годов, когда от ветхости обрушился и второй купол. Второй храм Проект каменного храма на месте прежнего деревянного был заказан архитектору Федору Прозоровскому (не путать с московским воеводой Федором Прозоровским), и представлен в Эчмиадзинский армяно-григорианский синод 27 декабря 1876 года (по старому стилю)[3]. Уже 8 апреля 1881 года строительство храма было завершено. В его сооружение вкладывали средства ставропольские меценаты — купцы Гавриил Термикелов, Макар Попов и другие. При храме располагался и некрополь со склепами в ограде. Закрытие В 1920-е годы ценности храма были изъяты, его здание простояло полуразрушенным до 1960-х годов, и было взорвано в 1967 году. На его месте было построено здание Октябрьского райкома партии. Восстановление храма В XXI веке храм был восстановлен на новом месте на улице Войтика. Церемония освящения его креста и куполов была проведена главой епархии епископом Мовсесом (Мовсесяном) 22 ноября 2009 года. 9 декабря 2021 года церковь освятил глава Епархии Юга России ААЦ епископ Мовсес (Мовсесян). При освящении присутствовали клирики епархии, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский), первый заместитель председателя Правительства Ставропольского края Владимир Ситников, глава города Ставрополя Иван Ульянченко, начальник отдела по делам национальностей Сергей Зинёв и представители национально-культурных организаций края. Изображения
не выбрано
Ставрополь, ул. Войтика, д. 33
Церковь Сурб Саркис (Армянская церковь Сергия) в Феодосии **История** * Принадлежит Армянской Апостольской Церкви. Считается старейшим армянским храмом Феодосии. * **Строительство:** 1330 год. * **Средние века (XIV-XVI вв.):** Центр армянской культуры и образования. Действовал один из крупнейших армянских скрипториев. Творчество известных художников, философов, поэтов и историков (Симеон Бабердеци, Степанос Карнеци, Аветис, Аракел, Кристосатур, Авраменц). Рукописи скриптория хранятся в библиотеках Парижа, Иерусалима, Вены и Матенадаране. * **XIX-XXI вв.:** С 1811 года в церкви хранились каменные плиты для Феодосийского музея древностей. В 1888 году пострадала от пожара, восстановлена на средства И. К. Айвазовского, который также расписал церковь. Крещение, венчание и погребение Айвазовского в этом храме. По завещанию Айвазовский оставил церкви и школе 50 000 рублей. Реставрации в 1965-1970 гг. и с конца 1980-х гг. Подтопление храма в 1970-х гг. привело к утрате фресок. **Архитектура** * Сложный внутренний план из-за многочисленных перестроек. Прямоугольная центральная часть с тремя полукруглыми абсидами, алтарь на востоке. Притвор с запада. Северное помещение из двух частей. Своды полукруглые и нервюрные. Стены из больших блоков известняка с вмурованными хачкарами. Двухскатная черепичная крыша. Вход украшен григорианскими крестами и памятной плитой о восстановлении после пожара. Старинные ореховые двери хранятся в Эрмитаже и Феодосийском музее. **Интерьер** * Фрески утрачены из-за подтопления. Сохранилась крестильная купель с каменной резьбой. Звонница XV века в армяно-малоазиатском стиле, встроенная в сохранившуюся часть портала. **Кладбище** * Погребение представителей армянской общины. Надгробие Никогайоса Цахкарара. Могила и памятник И. К. Айвазовского (1903). Склеп жены Айвазовского (1944). **Изображения** * Звонница. * Могила Айвазовского. * Хачкары. **Библиография** * Христианские храмы Большой Феодосии - Церковь св. Сергия, могила И. К. Айвазовского. * Вірменські храми Феодосії. * Крымский архитектурный портал.
Церковь Сурб Геворг (Армавир) Георгиевская церковьДата основания: освящ. 22.04.1915 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История С конца XIX в. параллельно с бурным экономическим развитием Армавира многократно увеличивается численность его жителей за счет притока переселенцев из разных уголков России и заграницы. В числе приезжавших было немало армян. Духовные запросы растущей армянской общины вызвали к жизни вопрос о сооружении еще одного приходского храма. 21 марта 1897 г. армавирский сельский сбор принял приговор, в котором говорилось, что местное общество уже давно выразило твердое намерение возвести в селе новую армянскую церковь во имя Святого Григория Просветителя, но отведенное для нее место впоследствии было уступлено для русского православного Николаевского храма. В связи с этим коренные жители решили «построить армяно-григорианскую церковь во имя Св. Григория на Красной улице, южнее корпуса лавок» (речь идет о месте на современной улице Кирова, в районе пересечения с ул. Мира, возле входа в центральный городской рынок), причем для этого уже имелась собранная сумма. Однако по неясным причинам указанное постановление реализовано не было. Вместе с тем, нужда в новом храме для армянской общины с каждым годом становилась все насущнее. В 1907 г. члены сельского схода выносят резолюцию о возведении в Армавире новой большой армянской Георгиевской церкви. Вскоре в волостном правлении состоялись торги, по итогам которых был заключен договор с подрядчиками Трусовым и Ильиным, взявшими на себя обязательство окончить все работы по сооружению храма в течении трех строительных сезонов. В здании старой Георгиевской церкви в будущем планировалось открыть армянскую школу. Торжественная закладка новой церкви Святого Георгия состоялась 23 апреля 1908 г. Строительство велось рядом с первым Георгиевским храмом. Работы спорились, и уже 20 июля 1910 г. корреспондент екатеринодарской газеты «Новая заря» сообщал из Армавира: «Постройка армянского собора близится к концу. Здание красивое, тонет в букете зелени». К 1911 г. с наружной стороны внушительный кирпичный корпус Георгиевского храма, выдержанный в стиле средневековой армянской культовой архитектуры, был вполне готов, начались отделочные работы. 18 и 19 июня 1912 г. Армавир посетил духовный глава армян всего мира католикос Геворг V. На второй день визита он участвовал в Божественной литургии в Успенской церкви, где обратился к верующим с проповедью о необходимости сохранения родного языка и национальной культуры и отслужил торжественную панихиду над могилой архимандрита Карапета Арцивяна. После этого Геворг V встречался с учащимися трех местных армянских школ. Благословив каждого из собравшихся детей, католикос направился в старую армянскую Георгиевскую церковь, которую он, еще будучи Астраханским архиепископом, освящал в 1887 г. В газетном репортаже об этом событии говорится, что «после молитвы в старой церкви, Его Святейшество осматривал тут же в ограде новую строящуюся церковь». Приветствовать своего патриарха в селение прибыли многочисленные депутации армянского духовенства и верующие из городов Кубанской и Терской областей, Черноморской и Ставропольской губерний. Этот факт свидетельствует о роли Армавира в качестве одного из важнейших религиозных центров армянского населения всего Северного Кавказа. Украшение интерьеров и наружная отделка большого Георгиевского храма затянулись. В местной газете от 3 ноября 1913 г. строительное попечительство известило прихожан о том, что в этот день после Божественной литургии будет совершено освящение и водружение крестов на купола новой армянской церкви. К этому времени расходы по сооружению храма превысили 60 тыс. руб. Только весной 1915 г., когда Армавир уже стал городом, все строительные и отделочные работы были окончены. Для освящения Георгиевского храма в Армавир прибыл епископ Астраханской армянской епархии Мхитар. 22 апреля 1915 г. в его присутствии «полным составом армянского духовенства было совершено торжественное перенесение святого мира из старой церкви в новую». Церемония освящения состоялась на следующий день. Описавший все происходящее журналист армавирской газеты отметил: «нельзя не упомянуть о новоотстроенном Георгиевском храме, как он вышел велик и красив. Поразительно хороша стильная отделка храма внутри и снаружи. Снаружи храм оштукатурен и выкрашен приятной для глаз краской светло-коричневого тона. Внутри храм разделан весь однообразно под мрамор. Расписка совершена окончившим Петроградскую академию художеств, армянином художником Аршаком Фетфедян. Особенно хорош иконостас – колоссальных размеров из чистого мрамора, работы известного итальянского мастера г-на Като. Икона Богоматери с младенцем на руках, написанная на полотне, помещенная над престолом в нише, исполненная в древне-восточном стиле, производит впечатление неземной чистоты и святости и уносит при взгляде на нее мысль в небесную высь». Новая Георгиевская церковь стала одним из самых фундаментальных и красивейших армянских храмов Северного Кавказа. Как и планировалось изначально, после освящения новой Георгиевской церкви в здании старого храма была открыта армянская школа, однако обучались здесь дети беженцев из Османской империи, прибывавших в Армавир в суровые годы Первой мировой войны. Видимо, в связи с изменением своего назначения здание старой церкви лишилось некоторых зримых примет культового объекта, что и спасло его от разрушения в последующие десятилетия воинствующего безбожия. Возвышавшийся рядом большой Георгиевский храм, к сожалению, стал жертвой антирелигиозной политики советских властей. Церковь была отобрана у прихожан и разобрана. Циничное постановление Президиума Армавирского городского совета от 16 июня 1939 г. звучит как приговор: «1. Ввиду невозможности использовать здание бывшей Георгиевской Армянской церкви на культурно-просветительские цели, санкционировать действия Горфо и ГКО по частичной разработке этого здания и реализации строительного материала от ее разборки (кроме кирпича)… 3. Договор от 14 мая с.г. заключенный между Горфо и Горремстройконторой о продаже последней здания бывш. Георгиевской армянской церкви для использования оставшегося стройматериала (кирпича), предусматривающий снос кирпичной кладки этой церкви за 12000 рублей утвердить». В том же 1939 году, по решению городских властей, были закрыты русские православные Николаевская и Троицкая церкви, здания которых намечалось использовать под «культурно-просветительские цели». Цели, конечно, преследовались другие, и Николаевский храм был сразу уничтожен, а Троицкий, полуразрушенный, чудом уцелел до той поры, когда государство в военном 1943 г. резко изменило свою религиозную политику, что позволило прихожанам возродить здесь духовный очаг, действующий до наших дней. После разборки стен армянской Георгиевской церкви на этом месте еще на протяжении десятилетий виднелись остатки ее полузасыпанных подвалов. Была демонтирована и окружавшая церковную территорию капитальная железная ограда на кирпичном цоколе с изящными входными арками и металлическими воротами[1]. Для воскресения памяти и поддержания духовной жизни армавирцев, было принято решение - на месте где некогда высился величественный храм Сурб Геворг, возвести одноименную часовню. Проект часовни полностью повторяет храм, но, конечно же, меньше в размерах. Весной 2014 года был освящен фундамент часовни. Сноски ↑ Секции этого забора использовали вторично в разных местах города. И сегодня старинные кованые решетки из ограды армянского Георгиевского храма с боковыми стойками, увенчанными крестами со сбитыми горизонтальными перекладинами, можно увидеть у здания онкологической больницы по ул. Дзержинского № 12 и у корпуса инфекционной лечебницы по ул. Пугачева № 28. До сегодняшнего дня это были последние поистине жалкие материальные свидетельства о прекрасном архитектурном и духовно-историческом памятнике, некогда украшавшем Армавир
Церковь Сурб Гарабед (Тенгинка)Вид заведения: Кладбищенская церковь Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Изображения 4 Библиография История Появление храма связано с семьёй Кешаб. Основатель этого рода в середине 19 века, если верить преданиям, со своим сыном Гарабедом и теткой торговал практически на всем Черноморском побережье. После Крымской войны он торговал с адыгами возле Джубги. В 1864 г. Кешабы скупили у адыгов земли и основали свое хозяйство. Расположилась усадьба Кешаба там, где сейчас Лермонтово, неподалеку от теперешнего пансионата «Лазурный». Называлась она «село Кешаба». При Гарабеде Кешабе, недалеко от его родовой усадьбы, было построено укрепление Тенгинское. Гарабед стал его интендантом, за что ему пожаловали свободу действий в округе. Занимались Кешабы разведением скота, выращиванием кукурузы, сбором плодов с дикорастущих растений. Гарабед построил гостиный двор для армянских переселенцев из Турции, которых его посыльные встречали на побережье от Анапы до Туапсе. После размежевания черноморских земель часть этой местности досталась русскому генералу армянского происхождения Ахшарумову, он затем передал участки Гарабеду Кешабу для армянских беженцев. Более поздние переселенцы из Турции стали осваивать места в нескольких километрах вверх по реке Шапсухо. Официально это место стало называться село Армянское, а неофициально – Шапсука, теперь здесь – Тенгинка. В 70-х годах XIX века в Шапсуке открылся деревянный молельный дом, а затем уже в конце столетия при участии семьи Кешаб построили каменный храм «Сурб Гарабед». Это был единственный армянский храм на этом участке побережья. Архитектура Привычных нам куполов нет. Наверху – лаконичная двускатная крыша. Потолок – высокий. Над входом – четырехконечный крест. Прямо в стене – сделанная в камне купель для крещения младенцев. Снаружи в церковной стене – круглые отверстия, чтобы не задувало ветром. Торцовая стена храма закруглена для алтаря. Изображения Библиография Чей храм в Тенгинке?