Церковь Сурб Григор Лусаворич (Новочеркасск) Церковь Святого Григория Просветителя Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ եկեղեցիОснователь: Минасян Вильсон Амбарцумович Руководитель при регистрации: Настоятель Тер Анания Бабаян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Ростовская область, г. Новичеркасск, ул. Ростовский Выезд, 20А Содержание 1 История 2 Воскресная школа "Айордеац тун" 3 Изображения 3.1 Открытие дверей Армянской Апостольской Церкви Сурб Григор Лусаворич (26.05.2018) 3.2 Хачкары на территории храма 3.3 Воскресная школа «Айордац тун» на территории храма 4 Библиография История Церковь Сурб Григор Лусаворич действует при МРО Церковь "Сурб Григор Лусаворич". В 1999 г. - по инициативе В.А. Минасяна, А.М. Антоняна, А.А. Тумасова, при активной поддержке администрации города и решением городской Думы армянскому Центру был отведен земельный участок в р-не Ростовского выезда площадью более 2000 м² для строительства армянского апостольского храма и прилегающих хозяйственных зон, участков для отдыха и культовых ритуалов. Архитектором Тумасовым Александром Анатольевичем разработан проект будущего храма и утвержден на градостроительном совете. 03.06.2000 г. - в день празднования очередной годовщины Новочеркасска и в преддверии 1700-летия принятия армянами христианства как государственной религии, в торжественной обстановке главой Ростовской и Ново-Нахичеванской Епархии, архиепископом Тиграном Кюрегяном было освящено место для строительства армянского храма Григория Просветителя. Строительство храма было начато в 2001 году, но по разным причинам несколько раз приостанавливалось. С 2003 г. - строительство церкви велось спонсором-меценатом Аревяном Рубеном Оганесовичем, который стал нести основную нагрузку финансирования. 26.05.2018 г. - состоялось открытие дверей Армянской Апостольской Церкви Сурб Григор Лусаворич. Начал торжественное мероприятие открытия дверей храма настоятель церкви Сурб Карапет г. Ростова-на-Дону иерей Тадеос Авагян, который являлся ответственным священнослужителем по строительству храма. В конце так же выступили основатель церкви Сурб Григор Лусаворич Вильсон Амбарцумович Минасян и организатор мероприятия из совета по строительству церкви Анна Рафиковна Арсенян. Снаружи на стенах Церкви Святого Григория Просветителя висят картины, посвященные различным библейским сюжетам. Храм построен в традиционном армянском стиле. В память о трагических событиях 1915 года и в знак народной памяти о них в подворье храма были установлены два Хачкара, выточенных из туфа. На территории храма действует воскресная школа "Айордеац тун". Воскресная школа "Айордеац тун" Изображения Открытие дверей Армянской Апостольской Церкви Сурб Григор Лусаворич (26.05.2018) Хачкары на территории храма Воскресная школа «Айордац тун» на территории храма Библиография «АНИ». 2005 Открытие дверей Армянской Апостольской Церкви Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя) г. Новочеркасск (2018) Благочинный Новочеркасского округа принял участие в мероприятиях по случаю памяти геноцида армян в Османской империи (2024) Армянская церковь Новочеркасска
не выбрано
Ростовская область, г. Новичеркасск, ул. Ростовский Выезд, 20А
Церковь Сурб Саргис (Тополевка)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Адрес: ул. Озерная 2, Тополевка, Крым История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Автономной республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св.Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св.Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". ЦЕРКОВЬ СУРБ САРГИС находится в центре села, на территории домовладения по улице Озерная 2. Она возведена на склоне левого берега протекающей через село речки, параллельно ее руслу. Сохранившиеся средневековые армянские письменные источники о церкви Сурб Саргис сведений не содержат. О возведении церкви армянами Крыма и ее принадлежности армянской общине свидетельствуют имеющиеся на стенах этого памятника армянские эпиграфические надписи, датированные XIV-XVII веками. Самое раннее упоминание тополевской церкви Сурб Саргис встречается в книге Минаса Бжшкяна, написание которой относятся к 20-м годам XIX века. Автор черпал свои сведения у тех крымских армян, часть которых после вхождения полуострова в состав России вернулась обратно. И поэтому, данное им название церкви, которое не совпадает с приведенными более поздними авторами названиями, следует считать единственно правильным. Из краткого описания Минаса Бжшкяна следует, что в начале прошлого столетия здание церкви находилось в удовлетворительном состоянии. В интерьере - на стенах и потолке виднелись следы росписей. Особое внимание автора привлекли хачкары - украшенные резьбой кресты на камне. Эпиграфическая надпись, высеченная на одном из них, датировала хачкар 1387 годом. К зданию церкви была пристроена маленькая каменная часовня, на стенах которой виднелись следы росписей. Следующее описание церкви Сурб Саргис относится к середине XIX века и принадлежит О.Тер-Абраамяну. По сведениям этого автора, церковь уже находилась в разрушенном состоянии. О.Тер Абраамян тоже особо отмечает наличие росписи на стенах рассматриваемого сооружения, а также высеченной на хачкаре эпиграфической надписи XIV века. По мнению О. Халпахчьяна, вмурованные в стены церкви Сурб Саргис памятные хачкары XIV века свидетельствуют о построении собственно церковного здания в том же XIV веке, а возможно и ранее. Сооружение принадлежит к типу небольших зальных церквей со сводчатым перекрытием, основанным на трех подпружных арках, расположенных на разных расстояниях между собой. Арки имеют стрельчатый контур и опираются на профилированные кронштейны. Полуциркульная апсида полностью выступает за пределы основного прямоугольника здания. Вход в церковь размещен в центре южной стены. Помещение освещалось с помощью двух окон, размещенных на продольной оси здания. Большое окно в центре западной стены имеет прямоугольные очертания, между тем как расположенное в середине алтарной апсиды второе - вытянуто по высоте и имеет арочное завершение. Площадь здания составляет 50 квадратных метров. Декоративное убранство церкви весьма скромное. Основной художественный акцент рассчитывался на четкость объемных форм перекрытого двухскатной кровлей параллелепипеда и завершенного конусным покрытием выступающей полуциркульной апсиды. Фасады гладкие, увенчанные скошенной по низу прямоугольной плитой. Основной архитектурный акцент южного фасада - наличник входной двери с полуциркульным верхом. Стены церкви изнутри украшены нишами различного назначения и хачкарами. Одна из устроенных в северной стене ниш представляет собою купель (крещальню) церкви. Сохранившиеся на стенах сооружения хачкары различны по своим размерам и художественному убранству. Они представляют собой уникальные для Крыма образцы по резьбе на камне. Некоторые из них имеют эпиграфические надписи на армянском языке, датирующие эти памятники XIV-XVII веками. Что касается украшавших интерьер росписей, о которых сообщают авторы XIX века, то они уже полностью утрачены. Не существует также пристроенная к церкви часовня, о которой сообщает М.Бжшкян. Сегодня отсутствуют свод и крыша церковного здания. Западная стена отошла от северной и южной стен и грозит обрушением. На апсиде имеется глубокая трещина. Это уникальное сооружение XIV века, находится на грани полного разрушения. Церковь нуждается в полном обследовании. Фундаменты должны быть укреплены, западная и восточная стены - спущены и заново устроены. Северная и южная стены нуждаются в укреплении. Устройство полуциркульного свода облегчается тем, что блоки от первичного свода в основном сохранились и лежат внутри здания. Заново устроенный свод следует взять под двускатную крышу. Окружение памятника нуждается в очистке и благоустройстве. Перечисленные мероприятия спасут этот интереснейший средневековый памятник Крыма и создадут возможность для его использования. В летний период женский монастырь, расположенный в селе Тополевке посещают многочисленные туристы, которых, думается, заинтересовали бы и средневековые памятники этого некогда армянского поселения. Включение тополевских церквей Сурб Саргис, а также Сурб Урбат в туристические маршруты превратят это место в одно из наиболее посещаемых достопримечательностей Крыма. Не исключается и возможность проведения в церквях Сурб Саргис и Сурб Урбат некоторых религиозных праздников и богослужения в эти дни. Изображение Библиография Средневековая церковь Сурб-Саргис в с.Тополевка
Церковь Святых Саака и Месропа (Краснодар) Церковь Сурб Саак ев Месроп (Краснодар)Дата основания: 21.11.2010 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: г. Краснодар,ул. Евдокии Бершанской, 416 Телефон/Факс: +7 (861) 227–85–28 Эл. почта: tserkov2010@bk.ru Ссылки: Сайт церкви История Церковь Святых Саака и Месропа действует при МРО Церковь "Святых Саака и Месропа". История Церкви Святого Саака и Святого Месропа начинается с конца 90-х гг. прошлого столетия. Активисты армянской пашковской общины, вдохновленные многочисленными просьбами верующих армян поселка Пашковский, обратились к Главе Епархии Юга России Епископу (ныне Архиепископу) Мовсес Мовсесяну с просьбой благословить начало строительства армянской церкви в поселке. Удаленность Кафедрального Собора, расположенного на другом конце Краснодара, затрудняла регулярное посещение храма многими верующими, особенно пожилого возраста. Фундамент храма был заложен в 2007 г. и освящен Главой Епархии Епископом (ныне Архиепископ) Мовсесом Мовсесяном. Уже 21 ноября 2010 г., менее, чем через три года, при огромном стечении народа, Глава Епархии Епископ Мовсес освятил храм именами святых, внесших огромный вклад в культуру армянского народа, вполне сопоставимый с принятием христианства Арменией в 301 г. Церковь была названа в честь святых Саака и Месропа, создателей армянского алфавита. Храм свв. Сааак и Месропа соответствует всем канонам и традициям армянской архитектуры: стены из розового туфа Армении, детали внутреннего убранства церкви и оформления прицерковной территории, одна из стен двора украшена буквами армянского алфавита. Деятельность Хор в Армянской Апостольской Церкви Беседа молодежи со священником Изображения
Краснодар