Церковь Сурб Гарабед (Тенгинка)

Описание

Церковь Сурб Гарабед (Тенгинка)Вид заведения: Кладбищенская церковь Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Изображения 4 Библиография История Появление храма связано с семьёй Кешаб. Основатель этого рода в середине 19 века, если верить преданиям, со своим сыном Гарабедом и теткой торговал практически на всем Черноморском побережье. После Крымской войны он торговал с адыгами возле Джубги. В 1864 г. Кешабы скупили у адыгов земли и основали свое хозяйство. Расположилась усадьба Кешаба там, где сейчас Лермонтово, неподалеку от теперешнего пансионата «Лазурный». Называлась она «село Кешаба». При Гарабеде Кешабе, недалеко от его родовой усадьбы, было построено укрепление Тенгинское. Гарабед стал его интендантом, за что ему пожаловали свободу действий в округе. Занимались Кешабы разведением скота, выращиванием кукурузы, сбором плодов с дикорастущих растений. Гарабед построил гостиный двор для армянских переселенцев из Турции, которых его посыльные встречали на побережье от Анапы до Туапсе. После размежевания черноморских земель часть этой местности досталась русскому генералу армянского происхождения Ахшарумову, он затем передал участки Гарабеду Кешабу для армянских беженцев. Более поздние переселенцы из Турции стали осваивать места в нескольких километрах вверх по реке Шапсухо. Официально это место стало называться село Армянское, а неофициально – Шапсука, теперь здесь – Тенгинка. В 70-х годах XIX века в Шапсуке открылся деревянный молельный дом, а затем уже в конце столетия при участии семьи Кешаб построили каменный храм «Сурб Гарабед». Это был единственный армянский храм на этом участке побережья. Архитектура Привычных нам куполов нет. Наверху – лаконичная двускатная крыша. Потолок – высокий. Над входом – четырехконечный крест. Прямо в стене – сделанная в камне купель для крещения младенцев. Снаружи в церковной стене – круглые отверстия, чтобы не задувало ветром. Торцовая стена храма закруглена для алтаря. Изображения Библиография Чей храм в Тенгинке?

Город:

не выбрано

Адрес:

Руководитель:
Другие
Церковь Сурб Аствацацин (Большие Салы)

Церковь Сурб Аствацацин (Большие Салы) Церковь Пресвятой БогородицыВид заведения: Церковь Дата основания: 1860 Адрес: Ростовская обл., Мясниковский район, с. Большие Салы, ул. Ленина Телефон/Факс: +7 (989) 708-33-34 Ссылки: Сайт церкви Содержание 1 История 1.1 Местная религиозная организация "Церковь Сурб Аствацацин" 1.2 Мемориальный памятник памяти жертв репрессий 1.2.1 священнослужители 1.2.2 учителя приходской школы 1.3 Настоятель ААЦ Сурб Аствацацин 1.4 Благотворители церкви 2 Архитектура 3 Изображения 3.1 Мемориал жертвам политических репрессий 4 Разное 5 Библиография 5.1 Сноски История Церковь Сурб Аствацацин действует при МРО "Церковь Сурб Аствацацин". По одному из пяти пунктов указа Екатерины Второй, касающихся армян-переселенцев на Дону, разрешалось строительство церквей с проведением в них обрядов по национальным законам и обычаям, подчиняясь только Эчмиадзинскому католикосу – Верховному патриарху всех армян. Оказавшись на Дону, армянский народ первым делом начал возводить церкви – сначала деревянные, а затем и каменные. За этот период было построено около 20 церквей, которые стали не только культовыми сооружениями, но и центрами духовной и просветительской жизни армянского населения Дона. При многих храмах действовали церковно–приходские школы, библиотеки, богадельни. В 1848 году большесальцы решают построить церковь, однако у сельчан возникают разногласия по вопросу выбора места для закладки фундамента. К 1860 году страсти постепенно улеглись, и началось строительство большесальской церкви, которая во всем первозданном величии и поныне является главной достопримечательностью села Большие Салы. В 1867 году церковь была достроена и освящена. По имеющимся данным, хранящимся в архивах г. Санкт - Петербурга, проекты церквей в салах Несветай, Султан Салы и Большие Салы составлены Таганрогским архитектором Муратовым. Проекты армянский церквей были утверждены Католикосом Всех Армян Нерсесом V (1843-1857) в середине пятидесятых годов девятнадцатого столетия. После его смерти помощь и содействие в строительстве большесальской церкви оказывал Католикос Матевос I (1858-1865). На завершающий стадии строительство принял Католикос Геворк IV (1866-1882) и лично освятил церковь в 1867 году. [1] Два брата – Лусеген и Григор Нор-Аревяны закончили Духовную академию Геворкяна в Эчмиадзине. Вернувшись в Большие Салы, стали учителями: Лусеген был учителем армянского языка в школе для девочек, Григор затем был освящен в сан священника и стал Тер Григором Нор-Аревян. После кончины Тер Григора Нор-Аревяна в селе не было священника, в то время как в Несветайской церкви было два священнослужителя. Попросили Тер Саркиса из Несветая переехать в Большие Салы. С 1934 года Тер Саркис стал священником церкви Сурб Аствацацин. В 1938 году большесальская церковь была закрыта, а часть имущества выставлена на продажу через местный магазин. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, здание использовалось под колхозное зернохранилище. К концу войны в 1945 году по просьбе населения церковь вновь стала действующей. В село был направлен житель г. Нахичевана Арыхов Мартирос Христофорович. Он обращается к Верховному Патриарху Армянской церкви в Эчмиадзине. Ему дали возможность, подготовится к рукоположению, и направили в село. Через год торжественно прошло рукоположению, и Мартирос Христофорович стал Тер Хореном Арыховым. Местная религиозная организация "Церковь Сурб Аствацацин" По благословению Главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии архиепископа Езраса Нерсисяна местная религиозная организация была зарегистрирована 3 мая 2001 года. В 2001 году начались первые строительные работы по возрождению здания церкви и уже в 2003 году был восстановлен купол и часть стены церкви. Прихожанами были собраны и возвращены в церковь частично утерянные в послевоенные годы Образа Святых и церковная утварь. В 2008 году ААЦ Сурб Аствацацин была полностью восстановлена, и 7 сентября Его Святейшество Верховный патриарх и Католикос всех армян Гарегин II освятил церковь. В тот же день был освящен привезенный из Армении Хачкар – крест-камень, символ армянской духовности и связи с исторической Родиной. Его установили в честь русско-армянской дружбы и Католикоса всех армян Гарегина Второго, который был подарен бизнесменоми меценатом Артуром Ханамировичем Карапетяном. Мемориальный памятник памяти жертв репрессий 26 сентября 2011 года впервые в истории ААЦ была увековечена память жертв репрессий – священнослужителей и учителей приходской школы ААЦ Сурб Аствацацин – воздвигнут мемориальный памятник – крест и высажены деревья на аллее в их честь. Поисковая группа, инициатором и вдохновителем которой явился настоятель ААЦ Сурб Аствацацин тер Ананиа (Бабаян), за три года собрала исторические материалы и фотографии, подтвержденные архивными документами о невинных жертвах репрессий 1937-1938 гг. священнослужители Тер Саркис (Мартиросян) Тер Алексан (Домбаян) Тер Саак (Шорлуян) [2] учителя приходской школы Дирацуян Хунгианос Александрович Загребян Рафаэл Степанович Запросян Хунгианос Асвадурович Нор-Аревян Лусиген Григорьевич Фиштян Карапет Ованесович Настоятель ААЦ Сурб Аствацацин Настоятелем ААЦ Сурб Аствацацин является иерей Тер Ашот Благотворители церкви В 2004 году восстановительные работы получили новую, решающую помощь. Благодаря таким меценатам, как Альберт Вартересович Самургашев, Андрей Григорьевич Нор-Аревян, Владимир Саркисович Поповьян, и их огромному вкладу в богоугодное дело сегодня мы имеем долгожданный восстановленный храм во всей своей красе. Все трое были награждены Верховным патриархом – Католикосом всех армян Гарегином II высшими наградами ААЦ – медалями им. Нерсеса Шнорали. Архитектура В церкви Аствацацин портики перед северным и южным фасадами отсутствуют. Нет также выступающей на восточном фасаде алтарной апсиды, вместо которой в прямой стене этой части устроены три экседры, из которых средняя с окном служила алтарем. На фасаде это место отмечено строенными наличниками: средний над оконным проемом, боковые — над плоскими нишами. Подобный прием оформления алтарной части — единственный пример в практике строительства культовых зданий не только армянских колоний, но и на территории Армении. Эти экседры напоминают восточные части интерьеров двухапсидных базилик ХII—XIII вв. в Армении. Однако в последних имеются окна, что позволяет использовать их в качестве алтарных апсид. В боковых же экседрах церкви Аствацацин окна отсутствуют, что предполагает не богослужебную, а сугубо художественную функцию этих архитектурных элементов. Несколько удлиненный западный рукав придает плану здания форму греческого креста. На западной стене интерьера, как и в церкви Карапета в Нахичевани, находились неширокие деревянные хоры, отсутствующие на сегодняшний день. Интерьер церкви был расписан фресками, не сохранившимися до наших дней. Лишь местами различимы фигуры, растительный и геометрический орнамент. Колокольня подчинена основному объему церкви своими размерами и особенно высотой, что придает куполу храма главенствующее, значение во внешнем облике сооружения. Грани барабанов куполов, внутри круглых, внешне восьмигранных, оканчиваются люнетами, которые напоминают о кокошниках на фасадах русских храмов. Следует отметить несколько отличную от других армянских церквей форму окопных наличников. Они более просты, имеют опирающиеся на колонки двускатные карнизики, образующие щипец над приподнятым арочным проемом. Показательна тонкая профилировка всех архитектурных деталей, что придает изящество внешнему облику церкви и ее колокольни. Изображения План Церкви Аствацацин Общий видМемориал жертвам политических репрессий Разное Сюда приходил великий армянский поэт Аветик Исаакян, приезжавший к своему однокашнику по Эчмиадзину, учителю Нор-Аревяну. Героиня известного рассказа А. П. Чехова “Красавицы“ – Марта венчалась в этой церкви. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Донский храмы Вид со спутника Сноски ↑ Примечательно, что три католикоса армянской апостольской церкви лично приложили руку к строительству ААЦ Сурб Аствацацин в селе Большие Салы. ↑ могилы последних на территории церкви были осквернены и разрушены

Церковь "Сурб Ованес" (Иваново)

Церковь Сурб Ованес (Иваново) Церковь Сурб Ованнес Храм Святого ИоаннаРуководитель при регистрации: Духовный пастырь – Тадеос Тертерян Конфессии: Армянская апостольская церковь История Церковь "Сурб Ованес" строится при МРО Церковь "Сурб Ованнес". В 2004 г. мэрия города вынесла решение о выделении верующим земельного участка под строительство храма Сурб Ованес. Храм будет воздвигнут между зданием старого драматического театра и асфальтовым заводом на склоне близ реки Уводи. Здание храма будет небольшим по размерам – около 70 кв.м. Приходской Совет Айрапетян Сос Завенович Акобян Вардан Гевондович Алоян Срап Мишаевич Буноян Эдик Маисович Варданян Геворг Маратович Гарибян Артуш Гришаевич Гарибян Армен Гришаевич Каламурян Геннадий Бахтиярович Мартиросян Сос Алибекович Мкртчян Рубик Вагаршакович Тертерян Арутюн Гарегинович

Церковь Сурб Саркис (Воронеж)

Церковь Сурб Саркис (Воронеж) Церковь Святого Саркиса Սբ. Սարգիս եկեղեցիВид заведения: Церковь Дата основания: 2015 Адрес: 394000, обл. Воронежская, г. Воронеж, ул. Донбасская, д. 2 Телефон/Факс: +7 (985) 763-30-97 Содержание 1 История 2 Архитектурная конструкция храма 3 Изображения 3.1 Детали экстерьера храма 3.2 Интерьер храма 4 Библиография История Церковь Сурб Саркис действует при МРО Церковь "Сурб Саркис". Церковь Святого Саркиса в Воронеже возведена в начале 21 века (2012—2015 гг.) по проекту архитектора Геворга Ширваняна. Финансировала строительство Городская армянская диаспора. Церковь освящена в честь легендарного героя Саркиса, армянина и христианина. Архитектором является Геворг Ширванян. Архитектурная конструкция храма Небольшое строение полностью облицовано розовым туфом. Сегментированная конусообразная кровля каменная, в полукруглой нише на фасаде — барельеф со всадником, поражающим копьем дракона. На внешних стенах множество барельефов и орнаментов, по сторонам входа высятся две мощные колонны, над ним вырезан огромный ажурный крест и фигуры в монашеских рясах. Интерьер расписан молодыми армянскими художниками в национальном стиле, в моленном зале много резных элементов, великолепна центральная люстра. В алтаре стоит камень, привезенный сюда из древней разрушенной церкви, на нем барельеф Божией Матери с младенцем. Изображения Детали экстерьера храма Интерьер храма Библиография Церковь Св. Саркиса в Воронеже Армянская церковь Святого Саркиса (Воронеж) Церковь святого Саркиса Церковь Святого Саркиса в Воронеже. Фото храма

Воронеж

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира