Церковь Святых Саака и Месропа (Краснодар) Церковь Сурб Саак ев Месроп (Краснодар)Дата основания: 21.11.2010 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: г. Краснодар,ул. Евдокии Бершанской, 416 Телефон/Факс: +7 (861) 227–85–28 Эл. почта: tserkov2010@bk.ru Ссылки: Сайт церкви История Церковь Святых Саака и Месропа действует при МРО Церковь "Святых Саака и Месропа". История Церкви Святого Саака и Святого Месропа начинается с конца 90-х гг. прошлого столетия. Активисты армянской пашковской общины, вдохновленные многочисленными просьбами верующих армян поселка Пашковский, обратились к Главе Епархии Юга России Епископу (ныне Архиепископу) Мовсес Мовсесяну с просьбой благословить начало строительства армянской церкви в поселке. Удаленность Кафедрального Собора, расположенного на другом конце Краснодара, затрудняла регулярное посещение храма многими верующими, особенно пожилого возраста. Фундамент храма был заложен в 2007 г. и освящен Главой Епархии Епископом (ныне Архиепископ) Мовсесом Мовсесяном. Уже 21 ноября 2010 г., менее, чем через три года, при огромном стечении народа, Глава Епархии Епископ Мовсес освятил храм именами святых, внесших огромный вклад в культуру армянского народа, вполне сопоставимый с принятием христианства Арменией в 301 г. Церковь была названа в честь святых Саака и Месропа, создателей армянского алфавита. Храм свв. Сааак и Месропа соответствует всем канонам и традициям армянской архитектуры: стены из розового туфа Армении, детали внутреннего убранства церкви и оформления прицерковной территории, одна из стен двора украшена буквами армянского алфавита. Деятельность Хор в Армянской Апостольской Церкви Беседа молодежи со священником Изображения
Краснодар
г. Краснодар,ул. Евдокии Бершанской, 416
Церковь Сурб Карапет (Несветай) Церковь Иоанна Предтечи в Несветае Սուրբ Կարապետ եկեղեցիДата основания: 1790 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 1.1 Церковно-приходская школа 2 Архитектура 3 Изображения 4 АКТ государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Сурб-Карапет» 5 Разное 6 Библиография 6.1 Сноски История Село было основано в 1780 г. армянами – переселенцами из Крыма. Основными их занятиями были земледелие и скотоводство. Церковь Сурб Карапет была основана в 1790 г. В 1837 г. житель Ново-Нахичевани купец первой гильдии Махтеси Карапет Тоникян обратился в Ново-Нахичеванское духовное правление с просьбой разрешить на собственные средства построить в селе новую церковь, поскольку здание старой церкви находилось в полуразрушенном состоянии. Весной 1858 г. строительство церкви было начато. Но после смерти Тоникяна 12 июля 1866 г. церковь осталась недостроенной. Однако еще за несколько лет до смерти Тоникян приостановил строительство церкви, завещав его завершить. Для этого в свое время он приобрел большое количество стройматериалов. Церковь должна была вмещать 250 человек. К 1866 г. на церковь Сурб Карапета (Св. Иоанна Предтечи) было потрачено 30 тысяч рублей, здание было построено до карниза. В 1867 г. прихожане обратились в консисторию с просьбой разрешить им построить новую церковь с использованием оставшихся стройматериалов и собрать пожертвования или же потребовать от наследников Тоникяна завершить начатое строительство церкви. Строительство новой церкви прихожане обосновывали тем, что архитектура начатой церкви не соответствовала армянской, а также место не было правильно выбрано. В ноябре 1869 г. консистория разрешила прихожанам завершить строительство начатой Тоникяном церкви, используя стройматериалы, оставленные Тоникяном. Строительство церкви было завершено в 1870 г. В последующие годы церковь подвергалась малым и большим перестройкам. В 1886 г. была отремонтирована крыша церкви, при этом из доходов церкви было использовано 200 рублей серебром. В июне 1888 г. епархиальный начальник архиепископ Григор разрешил постройку постамента для креста, для чего необходимо были 3 тысячи рублей. Из этой суммы 1 тысячу рублей пожертвовал потомственный почетный гражданин города Ново-Нахичевани Михаил Авакян, 800 рублей были выделены из церковных доходов, а остальная сумма была собрана прихожанами. В 1923 году были отремонтированы лестницы в церковной колокольне и крыша. В этот период богослужение в церкви осуществляли два священника. 23 февраля 1930 года епархиальный Совет доложил в Эчмиадзинский Верховный Совет. что священник Саркис Мартиросян снял с себя сан. В связи с тем, что церковь требовала ремонта, а ремонт и содержание церкви прихожане не могли обеспечить - церковь была закрыта. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, часть перекрытий и стены были разрушены. К сожалению, процесс разрушения и осквернения святыни продолжается до сих пор. Сегодня церковь остро нуждается в реконструкции. Церковно-приходская школа Была основана в 1868 г.; в том же году в школе обучались 18 детей, им преподавал Петрос Геворкян. В 1873 г. в школе обучались 25 детей, обучал их один учитель. В 1896 г. число учеников составляло 87 детей (58 мальчиков и 29 девочек). С 1903 г. школа перешла в ведение министерства просвещения, но содержала школу церковь. В 1909 г. в школе обучались 89 детей (64 мальчика и 25 девочек). Архитектура Церковь Карапета по типу повторяет церковь монастыря Сурб Хач. В ней также наличествует несколько расширенный в средней части молитвенный зал, к которому с востока примыкает выступающая наружу алтарная апсида, а с запада—двухъярусная колокольня. Небольшая, полуциркульная в плане апсида связана с основным помещением широким арочным проемом, по-видимому, закрывавшимся в прошлом иконостасом. Нижний этаж колокольни разделен перегородками на ведущий в церковь коридор со служебным помещением с его южной стороны и деревянной лестницей па ярус с северной. Хорошо освещенный интерьер молитвенного зала отличается цельностью и гармоничным соотношением основной нижней части с венчающим ее в центре широким куполом. В усилении художественной выразительности большую роль играли красочные росписи, фрагменты которой еще сохранились в алтарной апсиде и в центре на поддерживающих пандативах. Перед северным и южным входами имелись широкие четырехколонные портики, полагаем, дорического ордера, созвучные расположенным по сторонам дверных и оконных проемов пилястрам. Низкий барабан купола редко расставленными пилястрами между узкими с полуциркульным верхом окнами и массивные устои яруса звона колокольни усиливают впечатление тяжеловесности внешних объемов здания. Изображения Общий вид с юга План Церкви Первое фото снято немцами 21.11.1941 года. Колонны на входе были разобраны в 1954 году на хозяйственные нужды. [1] АКТ государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Сурб-Карапет» Разное В 1924 году в селе Несвитай проживало 1285 человек. Священники церкви - Грикор Акопян, Саркис Мартиросян. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ Работа по идентификации и совмещению с современным видом сделана Сергеем Айропетьяном
Церковь Сурб Саркис (Пятигорск) Պյատիգորսկի Սուրբ Սարգիս եկեղեցիДата основания: 1997 Руководитель при регистрации: Тер Арам Унанян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Пятигорск, район Горапост, Ставропольский край, Россия Содержание 1 История 2 СМИ 3 Изображения 4 Библиография История Церковь Сурб Саркис действует при МРО Церковь "Сурб Саргис". В мае 1997 г. в Пятигорск прибыл будущий Католикос, а в то время викарий патриаршей Араратской епархии архиепископ Гарегин Нерсисян, который освятил фундамент, положив тем самым начало строительства храма. А в конце августа 1997 г. в Кавминводы прибыл Верховный Патриарх Католикос Всех Армян Гарегин I, пожелавший своими глазами увидеть церковное возрождение на Юге России. В 2003 г. строительство храма Сурб Саркис (Святого Сергия) было завершено. Церковь построена в традиционном национальном армянском стиле. Она была торжественно освящена 29 ноября 2003 г. Католикосом всех армян Гарегином Вторым. «Церковь построена исключительно на народные деньги» - сказал настоятель церкви Сурб Саргис Пятигорска Тер Арам Унанян. Эта церковь относится к Епархии Юга России Армянской Апостольской Церкви. Церковный комплекс располагается в Пятигорске в Шахтинском переулке, 2. Армянская церковь Сурб Саркис отлично вписалась в архитектуру Пятигорска и хорошо дополняет исторический и культурный облик этого курортного города. Благодаря своим очертаниям и знаменитому армянскому красно-бурому туфу она легко узнаваема и её не спутать ни с чем. Внутренняя стена, вокруг территории церкви так же отделана тем же туфом. На стене справа от храма размещены барельефы на тему истории Армении с изображениями великих сынов армянского народа. А слева от храма установлено несколько красивых хачкаров. Они посвящены трагическим событиям, таким как Геноцид армян, погибшим в 4-х дневной войне в Карабахе в апреле 2016 г. героям, памяти ушедших родителей. А самый крупный и красивый памятник-хачкар посвящён памяти погибших армян Шаумянского района Арцаха (Нагорного Карабаха). На территории церковного комплекса расположено крупное 3-х этажное здание армянского общественного и культурно-просветительного центра. Там собирается местная армянская община. Тут действуют кружки для детворы, тут взрослые проводят свои мероприятия. Рядом находится ещё одно двухэтажное церковное здание из красного туфа. И ещё здесь стоит армянская часовня, о которой говорилось выше. СМИ Газета "Хачкар (Крест-Камень)" г. Пятигорск Изображения Библиография Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Церковь Сурб Амбарцум (Чалтырь) Церковь Святого Вознесения Սուրբ Հարություն եկեղեցիДата основания: 1860 Руководитель при регистрации: Настоятель церкви - Тер-Тадеос (Лусеген Гайбарян) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: село Чалтырь, ул. 6-я Линия, 12Б Телефон/Факс: +7(863) 492-23-45, +7(928) 919-11-30, +7(863) 492-15-77 Содержание 1 История 2 Архитектура 3 СМИ 4 Изображения 4.1 Газета "Ани", издаваемая при церкви 4.2 Видео 4.3 Разное 5 Библиография 5.1 Сноски История Церковь действует при МРО "Сурб Амбарцум". Церковь Сурб Амбарцум села Чалтырь была основана в 1790 году переселенными из Крыма армянами по указу императрицы Екатерины II от 14 ноября 1779 года. Первым делом переселенцы основали церковь Сурб Амбарцум (во имя Святого Вознесения). Церковь была каменная, а колокольня церкви – деревянная. В 1860 году колокольня отделилась от стены и накренилась. Казалось, она вот-вот рухнет. Для этого был выполнен акт осмотра состояния церкви архитектором города Ново-Нахичевань тех лет. В 1862 году прихожане села Чалтырь обратились в Ново-Нахичеванскую и Бессарабскую епархию Армянской апостольской церкви, которой принадлежали, с просьбой разрешить построить новую церковь, поскольку старая полностью обветшала: на стенах образовались трещины, и опасно было проводить богослужение. Решением Епархиального управления Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархии от 3 февраля 1863 года было приказано создать две подшитые и пронумерованные книги: 1) для приходов и расходов средств церкви Сурб Амбарцум на строительство церкви 2) для сбора добровольных пожертвований прихожан на строительство церкви Сурб Амбарцум села Чалтырь Решением Епархиального управления Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархии от 22 апреля 1863 года было приказано утвердить архитектурно-строительный проект церкви Сурб Амбарцум села Чалтырь. Решением Епархиального управления Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархии от 21 января 1864 года было приказано составить смету строительства. В 1869 году с получением разрешения началось строительство новой церкви, которое длилось два года. Таким образом, новая церковь Сурб Амбарцум была полностью построена на средства прежней церкви Сурб Амбарцум и добровольных пожертвований прихожан. В 1871 году ктиторы церкви Царукян и Пехлеванян обратились к епархиальному начальнику архиепископу Григору с просьбой освятить новую церковь и с этой целью отправить епархиального архитектора в Чалтырь для утверждения и сдачи здания церкви в эксплуатацию. В мае 1874 года ктитор Хачатур Попов обратился к духовным властям с просьбой разрешить снести старую ветхую церковь и, используя ее стройматериалы, построить здание для приходской школы. 22 мая того же года Духовное правление Ново-Нахичевани дало свое разрешение снести старую церковь и на ее месте построить здание школы, а на месте алтаря воздвигнуть небольшой памятник. В 1883 году ктитор церкви Сурб Амбарцум Хачик Гайламазян мирским приговором прихожан обратился в консисторию с просьбой разрешить отреставрировать церковь. Во время реставрации были обновлены потускневшее подножие креста церкви, жестяное покрытие крыши здания церкви, водосточные трубы, отштукатурен фасад церкви известковым раствором; выстроены 12 новых постаментов, на которых размещались лики святых; установлены три новые двери церкви, украшенные разноцветными витражами; двор церкви был огражден и озеленен. [1] Во время 12-летнего ктиторства Хачика Гайламазяна доходы церкви увеличились на 3101 руб. 68 коп. Его усилиями было отреставрировано шаровидное позолоченное основание креста, в здании церкви было изготовлено кованое ограждение между алтарем и церковью, территория церкви была огорожена кованой оградой, вокруг кладбища была построена каменная ограда длиной в 337 саженей. Х. Гайламазяном для церкви был подарен колокол весом 80 пудов и стоимостью 1400 рублей серебром. В 1887 году прихожане села Чалтырь мирским приговором обратились в консисторию с просьбой разрешить отремонтировать находящийся в притворе церкви дом и превратить его в усыпальницу. В том же году консистория удовлетворила просьбу прихожан. В 1897 году прихожане вновь обратились в консисторию с просьбой отреставрировать церковь Сурб Амбарцум. В апреле того же года им разрешили начать строительные работы, использовав из церковных денег 1500 руб. серебром. В марте 1909 года ктитор Церун Гайламазян, учитывая, что церкви необходима внешняя реставрация, созвал приходское собрание, которое решило отреставрировать церковь, используя 2500 руб. из церковных доходов. При необходимости недостающую сумму общественность обязалась восполнить из собственных средств. 2 мая 1909 года консистория разрешила начать восстановительные работы на вышеуказанных условиях. В годы Великой Отечественной войны церковь не функционировала, здание использовалось в различных целях. Роспись и иконы были повреждены. В 1944 году жители села Чалтырь обратились к Уполномоченному по делам религиозных культов при СНК СССР Ростовской области с просьбой разрешить вести расходы по содержанию церковного здания и сторожки при нем, а также и находящихся в нем предметов, как-то: по ремонту, отоплению, страхованию, охранению, по оплате долгов, налогов, местных обложений и т. п. Были составлены договоры и инвентарная опись культового имущества, по которой церкви принадлежали: 3 большие иконы, 6 маленьких, 2 ставника, 8 маленьких подсвечников, 1 кадило, 1 лампада, 1 кусок старого ковра, 1 подножное старое одеяло, 1 стол простой, 1 ручной крест, 1 аналой (пюпитр), 5 богослужебных книг, и др. Настоятелем церкви был утвержден священник Саркис Барашян, псаломщиком – Гарегин Хырхырьян. После открытия церкви в 1944 году она больше не закрывалась. На церковном подворье, слева от центрального входа, в 1990 году был установлен один из священных для армян символов – хачкар. Этот хачкар является копией хачкара 1279 года, хранящегося в Святом Эчмиадзине в Армении. Как свидетельствует надпись на пьедестале, хачкар установлен в память о геноциде армянского населения на территории Турции в 1915 году. Здесь же, на подворье, собраны надгробия старых могил, прежде располагавшихся вблизи церкви. В 1992 году по инициативе вновь назначенного настоятеля церкви Сурб Амбарцум Тер Тадеоса Гайбаряна началась реконструкция храма, среди селян проводился сбор средств на восстановление культового памятника. За это время были заменены вся кровля и оба купола, проведен ремонт фасада и внутреннего интерьера, построены новый мраморный алтарь и купель крещения. 21 мая 2009 года глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви епископ Езрас Нерсисян освятил новый алтарь и купель крещения церкви Сурб Амбарцум. В этом же году были проведены работы по благоустройству двора церкви, где были открыты библиотека и воскресная церковно-приходская школа, в которой преподаются Закон Божий, армянский язык, живопись, музыка. В церкви Сурб Амбарцум регулярно проводится богослужение. В дни религиозных и общенациональных праздников проходят торжественные литургии, часты здесь таинства крещения и венчания. Архитектура Исследователь армянской архитектуры, доктор архитектуры О.Х. Халпахчьян, сопоставив типовые проекты Муратова из фондов Центрального Государственного исторического архива в Санкт-Петербурге с планом и архитектурным обликом здания церкви, определил непосредственное участие Муратова в разработке проекта церкви. Церковь Амбарцума выделяется своими стройными пропорциями и наличием характерных для культовых зданий Нахичевани архитектурных элементов, придающих ей индивидуальный характер. Она принадлежит к типу четко выраженных снаружи и внутри крестово-купольных сооружений. Это подчеркнуто отсутствием приделов по сторонам выступающей на восточном фасаде алтарной апсиды, имеющей одинаковую с основным объемом церкви высоту. Венчающий средокрестие купол восьмигранен и более пропорционален. Он также прорезан высокими парными окнами, которые, однако, разделены между собой не пилястрами, а расположенными на гранях барабана колоннами. Несколько укороченные поперечные ветви креста с входными порталами имеют четырехколонные, стройных пропорций портики с большими фронтонами, подобно соборному храму Григора Лусаворича (разрушен, Ростов-на-Дону), а также церквям Аствацацин и монастыря Сурб-Хач в Нахичевани и Карапета в с. Несвитай. Свои отличительные черты имеет и одновременная церкви высокая четырехъярусная колокольня. Хотя план ее первого этажа аналогичен плану колокольни церкви Карапета в с. Несвитай, однако боковые помещения по сторонам ведущего в молитвенный зал коридора не прямоугольные, а выполнены в виде небольших комнат с экседрами на коротких сторонах, что определило винтовую форму ведущей на ярус звона лестницы. Верхние два яруса колокольни по своим деталям очень близки аналогичным частям колокольни соборного храма в Нахичевани, однако переход от прямоугольного плана нижнего этажа к кругу верхних ярусов осуществлен не непосредственно, а через восьмигранник второго яруса, который придает внешнему облику сооружения большую стройность. СМИ С февраля 2018 года по благословению Главы Российской и Нахичеванской Епархии ААЦ архиепископа Езраза Нерсисяна при церкви Сурб Амбарцум началась издаваться газета "Ани". Газета "Ани" Изображения План Церкви Амбарцума в с.Чалтырь Общий вид колокольни с юга-запада Вид на церковь Сурб Амбарцум Хачкар Художник Артур Оганесян (2014) Газета "Ани", издаваемая при церкви Видео Чалтырь Храм Сурб-Амбурцума Разное Церковь Сурб Амбарцум построена она в период 1860-1867 годов по типовому проекту таганрогского архитектора Н. Муратова, который с 1846 по 1847 годы выполнил 5 проектов типовых храмов Нахичеванской городской округи. Церковь расположена в центре села, на ул. 8-я линия, вблизи сельской Администрации, памятника В.И. Ленину, сельского парка и мемориала Воинской славы, возведенного в память о павших воинах Красной Армии – защитниках села в годы Великой отечественной войне. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Епархия - Армянская Апостольская Церковь Сноски ↑ Смета ремонта церкви составляла 1600 рублей, но на 1 января 1883 года в наличии церковных денег было 1171 руб. 74 коп. серебром. Недостающие средства вновь были собраны при помощи добровольных пожертвований прихожан.