Церковь Сурб Урбат (Тополевка)

Описание

Церковь Сурб Урбат (Тополевка)Дата основания: XIV-XV века Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Церковь сегодня 4 Изображения 5 Библиография История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св. Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св. Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". Церковь Сурб Урбат расположена на невысоком холме. В свое время к церкви вела каменная лестница, берущая начало у подножия холма. Время основания церкви неизвестно, однако, надпись на армянском языке, установленная на западной стене церкви, левее входа, повествует о ее основательном восстановлении в 1702 году: "Сей божественный прославленный храм, Что есть образ армянского народа, Заново возобновлен с основ Данью милостью крымской земли, Во имя святой девы пятничной Под начальством Акоба - мудрого учителя И надзирательством магдеси Иоаннеса И магдеси Айгина из Кафы, Руками каменщиков Григора и Тонакакна, В наслаждение священника тер Вардана, Дьякона Саргиса в лета 1151 армянского (1702)". Восстановление церкви в 1702 году позволяет ориентировочно отнести ее основание к XIV-XV векам, то есть к периоду, когда армянская колония Крыма переживала наивысший расцвет. Это предположение подтверждается и тем, что на территории села Топлолевки, в частности в вышеупомянутой церкви Сурб Саргис еще сохранились хачкары (крест-камни) с армянскими надписями XIV-XVI веков, что в свою очередь свидетельствует о наличии многолюдного армянского населения в селе в тот период. Некоторые исследователи считают, что вокруг церкви существовал монастырь. О том, что церковь окружали другие сооружения, возможно, хозяйственного и жилищного предназначения, свидетельствует и визуальный осмотр окрестности здания. О существовавшем же вокруг церкви кладбище с плитами без надписей, свидетельствует А. Маркевич в конце XIX века. Некоторые из этих надгробий сохранились по сей день. Служба в церкви Сурб Урбат прекратилась в конце XVIII века, после выселения христиан из полуострова. Согласно сведениям А.В. Суворова из деревни Топлы в 1778 году было выселено 212 армян. В самом начале XIX века село было заселено греками, переселенцами из Малой Азии. Архитектура Церковь Сурб Урбат принадлежит к типу небольших зальных строений с основной площадью молитвенного зала 48, 43 квадратных метров. Прямоугольное в плане сооружение с полукруглой апсидой строго ориентировано по направлению запад-восток. Алтарная апсида - полуциркульная, четко выделяющаяся своей формой во внешнем облике памятника. Сводчатое перекрытие основывается на четырех подпружных арках стрельчатого очертания, которые расположены на равном расстоянии друг от друга. Подобное архитектурное решение подчеркивает ритмичность членения интерьера. Стрельчатого очертания свод взят под двускатную кровлю. Устройство пяти небольших стенных ниш различного назначения, в восточной части интерьера, несомненно, связано было с украшением остальной поверхности фресковой росписью. Еще до недавнего времени по обе стороны от алтарной арки едва заметны были следы фресковых изображений Божьей матери и архангела Гавриила. Освещение интерьера осуществляется двумя широкими окнами прямоугольной формы, открытыми в центре апсиды и в щипце западной стены. Вход в церковь - с западной стороны. Художественное убранство интерьера дополняли своеобразные резные медальоны. Это - круги, в которых вписаны равноконечные с расширяющимися концами кресты с четырехлепестковыми розетками между их ветвями (ныне разрушены злоумышленниками). В свое время в северной стене существовала купель, сделанная из цельного каменного блока. Внешнее убранство церкви отличается подчеркнутой скромностью. Кладка стен из средних размеров бута со вставками крупных камней с подтеской лицевой поверхности. Углы здания сложены вперевязь в той же технике. Наружные габариты здания - 14,2 х 6,6 м. Богаче решен западный фасад. Расположение элементов убранства асимметричное. Центральная ось подчеркнута высоким, прямоугольным окном, обрамленным крупными камнями. Над входом, устроенным южнее фасадной оси, установлена полукруглая перемычка из цельного блока, над которым снаружи устроен люнет без проема. Выше входного проема с полуциркульным верхом - выступающая, прямоугольного сечения на профилированных консолях двухцентровая арка, тимпан которой в свое время был украшен росписью, изображающей Пресвятую Богородицу вместе с младенцем Христом. Выразительным художественным элементом фасада является строительная надпись, высеченная на каменном блоке черного цвета. Чисто отесанная поверхность блока выделяет место надписи на фасаде, выложенном из грубо обработанных мелких камней. Текст помещен в глубине квадратной ниши, сдвинутой к правому краю прямоугольной плиты. Поскольку текст не вместился на предусмотренном для него месте, дату написания высекли на широкой левой рамке, а окончание -- на правой узкой. Церковь сегодня Сегодня церковь находится в аварийном состоянии. В 1999-2000 годах рухнули западные части свода и кровли. Каменные блоки упавшего свода находятся внутри церкви. На северной стене образовалась глубокая трещина. Трещины различных размеров имеются и на остальных стенах. Естественно, что в таких условиях процесс разрушения усиливается быстрыми темпами, что в скором времени приведет к полному разрушению этого средневекового памятника. Сооружение нуждается в неотлагательной и скорейшей реставрации. Изображения Библиография В.А. Захаров. Памятники армянской культуры Белогорского р-на Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь

Город:

не выбрано

Адрес:

Руководитель:
Другие
Церковь Сурб Гарабед (Тенгинка)

Церковь Сурб Гарабед (Тенгинка)Вид заведения: Кладбищенская церковь Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Изображения 4 Библиография История Появление храма связано с семьёй Кешаб. Основатель этого рода в середине 19 века, если верить преданиям, со своим сыном Гарабедом и теткой торговал практически на всем Черноморском побережье. После Крымской войны он торговал с адыгами возле Джубги. В 1864 г. Кешабы скупили у адыгов земли и основали свое хозяйство. Расположилась усадьба Кешаба там, где сейчас Лермонтово, неподалеку от теперешнего пансионата «Лазурный». Называлась она «село Кешаба». При Гарабеде Кешабе, недалеко от его родовой усадьбы, было построено укрепление Тенгинское. Гарабед стал его интендантом, за что ему пожаловали свободу действий в округе. Занимались Кешабы разведением скота, выращиванием кукурузы, сбором плодов с дикорастущих растений. Гарабед построил гостиный двор для армянских переселенцев из Турции, которых его посыльные встречали на побережье от Анапы до Туапсе. После размежевания черноморских земель часть этой местности досталась русскому генералу армянского происхождения Ахшарумову, он затем передал участки Гарабеду Кешабу для армянских беженцев. Более поздние переселенцы из Турции стали осваивать места в нескольких километрах вверх по реке Шапсухо. Официально это место стало называться село Армянское, а неофициально – Шапсука, теперь здесь – Тенгинка. В 70-х годах XIX века в Шапсуке открылся деревянный молельный дом, а затем уже в конце столетия при участии семьи Кешаб построили каменный храм «Сурб Гарабед». Это был единственный армянский храм на этом участке побережья. Архитектура Привычных нам куполов нет. Наверху – лаконичная двускатная крыша. Потолок – высокий. Над входом – четырехконечный крест. Прямо в стене – сделанная в камне купель для крещения младенцев. Снаружи в церковной стене – круглые отверстия, чтобы не задувало ветром. Торцовая стена храма закруглена для алтаря. Изображения Библиография Чей храм в Тенгинке?

Церковь Сурб Карапет (Нахичевань-на-Дону)

Церковь Сурб Карапет (Нахичевань-на-Дону) Церковь Сурб Ован Мкртыч Церковь Святого Иоанна Предтечи Սուրբ Կարապետ եկեղեցիВид заведения: Kладбищенская церковь Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Ченцова, 57/81а Телефон/Факс: +7 (863) 251-07-06, 229-02-95 Содержание 1 История 2 Благотворительница А.Аладжалова 3 Архитектура 4 Статус и состояние 5 Реликвии 6 Изображения 6.1 Иконы 7 Разное 8 Библиография 8.1 Сноски История Здание армянской апостольской церкви во имя Святого Иоанна Крестителя или Сурб-Карапет - единственный из уцелевших армянских храмов Бывшего г. Нахичевань-на-Дону (ныне Пролетарский район г. Ростова-на-Дону). Разрешение на строительство кладбищенской церкви Синод дал в 1875 г. В том же году началось строительство храма и завершилось через шесть лет. Освящение его состоялось 11 июня 1881 г. Возглавлял надзор за строительством душеприказчик И. Е. Хатранов. По мнению художника М. Сарьяна, он участвовал также в создании эскизов оформления церковных интерьеров вместе с архитектором В. В. Сазоновым. Сам храм действовал до конца 1930-х гг. В 1938 г. церковь была закрыта, а священнослужители арестованы по обвинению в связях с партией "Дашнактютюн". В 1941 г. церковь вновь была открыта. В настоящее время Сурб-Карапет - действующая церковь, находится в ведении Приходского совета Ростовской Армянской Апостольской церкви Российской и Нор Нахичеванской армянской епархии. Церковь действует при МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет". Благотворительница А.Аладжалова Храм был построен на средства известной нахичеванской благотворительницы Акюлине Погосовны Аладжаловой. [1] Здесь же, под юго-западной стеной церкви покоится сама госпожа Аладжалова. На мраморном памятнике в форме национального клобука с украшениями золотая надпись: "Здесь покоится прах благородной госпожи Акюлине Погосовны Аладжалян, урожденной Хатраян, скончавшейся 3 сентября 1871г. в возрасте 62 лет". 18 января 1875 г. в Нахичеванскую Городскую Управу душеприказчики Иван Хатранов, Христофор Титров и Николай Аджемов по завещанию покойной дворянки Акюлине Аладжаловой направили прошение следующего содержания: “ Покойная дворянка Аладжалова в духовном завещании своем, утвержденном Таганрогским окружным судом 26 ноября 1871 г., между прочим, сделала следующее распоряжение: из сосредоточенного в банке капитала моего с наросшими процентами три части я определяю: а) на сооружение при армянском соборном кладбище каменной церкви во имя св.Иоанна Крестителя и при ней деревянного посетительского дома и при этих зданиях колодца, б) на постройку здесь же, при кладбище, нескольких деревянных домиков для жительства… армянских семейств”. Далее в прошении отмечалось, что, так как кладбище и по сей день не имеет церкви, душеприказчики обращаются в городскую управу с просьбой разрешить этот вопрос. Решив его положительно, городской голова 29 января 1875 г. обращается к Католикосу Геворгу V и в Губернское правление за разрешением на сооружение означенной церкви. Архитектура По мнению Е.Шах-Азиза автором проекта являлся городской архитектор В.В.Сазонов. По мнению же Х.А.Поркшеяна проект был составлен в Петербурге в 1867 г. сотрудником Академии художеств В. Газирбекяном, который за эту работу был награжден серебряной медалью и заграничной командировкой. По мнению тех же авторов, это единственная в России церковь, построенная в то время в древнеармянском стиле. Церковь кирпичная, прямоугольной формы в плане, с многоскатной крышей и шатровым завершением восьмигранного светового барабана. Выстроена в классических традициях армянского культового зодчества. Ее объемно-пространственная композиция построена на сочетании форм базиликальных и крестово-купольных армянских храмов. Возвышающиеся над первым ярусом центральные, продольный и поперечные нефы в трансепте завершаются двенадцатигранным барабаном с шатровым завершением. Двухсветная, крестообразная в плане часть церкви, дополнена более низкими пристройками, размещенными между рукавами креста. Памятник истории и архитектуры, охраняется государством вместе с территорией, исторически и функционально связанной с застройкой комплекса. Храм Сурб Карапет соединяет в себе традиции древних армянских крестово-купольных храмов, в которых помещения располагались по сторонам креста, составляя в плане прямоугольник с проёмами порталов по четырём сторонам храма. Уникальность и своеобразие архитектурного декора и элементов отмечает профессор О. Х. Халпахчьян. Уникальная красота здания церкви Сурб Карапет определена необычной, взятой из древности декорировкой, основанной на контрасте белого камня (тонко профилированных тяг, аркад, хачкаров) и плоскостей красной кирпичной кладки. Исследователи Е. А. Шахазиз и Х. А. Поркшян считают эту церковь «единственной в России, построенной в древнеармянском стиле». В архивных документах историко-этнографической экспедиции 1920 г., в которую входили известные художники, архитекторы, искусствоведы Н. Лансере, Г. Лаврский, М. Сарьян, храм был также отмечен как ценная, архитектурная постройка. Письма внука художника А. А. Арцатбаняна, В. М. Александрова подтверждают участие А. А. Арцатбаняна в выполнении монументальных росписей в интерьерах церкви. Они представляют большую художественную ценность. К несчастью, в начале 1990-х гг. все холсты на стенах (за исключением композиции «Успение Богородицы» и иконы «Св. Иоанн Креститель») были грубо обновлены — записаны масляными красками рукой непрофессионального ремесленника. Статус и состояние ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Главы Администрации РО № 411 от 09.10.1998 г. отнесен к категории памятников местного значения и включен в Перечень памятников истории и культуры местного значения, принятых на государственную охрану Действующая церковь Реликвии В церкви содержались мощи Сурб Карапета, которые были переданы в дар от церкви Сурб Григор Лусаворич. Изображения Церковь св. Иоанна Предтечи - Сурб Карапет. 1875-1881 гг. 1930г. Поскольку церковь Сурб Карапет была официально признана памятником архитектуры, охраняемым государством и на её южном фасаде были установлены две доски с соответствующими надписями на армянском и русском языках[2]. 30.09.1989 Иконы [3] Разное Здание церкви Сурб Карапет - единственное из уцелевших армянских храмов бывшего города Нахичевань-на-Дону. Местная религиозная организация зарегистрирована 5 ноября 1992 г. Библиография Памятники Дона Культурный туризм Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону. - Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеваниы. Перевод с армянского Ш.М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Халпахчьян О. X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер., 1988 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ На ее средства были также построены приют для нищих на армянском кладбище, богодельня. ↑ Мероприятие состоялось в рамках дней культуры донских армян, посвященных 210-летию переселения с Крыма на Дон ↑ Резной иконостас в храме Святого Карапета. Священник сказал, что мастер резьбы по дереву приезжал из Армении, а сюжет (орнаментированное изображение) для резьбы брали с поверхности каменного креста (хачкара), привезенного из армянского монастыря. Этому камню якобы 700 лет.

Ростов-на-Дону

Церковь Сурб Хач (Москва)

Церковь Сурб Хач (Москва) Մոսկվայի Սուրբ Խաչ եկեղեցիДата основания: 1779 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История Армяне селились в этих местах ещё в XVI—XVIII вв. В 1781 г. армяне получили разрешение на строительство здесь своей церкви. В середине XVIII в. участок в переулке приобрел Лазарь Назарович Лазарев. В 1781—1782 гг. на средства его сына Ивана Лазаревича во дворе нынешнего дома № 3 по Армянскому переулку (на месте дома 3/5 строение 9) была выстроена большая армянская Крестовоздвиженская церковь, или Сурб Хач, «Святой Крест» (снесена в 1930-х гг.). Рядом были построены дома причта этой церкви (строения 3/5 и 5 по Армянскому переулку). Архитектором, спроектировавшим церковь, был Юрий Фельтен. В 1820-х годах церковь была перестроена крепостным архитектором И. М. Простаковым. В это же время известный мастер Иван Витали выполнил скульптурные работы в церкви. В 1858 году Крестовоздвиженская церковь снова была перестроена архитектором Дмитрием Андреевичем Корицким. 16 декабря 1902 года на паперти церкви был убит известный московский банкир Исаак Джамгаров. Во время Первой мировой войны, когда над Закавказьем нависла угроза захвата и разорения турками, в Москву в церковь Сурб Хач свозились богатства Армянской Церкви. Журнал "Старые годы" сообщал: "В армянском храме уже водворено более 100 сундуков с сокровищами, привезенными из Эчмиадзина, где много древних облачений, риз из литого золота, золотых вещей, пожертвованных русскими императорами католикосам, замечательных рукописей". А в 1930 году советское правительство снесло церковь, а на её месте построили школу.

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира