Церковь Сурб Геворг (Армавир)

Описание

Церковь Сурб Геворг (Армавир) Георгиевская церковьДата основания: освящ. 22.04.1915 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История С конца XIX в. параллельно с бурным экономическим развитием Армавира многократно увеличивается численность его жителей за счет притока переселенцев из разных уголков России и заграницы. В числе приезжавших было немало армян. Духовные запросы растущей армянской общины вызвали к жизни вопрос о сооружении еще одного приходского храма. 21 марта 1897 г. армавирский сельский сбор принял приговор, в котором говорилось, что местное общество уже давно выразило твердое намерение возвести в селе новую армянскую церковь во имя Святого Григория Просветителя, но отведенное для нее место впоследствии было уступлено для русского православного Николаевского храма. В связи с этим коренные жители решили «построить армяно-григорианскую церковь во имя Св. Григория на Красной улице, южнее корпуса лавок» (речь идет о месте на современной улице Кирова, в районе пересечения с ул. Мира, возле входа в центральный городской рынок), причем для этого уже имелась собранная сумма. Однако по неясным причинам указанное постановление реализовано не было. Вместе с тем, нужда в новом храме для армянской общины с каждым годом становилась все насущнее. В 1907 г. члены сельского схода выносят резолюцию о возведении в Армавире новой большой армянской Георгиевской церкви. Вскоре в волостном правлении состоялись торги, по итогам которых был заключен договор с подрядчиками Трусовым и Ильиным, взявшими на себя обязательство окончить все работы по сооружению храма в течении трех строительных сезонов. В здании старой Георгиевской церкви в будущем планировалось открыть армянскую школу. Торжественная закладка новой церкви Святого Георгия состоялась 23 апреля 1908 г. Строительство велось рядом с первым Георгиевским храмом. Работы спорились, и уже 20 июля 1910 г. корреспондент екатеринодарской газеты «Новая заря» сообщал из Армавира: «Постройка армянского собора близится к концу. Здание красивое, тонет в букете зелени». К 1911 г. с наружной стороны внушительный кирпичный корпус Георгиевского храма, выдержанный в стиле средневековой армянской культовой архитектуры, был вполне готов, начались отделочные работы. 18 и 19 июня 1912 г. Армавир посетил духовный глава армян всего мира католикос Геворг V. На второй день визита он участвовал в Божественной литургии в Успенской церкви, где обратился к верующим с проповедью о необходимости сохранения родного языка и национальной культуры и отслужил торжественную панихиду над могилой архимандрита Карапета Арцивяна. После этого Геворг V встречался с учащимися трех местных армянских школ. Благословив каждого из собравшихся детей, католикос направился в старую армянскую Георгиевскую церковь, которую он, еще будучи Астраханским архиепископом, освящал в 1887 г. В газетном репортаже об этом событии говорится, что «после молитвы в старой церкви, Его Святейшество осматривал тут же в ограде новую строящуюся церковь». Приветствовать своего патриарха в селение прибыли многочисленные депутации армянского духовенства и верующие из городов Кубанской и Терской областей, Черноморской и Ставропольской губерний. Этот факт свидетельствует о роли Армавира в качестве одного из важнейших религиозных центров армянского населения всего Северного Кавказа. Украшение интерьеров и наружная отделка большого Георгиевского храма затянулись. В местной газете от 3 ноября 1913 г. строительное попечительство известило прихожан о том, что в этот день после Божественной литургии будет совершено освящение и водружение крестов на купола новой армянской церкви. К этому времени расходы по сооружению храма превысили 60 тыс. руб. Только весной 1915 г., когда Армавир уже стал городом, все строительные и отделочные работы были окончены. Для освящения Георгиевского храма в Армавир прибыл епископ Астраханской армянской епархии Мхитар. 22 апреля 1915 г. в его присутствии «полным составом армянского духовенства было совершено торжественное перенесение святого мира из старой церкви в новую». Церемония освящения состоялась на следующий день. Описавший все происходящее журналист армавирской газеты отметил: «нельзя не упомянуть о новоотстроенном Георгиевском храме, как он вышел велик и красив. Поразительно хороша стильная отделка храма внутри и снаружи. Снаружи храм оштукатурен и выкрашен приятной для глаз краской светло-коричневого тона. Внутри храм разделан весь однообразно под мрамор. Расписка совершена окончившим Петроградскую академию художеств, армянином художником Аршаком Фетфедян. Особенно хорош иконостас – колоссальных размеров из чистого мрамора, работы известного итальянского мастера г-на Като. Икона Богоматери с младенцем на руках, написанная на полотне, помещенная над престолом в нише, исполненная в древне-восточном стиле, производит впечатление неземной чистоты и святости и уносит при взгляде на нее мысль в небесную высь». Новая Георгиевская церковь стала одним из самых фундаментальных и красивейших армянских храмов Северного Кавказа. Как и планировалось изначально, после освящения новой Георгиевской церкви в здании старого храма была открыта армянская школа, однако обучались здесь дети беженцев из Османской империи, прибывавших в Армавир в суровые годы Первой мировой войны. Видимо, в связи с изменением своего назначения здание старой церкви лишилось некоторых зримых примет культового объекта, что и спасло его от разрушения в последующие десятилетия воинствующего безбожия. Возвышавшийся рядом большой Георгиевский храм, к сожалению, стал жертвой антирелигиозной политики советских властей. Церковь была отобрана у прихожан и разобрана. Циничное постановление Президиума Армавирского городского совета от 16 июня 1939 г. звучит как приговор: «1. Ввиду невозможности использовать здание бывшей Георгиевской Армянской церкви на культурно-просветительские цели, санкционировать действия Горфо и ГКО по частичной разработке этого здания и реализации строительного материала от ее разборки (кроме кирпича)… 3. Договор от 14 мая с.г. заключенный между Горфо и Горремстройконторой о продаже последней здания бывш. Георгиевской армянской церкви для использования оставшегося стройматериала (кирпича), предусматривающий снос кирпичной кладки этой церкви за 12000 рублей утвердить». В том же 1939 году, по решению городских властей, были закрыты русские православные Николаевская и Троицкая церкви, здания которых намечалось использовать под «культурно-просветительские цели». Цели, конечно, преследовались другие, и Николаевский храм был сразу уничтожен, а Троицкий, полуразрушенный, чудом уцелел до той поры, когда государство в военном 1943 г. резко изменило свою религиозную политику, что позволило прихожанам возродить здесь духовный очаг, действующий до наших дней. После разборки стен армянской Георгиевской церкви на этом месте еще на протяжении десятилетий виднелись остатки ее полузасыпанных подвалов. Была демонтирована и окружавшая церковную территорию капитальная железная ограда на кирпичном цоколе с изящными входными арками и металлическими воротами[1]. Для воскресения памяти и поддержания духовной жизни армавирцев, было принято решение - на месте где некогда высился величественный храм Сурб Геворг, возвести одноименную часовню. Проект часовни полностью повторяет храм, но, конечно же, меньше в размерах. Весной 2014 года был освящен фундамент часовни. Сноски ↑ Секции этого забора использовали вторично в разных местах города. И сегодня старинные кованые решетки из ограды армянского Георгиевского храма с боковыми стойками, увенчанными крестами со сбитыми горизонтальными перекладинами, можно увидеть у здания онкологической больницы по ул. Дзержинского № 12 и у корпуса инфекционной лечебницы по ул. Пугачева № 28. До сегодняшнего дня это были последние поистине жалкие материальные свидетельства о прекрасном архитектурном и духовно-историческом памятнике, некогда украшавшем Армавир

Город:

не выбрано

Адрес:

Руководитель:
Другие
Церковь Сурб Аменапркич
Церковь Сурб Вардан Мамиконян (Кисловодск)

Церковь Сурб Вардан Мамиконян (Кисловодск) Սուրբ Վարդան Մամիկոնյան եկեղեցի Церковь Св. Вардана Мамиконяна Sourp Vartan Armenian Apostolic Church Կիսլովոդսկի Սուրբ Վարդան Մամիկոնյան եկեղեցիДата основания: 1992-1997 Руководитель при регистрации: Настоятель - Погосян Сергей Размики Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Епархия, приход : Ново-Нахичеванская и Российская Епархия ААЦ Адрес: 357700, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Кутузова, д. 107, к.б Телефон/Факс: +7 (879) 376-93-03, +7 (918) 790-58-41, +7 (879) 373-93-03 Содержание 1 История 2 Видео 3 Изображения 4 Библиография История Церковь Сурб Вардан Мамиконян действует при МРО Церковь "Сурб Вардан". История строительства храма Сурб Вардан Мамиконян в Кисловодске – это и история возрождения пятнадцатитысячной армянской общины. Армяне поселились в Кисловодске на заре его основания (1803 г.). Так, одним из первых сооружений в русской крепости стал особняк Хастатовых. Генерал-майор Аким Васильевич Хастатов (1756-1809), выдающийся военный деятель России, происходил из знатного армянского рода. Дом Хастатовых был своеобразным центром культурной жизни Кисловодска. У них неоднократно гостил великий русский поэт М.Ю. Лермонтов. В начале ХХ века местное армянское общество предприняло решительные меры по воплощению давнего намерения соорудить в городе церковь. В самом центре города был сооружён молельный дом и школа при нём. В период гражданской войны этот духовный и культурный очаг был уничтожен. В 1989 г. в Кисловодске было образовано армянское общественное объединение «Крунк» (первое подобное объединение в Ставропольском крае), которое в течение многих лет возглавлял Валерий Уришанович Галустов. А в конце 2011 года полномочия председателя МАНКА «Крунк» были переданы Сурену Артоваздовичу Манукову, который является лидером армянской общины г. Кисловодска и по сей день. Воздвижение армянской церкви стало ностальгической идеей общины. В августе 1991 г. в возвышенной части города в районе армянского посёлка прошло празднование семидесятилетия со дня его основания. Именно тогда было решено сделать всё возможное для выделения здесь места под строительство духовного и культурного центра. При содействии городской администрации недалеко от армянского посёлка на живописном холме был выделен участок. 5 марта 1992 г. состоялось торжественное освящение земли, выделенной под строительство церкви, которой решено было дать имя Св. Вардана Мамиконяна – полководца, причисленного к лику святых. В феврале следующего года торжественно открылся молельный дом (в приспособленном для этой цели вагончике), в котором начал проводить службу вначале иеромонах Сукиас Тертерян, а с 1993 г. – священник Тер Саргис Погосян. На территории возводимой церкви регулярно собирался своеобразный штаб, состоящий из руководства церковно-приходского совета и руководства общества «Крунк». В проектировании и строительстве церкви приняли участие: главный строитель – В. Маркарян, архитекторы – А. Арустамян и Э. Погосов, художник – Ю. Багдасаров, скульптор – Г. Курегян, конструктор – В. Кеворкян и многие другие. 1 мая 1994 г., в день празднования Христова Воскресения, на куполе возведённой церкви был водружен крест. С его установлением символически завершался важный этап в работах по возведению храма. Теперь вся творческая энергия художника, скульптора, архитектора переместилась во внутрь храма. Весной 1996 г., в День Пасхи Христовой, врата церкви Сурб Вардан Мамиконян открылись для прихожан. 3 июня церковь посетил президент республики Армения Левон Тер-Петросян, чей приезд совпал с окончанием всех работ по возведению церкви Сурб Вардан Мамиконян. Торжественное освящение храма произошло 31 августа 1997 г. во время визита на Кавказские Минеральные Воды блаженной памяти католикоса Гарегина I. Это был его первый обряд освящения Храма на территории России. А за несколько месяцев до его прибытия Кисловодск посетил нынешний католикос Гарегин II, высоко оценивший проделанную работу и благословивший жителей города и всего Ставрополья. В настоящее время храм Сурб Вардан Мамиконян находится в центре уникального культурно-религиозного комплекса, где располагается здание культурно-национальной автономии «Крунк». Этот комплекс 24 апреля 1999 г. дополнился величественным монументом в память жертвам геноцида 1915-1923 гг., созданный по проекту известного кисловодского художника-графика Ю. Багдасарова. Называется памятник «Колокол памяти». Другие памятники - хачкары. Самый большой хачкар на территории церкви называется «Во имя веры и отечества». Другой называется «Во имя мира и дружбы». Третий, в отличие от предыдущих сделан не из туфа, а из базальта. Сделан он в память о спитакском землетрясении 1988 г. С 2007 г. этот уникальный комплекс пополнился ещё одним объектом – зданием культурно-образовательного центра. Возведение объекта пришлось на некоторое время отложить. С 2012 г. вновь возобновилось строительство центра, где все желающие смогут изучать армянский язык, заниматься танцами и спортом, проводить концерты, конференции и многое другое. В 2012 г. исполнилось 15 лет со дня открытия Армянской Апостольской церкви «Сурб Вардан» в г. Кисловодске. На протяжении этих лет для всех прихожан церковь стала центром не только духовного очищения, но и приобщения к великим и могучим корням армянского народа. 7 мая 2017 г. на территории ААЦ "Сурб Вардан" города Кисловодска состоялось освящение Хачкара, установленного к 25-летию взятия г. Шуши! Хачкар был освящен Его Преосвященством Епископом Мовсесом, Главой Епархии Юга России ААЦ и духовентовм Епархии. Видео Армянские церкви России/Кисловодск/HAYK media Изображения Хачкар, установленный в честь 25-летия освобождения г. Шуши Библиография История строительства храма Сурб Вардан Мамиконян в Кисловодске Армянская апостольская церковь "Сурб Вардан" - фотогаллерея Освящение Хачкара к 25-летие освобождения г. Шуши (07.05.17)

Кисловодск

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира