Церковь Сурб Урбат (Тополевка)

Описание

Церковь Сурб Урбат (Тополевка)Дата основания: XIV-XV века Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Церковь сегодня 4 Изображения 5 Библиография История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св. Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св. Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". Церковь Сурб Урбат расположена на невысоком холме. В свое время к церкви вела каменная лестница, берущая начало у подножия холма. Время основания церкви неизвестно, однако, надпись на армянском языке, установленная на западной стене церкви, левее входа, повествует о ее основательном восстановлении в 1702 году: "Сей божественный прославленный храм, Что есть образ армянского народа, Заново возобновлен с основ Данью милостью крымской земли, Во имя святой девы пятничной Под начальством Акоба - мудрого учителя И надзирательством магдеси Иоаннеса И магдеси Айгина из Кафы, Руками каменщиков Григора и Тонакакна, В наслаждение священника тер Вардана, Дьякона Саргиса в лета 1151 армянского (1702)". Восстановление церкви в 1702 году позволяет ориентировочно отнести ее основание к XIV-XV векам, то есть к периоду, когда армянская колония Крыма переживала наивысший расцвет. Это предположение подтверждается и тем, что на территории села Топлолевки, в частности в вышеупомянутой церкви Сурб Саргис еще сохранились хачкары (крест-камни) с армянскими надписями XIV-XVI веков, что в свою очередь свидетельствует о наличии многолюдного армянского населения в селе в тот период. Некоторые исследователи считают, что вокруг церкви существовал монастырь. О том, что церковь окружали другие сооружения, возможно, хозяйственного и жилищного предназначения, свидетельствует и визуальный осмотр окрестности здания. О существовавшем же вокруг церкви кладбище с плитами без надписей, свидетельствует А. Маркевич в конце XIX века. Некоторые из этих надгробий сохранились по сей день. Служба в церкви Сурб Урбат прекратилась в конце XVIII века, после выселения христиан из полуострова. Согласно сведениям А.В. Суворова из деревни Топлы в 1778 году было выселено 212 армян. В самом начале XIX века село было заселено греками, переселенцами из Малой Азии. Архитектура Церковь Сурб Урбат принадлежит к типу небольших зальных строений с основной площадью молитвенного зала 48, 43 квадратных метров. Прямоугольное в плане сооружение с полукруглой апсидой строго ориентировано по направлению запад-восток. Алтарная апсида - полуциркульная, четко выделяющаяся своей формой во внешнем облике памятника. Сводчатое перекрытие основывается на четырех подпружных арках стрельчатого очертания, которые расположены на равном расстоянии друг от друга. Подобное архитектурное решение подчеркивает ритмичность членения интерьера. Стрельчатого очертания свод взят под двускатную кровлю. Устройство пяти небольших стенных ниш различного назначения, в восточной части интерьера, несомненно, связано было с украшением остальной поверхности фресковой росписью. Еще до недавнего времени по обе стороны от алтарной арки едва заметны были следы фресковых изображений Божьей матери и архангела Гавриила. Освещение интерьера осуществляется двумя широкими окнами прямоугольной формы, открытыми в центре апсиды и в щипце западной стены. Вход в церковь - с западной стороны. Художественное убранство интерьера дополняли своеобразные резные медальоны. Это - круги, в которых вписаны равноконечные с расширяющимися концами кресты с четырехлепестковыми розетками между их ветвями (ныне разрушены злоумышленниками). В свое время в северной стене существовала купель, сделанная из цельного каменного блока. Внешнее убранство церкви отличается подчеркнутой скромностью. Кладка стен из средних размеров бута со вставками крупных камней с подтеской лицевой поверхности. Углы здания сложены вперевязь в той же технике. Наружные габариты здания - 14,2 х 6,6 м. Богаче решен западный фасад. Расположение элементов убранства асимметричное. Центральная ось подчеркнута высоким, прямоугольным окном, обрамленным крупными камнями. Над входом, устроенным южнее фасадной оси, установлена полукруглая перемычка из цельного блока, над которым снаружи устроен люнет без проема. Выше входного проема с полуциркульным верхом - выступающая, прямоугольного сечения на профилированных консолях двухцентровая арка, тимпан которой в свое время был украшен росписью, изображающей Пресвятую Богородицу вместе с младенцем Христом. Выразительным художественным элементом фасада является строительная надпись, высеченная на каменном блоке черного цвета. Чисто отесанная поверхность блока выделяет место надписи на фасаде, выложенном из грубо обработанных мелких камней. Текст помещен в глубине квадратной ниши, сдвинутой к правому краю прямоугольной плиты. Поскольку текст не вместился на предусмотренном для него месте, дату написания высекли на широкой левой рамке, а окончание -- на правой узкой. Церковь сегодня Сегодня церковь находится в аварийном состоянии. В 1999-2000 годах рухнули западные части свода и кровли. Каменные блоки упавшего свода находятся внутри церкви. На северной стене образовалась глубокая трещина. Трещины различных размеров имеются и на остальных стенах. Естественно, что в таких условиях процесс разрушения усиливается быстрыми темпами, что в скором времени приведет к полному разрушению этого средневекового памятника. Сооружение нуждается в неотлагательной и скорейшей реставрации. Изображения Библиография В.А. Захаров. Памятники армянской культуры Белогорского р-на Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь

Город:

не выбрано

Адрес:

Руководитель:
Другие
Армянская Католическая Община Москвы

Армянская Католическая Община Москвы Дата основания: 1991 История В Российской империи католицизм получил распространение в 1684 г., когда Папа Римский Иннокентий XI объявил о начале миссионерской миссии в России. Вообще, распространение католицизма в России совпало с годами царствования Петра I, когда в результате его политики европейские нововведения проникли в государственную и культурную жизнь. Католиками становились политические и государственные мужи, что продолжалось при Александре I. Католицизм постепенно начал распространяться в Москве, Киеве, Смоленске. После первого разделения Польши, в 1772 г., число католиков достигло десятков тысяч: они представляли различные нации, среди них были также польские армяне-католики. В Российской империи сравнительно крупные группы армян-католиков появились во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., вследствие завоевания Крыма и третьего разделения Речи Посполиты (1775). Предпосылки обращения армян в католицизм в Крыму были налицо, в католицизм обращались богатые армяне-торговцы, находящиеся в серьезной конкуренции с генуэзскими торговцами-католиками. Уже в XIX веке армяне-католики упоминаются в ряде городов, входящих в состав России – Астрахани, Одессе, в некоторых района Крымского полуострова. В дальнейшем (1720-1760 гг.) из Астрахани, Турции и Персии армяне-католики мигрировали в города Моздок и Кизляр, где была основана первая община и армянская католическая церковь, действующая по сей день. Помимо вышеуказанных городов, в XIXв. Армянские католические общины образовались в Грозном, во Владикавказе, Пятигорске, Темирхан Шуре, Екатеринодаре, Новороссийске, в XXв. – в Воронеже, Пемзе, Ростове/Д и пр. В 1909 г. в Российской империи для армян-католиков было создано Апостольское управление, которое в 1917 г. насчитывало уже 47 священнослужителей, 45 церквей и часовен с 66 518 последователями. Таким образом, можно сказать, что в годы Российской империи армяне-католики появились вследствие завоевания и объединения других стран, а некоторые городские общины сформировались в результате миграции на территории империи и за ее пределами. После октябрьской революции и, в частности, утверждения советского строя на всей территории СССР начались преследования. Первый удар провозгласивших атеизм советских властей пришелся именно на католиков, независимо от их этнической принадлежности. Составляющие малую часть всей католической общины России армяне вместе с представителями духовенства были либо расстреляны, либо сосланы, что продолжалось до 1944 г. Такая особая позиция в отношении католиков имела политические оттенки, что рассматривалось как необходимое «мероприятие» по нейтрализации связей с заграницей. Примечательно, что эти «мероприятия» в основном происходили на приграничных территориях СССР – армяно-населенном Самцхе-Джавахке Грузии, Батуми, в Львове в кругу католиков-армян, поляков и немцев. Например, Самцхе-Джавахк сочли «приграничной зоной». В результате, католическое духовенство, как имеющий связи с заграницей ненадежный элемент, встречало большие препятствия при посещении сел, поскольку для поездки туда необходимы были специальные пропуска. В 1937 г. перестала действовать Армянская католическая церковь в Краснодаре. В 1940 г. армянская католическая метрополия Львова оказалась под контролем советской армии, почти половина верующих армян, 2500 человек, была сослана в Сибирь, а их предводитель, отец Дионисий Каетанович был арестован и скончался в ссылке в 1954 г. Большинство имущества армянских католических церквей Львова, Ивано-Франковска, Тисменицы, Лисеци Снятина, Бережани, Городенки, Кута было национализировано. Окончательная «ликвидация» армянской католической церкви Львова и ее прихожан была осуществлена по непосредственному указу Н.Хрущева. После этих событий армяне-католики жили как граждане Советского Союза, и говорить об их общинной и духовной жизни было просто невозможно. Первая, после распада СССР, группа армян-католиков в Москве образовалась в начале 90-х годов при церкви св. Людовика, где регулярно проводились встречи под руководством монахини-армянки Нунэ Погосян. Время от времени приезжали священники из Грузии и Армении. После возрождения собора Непорочного Зачатия Девы Марии армяне-католики начале проводить свои богослужения в нем. В 2001 г. Патриарх Армянской Католической Церкви Нерсес Бедрос XIX направил в Москву постоянного священника Микаэля Бассаля. Армянская Католическая Церковь (АКЦ) — сохраняя богослужебный обряд Армянской церкви, находится в полном единстве с Папским Престолом. Она появилась благодаря обнародованному в 1439 г. на Флорентийском соборе декрету Exultate Deo. На сегодняшний день Армянская Католическая Церковь насчитывает более полумиллиона верующих и 11 епархий по всему миру. Во главе АКЦ стоит Католикос-Патриарх Дома Киликии армян католиков, его резиденция располагается в Бейруте (Ливан). Российские армяне-католики, насчитывающие около 100 тысяч человек, входят в состав Одинариата Восточной Европы с центром в Гюмри (Армения). Большинство российских армян-католиков проживает на юге страны и в Москве. Сегодня численность армян-католиков в Российской Федерации не превышает 59 тысяч человек. Эта группа армянства состоит из двух основных пластов – старожилов и иммигрантов. Активной армянской католической общиной является Московская. Примечательно, что эта община главным образом состоит из мигрировавших из Самцхе-Джавахка армян. В частности, вопросами самоорганизации общины занимаются эмигранты из села Норшен (Цхалтубо, Ахалцихский район), с которыми действуют воедино московские армяне-старожилы, переехавшие сюда на постоянное жительство из Ахалкалака, Тбилиси, Баку, Туркменистана и стран СНГ. Гораздо меньше армян-католиков в Санкт-Петербурге. Примечательно также, что большую роль играет упование эмигрировавших в Россию из сел Ахалцихе армян на католическую веру. Речь идет о внутриобщинных браках, что, по их заверениям, исходит не из принципа «хорошего знания» друг друга, а из принадлежности к одной и той же конфессии и, в частности, стремления остаться армянами в чужой среде. С 2007 г. серьезные судебные тяжбы втянута Московская армянская католическая церковь Св. Григория Просветителя, которая в 2009 г. представила судебный иск городским властям, выражая желание зарегистрироваться как религиозная община. Однако иск был отклонен без пересмотра. Надлежащие органы Министерства юстиции мотивировали тем, что церковь не представила документа, подтверждающего присутствие армян-католиков в этом районе в течение 15 лет. Примечательно, что армянская католическая община в Москве начала собираться в католической церкви Св. Людовика с середины 1980-х гг., а с 1991 г. она действует регулярно. Адвокат армян-католиков Владимир Ряховский отметил, что при содействии религиозных организаций и руководства исторического архива города Москвы в Министерство юстиции РФ была представлена историческая справка. Согласно этому документу, Армянская Католическая церковь в России была известна с XVIII века, и ее общины были уничтожены в 1920-х гг. Поэтому министерство юстиции не имело права не учитывать этот факт, следовательно, судебный вердикт считается недействительным, что противоречит Конституции РФ. Суд Мещанинского района пересмотрел и признал недействительным представленный минюстом РФ вердикт и заставил пересмотреть иск Армянской католической церкви Св. Григория Просветителя и дать армянской католической общине государственную регистрацию. Но в 2012 г. Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при министерстве юстиции российской федерации дал своё заключение. Экспертный Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации на основании запроса Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (исх. от 10.01.2012 № 3-19/38234), в соответствии с подпунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», положениями статьи 48 Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации», подпунктом 30.11 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», утвержденными данным приказом Положением об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации и Порядком проведения государственной религиоведческой экспертизы, провел государственную религиоведческую экспертизу в отношении Местной религиозной организации «Приход Святого Григора Просветителя Армянской Католической церкви в городе Москве» (г. Москва, руководитель Данкайе Георг) с целью решения вопроса о признании организации религиозной и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики. В соответствии с п.10 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы: 1. Является ли Местная религиозная организация «Приход Святого Григора Просветителя Армянской Католической церкви в городе Москве» религиозной организацией? 2. Можно ли считать вероучение, исповедуемое Организацией, аутентичным вероучению Армянской Католической церкви? 3. Являются ли сведения относительно основ вероучения, содержащиеся в представленных Организацией документах, достоверными? 4. Допустимо ли использование Организацией в своей деятельности Основ вероучения и практики Армянской католической церкви, не входя в структуру Армянской католической церкви? Для подготовки ответа на вопросы в распоряжение Экспертного Совета были представлены следующие документы: При проведении экспертизы были установлены обстоятельства, имеющие значение для ее результатов – в частности, дефицит информации в представленных документах, касающихся истории Армянской католической церкви, различных аспектов ее вероучения в связи с неточным переводом устава Армянской католической церкви на русский язык, непосредственно содержащего ключевые положения учения. В силу этого, на основании пп. 4 и 14 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», Экспертный Совет на заседании 18 апреля 2012 г. счел необходимым: Расширить подлежащий изучению перечень материалов, касающихся истории и религиозных особенностей Армянской католической церкви за счет таких источников, как: Католическая энциклопедия – М, Издательство францисканцев, 2002 г., том 1, статья «Армения» с. 347 – 354; статья «Армянская Католическая Церковь» с. 354-358; статья «Армянский обряд» с. 358-359. В соответствии с п. 7 «Положения об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» и п.13 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», при рассмотрении вопроса о признании в качестве религиозной организации Местной религиозной организации «Приход Святого Григора Просвятителя Армянской Католической церкви в городе Москве» и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики, на заседании присутствовал представитель данной организации П.П. Петросян. По данному вопросу необходимо, прежде всего, сделать уточнение о том, что только ст. зр российского законодательства Местная религиозная организации «Приход Святого Григора Просветителя Армянской Католической церкви в городе Москве» не входит в структуру Армянской Католической Церкви, т.к. Центр Епархии Армянской Католической Церкви юридически зарегистрирован вне границ России, а именно на территории Армении. С точки зрения канонического (внутри церковного) подчинения Местная религиозная организации «Приход Святого Григора Просветителя Армянской Католической церкви в городе Москве» является частью армянской Католической Церкви. В отношении поставленного перед советом вопроса, учитывая сделанное выше уточнение, можно сообщить следующее. Принадлежность к христианской религии определяется посредством свободного (добровольного) личного принятия той или иной формы вероучения и следования соответствующим данной форме обрядам, что делает возможным избрание любой группой верующих конкретного вероисповедания, не нуждающегося в каком-либо одобрении или разрешении со стороны Церкви, являющейся депозитарием (хранителем) истинности вероучения. Таким образом, использование Организацией в своей деятельности Основ вероучения и практики Армянской Католической церкви является допустимым. Председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации /подписано/ А. Л. Дворкин. В 2012 г. столичная община Армянской Католической Церкви получила государственную регистрацию в Российской Федерации. Библиография Симаворян А., Овян В., Некоторые вопросы армян Джавахка, Ереван, 2009 Симаворян А., Армянская католическая община России, «Глобус Национальная безопасность», номер 6. // Экспертное заключение-экспертный совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при министерстве юстиции российской федерации «18» апреля 2012 г. № 15-30668 На № 3-19/38234 от 10.01.2012 Ананян, Ж. А., Хачатурян, В. А. (1993). Армянские общины России. Ереван, 1993 Симаворян, А. (2010). Армянская католическая община России. Фонд Нораванк Армянские католические общины сегодня, 2009 Отец Петрос Есаян: «Католическая церковь всегда стояла на защите армянства»

Церковь Пеавяч (Мысхако)

Церковь Пеавяч (Мысхако) Армянская апостольская церковь Пеавяч Адрес: Краснодарский край, муниципальное образование Новороссийск, село Мысхако История

Часовня Георгия Победоносца
Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира