МРО Церковь "Сурб Саргис" (Славянск-На-Кубани)

Описание

МРО Церковь "Сурб Саргис" (Славянск-на-Кубани) Местная Религиозная Организация Приход Святого Саргиса (Сурб Саргис) Города Славянска-на-Кубани Централизованной Религиозной Организации Епархии Краснодарской и Северокавказской Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Дата основания: 07.06.2023 Руководитель при регистрации: Настоятель - Топашян Тер Гевонд Левонович Адрес: Краснодарский край, Славянский р-н, г. Славянск-На-Кубани, ул. Шаумяна, д. 7, литер А История МРО Церковь "Сурб Саргис" окормляет Церковь Сурб Саркис.

Город:

Славянск-на-Кубани

Адрес:

Краснодарский край, Славянский р-н, г. Славянск-На-Кубани, ул. Шаумяна, д. 7, литер А

Другие
Церковь Сурб Аменапркич (с. Крым)

Церковь Сурб Аменапркич (с. Крым) Церковь Всеспасителя Սուրբ Ամենափրկիչ եկեղեցիДата основания: 1895 Руководитель при регистрации: Настоятель церкви —  Тер Тадеос Гайбарян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Содержание 1 История 1.1 Священники 1.2 Архитектура 1.3 Церковно-приходская школа 1.3.1 Женская церковно-приходская школа 1.3.1.1 Мужская церковно-приходская школа 1.4 Изображения 1.5 Разное 2 Библиография 2.1 Сноски История Церковь Аменапркич (Всеспасителя) в с. Крым построена в 1902 году. [1] В 1892 г. в Нахичевано-Бессарабскую консисторию были представлены проект и смета строительства церкви. Предполагалось построить церковь на пожертвования прихожан епархии и на доходы от 200 десятин земли, выделенной для постройки церкви. Предполагалось, что доход составит 2000 рублей. 23 августа 1895 г. указом императора Николая Второго была разрешена постройка церкви Сурб Аменапркич. Для постройки церкви было выбрано попечительство в составе Вардана Тавджалахянца, Микаела Боранчяна, Давида Согомоняна и Аветиса Джлаухяна. Строительство церкви завершилось в 1902 г. Церковь не имела надлежащего алтаря, и обедни служились на простом деревянном алтаре. Священник церкви Барсег Нагапетян обратился к прихожанам о содействии в постройке алтаря. Получив разрешение от духовного начальства на постройку алтаря, он в том же 1902 г. построил алтарь при помощи прихожан. В начале 1930-х гг. по распоряжению властей сельская церковь Аменапркич была закрыта. В годы войны богослужения в церкви были возобновлены, официально церковь зарегистрирована 10 января 1945 года. [2] 8 января 1960 г. исполком Мясниковского райсовета принял решение об изъятии у религиозной армяно-григорианской общины здания недействующей церкви во имя Спасителя в селе Крым. Это решение было поддержано на заседании Ростоблисполкома 27 мая 1960 г. Мотивировалось это тем, что церковь посещает мало верующих. Здание церкви было переоборудовано под учебно-производственные мастерские и спортивный зал школы № 5. Потом церковь была превращена в колхозный амбар. От полного разрушения и гибели церковь спас колхоз имени Лукашина. На средства колхоза в 1982 г. начались реставрационные работы церкви под музей. Но затем, учитывая пожелания жителей села, церковь стала действующей. Церковь взята под государственную охрану как памятник местного значения. В церкви регулярно проходят богослужения. 21 сентября 1996 г. церковь была освящена и вновь начала действовать. Ныне настоятель церкви Тер Тадеос Гайбарян. Священники Священниками были: Габриел Тер-Абрамянц Барсег Нагапетян Погос Тер-Абрамянц Попечителями были: Мартирос Серопович Айдинян Давид Геворкович Асланян Мкртич Мартиросович Нанавянц Архитектура Церковь построена в стиле армянского зодчества. Форма крестово-купольной базилики граничит с симметричным построением объемов по взаимно перпендикулярным осям сооружения. Влияние архитектуры Центральной Армении прослеживается не только в композиционных, но и в ряде конструктивных особенностей храма. Здание отличается четкостью геометрического построения объемов. Каждой детали внешнего объема соответствуют конструктивные формы внутреннего пространства. В интерьере доминирует подчеркнутое по высоте центральное, уходящее ввысь уступами подкупольное пространство, в силу чего храм воспринимается как просторное и торжественное сооружение. Композиционно церковь принадлежит к типу купольных базилик Армении, в которых центрально-купольный компонент преобладает над базиликальным. Это подчеркнуто не только компактными пропорциями здания, но и сечением купольных устоев, ориентированных по рисунку плана в подкупольную часть. Алтарная апсида заменена частично выдвинутым на восточном фасаде прямоугольным, освещенным тремя окнами отделением с немного приподнятым полом. Аналогичный выступ имеется и в западной половине, где позднее были устроены хоры, сообщавшиеся со вторым этажом колокольни. Выступы на поперечной оси на южной и северной сторонах здания сделаны неглубокими, чем подчеркнута базиликальная протяженность сооружения. Освещенность церкви хорошая, равномерная во всех частях интерьера, что достигнуто разумным расположе¬нием высоких окон: тройных в алтаре и угловых помещениях западной стороны и двойных – в восточной части. Три широкие двери обеспечивали свободный выход верующих. Перекрывающие угловые отделения ползучие своды расположены несколько ниже полуциркульных покрытий продольного и поперечного нефов, что придало завершению основного ниж¬него объема здания характерную для крестово-купольных базилик крестовую форму. В интерьере церкви, как и в купольных базиликах Армении, выдержано нарастание внутреннего пространства от периметральных частей к центральной, подкупольной, подчеркивающей вертикальную ось здания. Это отразилось и на увеличении высоты внутри круглого, внешне 16-гранного барабана купола. Примерно такую же высоту имеет и пристроенная вскоре колокольня, закрывшая большую часть западного фасада молитвенного зала. Она квадратная, по ширине значительно меньше среднего нефа, что придало ей подчиненное значение во внешнем облике здания. Примыкающие в колокольне боковые помещения, в том числе северное с деревянной лестницей на ярус звона и на хоры в западной части молитвенного зала, имеют высоту на уровне угловых отделений церкви, что подчеркивает высотность колокольни. Внешнее убранство церкви и ее колокольни богаче, чем в интерьере. Оно состоит из крупно профилированных архивольтов на полуколоннах, образующих оригинальную аркатуру, с забранными железными оконными решетками и закрывающимися металлическими полотнами дверными прое¬мами и глухими простенками. Выступающие на южном и северном фасадах торцы поперечных нефов акцентированы высокими полуколоннами, завершенными тремя архивольтами: в центре – большим с круглым окном, обрамленным мелкими арочками, а по краям – малыми. Выразительна нижняя часть западного фаса¬да колокольни с перспективно расположенными профилями мощного полуциркульного архивольта на спаренных колоннах входного портала. Выше помещены, как своеобразное продолжение аркатуры боковых фасадов, три арочки с крестом и кругами внутри. Более крупными рельефными крестами заполнены средние пролеты аркатуры продольных южного и се¬верного фасадов боковых пристроек колокольни. В зависимости от основного нижнего объема находится оформление купола церкви и колокольни. Они поставлены на квадратные в плане возвышения, приподнявшие их над скатами примыкающих к ним кровельных покрытий. Барабаны куполов украшены арками на таких же, как и внизу, колоннах, образующих аркатуру с чередующимися окнами и заложенными проемами. Выше несложного профиля – карниз с крупным полувалом и углубленные в толщу фриза кресты, составленные кирпичной кладкой. Церковно-приходская школа Женская церковно-приходская школа В 1904 г. при церкви Сурб Аменапркич была основана женская церковно-приходская школа. Важную роль в открытии женской школы сыграл священник церкви Барсег Нагапетян. Объяснив прихожанам ее необходимость, он сумел убедить их выделить для этой цели 2000 рублей из общественной казны. Строительство школы обошлось в 3600 рублей. В 1908-1909 учебном году школу посещали 82 ученицы, их обучением занимались старшая преподавательница Анна Асланянц, учителя Аствацатур Нагапетян, Кристине Аматуни, Хачатур Тирацуян, священник Погос Тер-Абрамянц. В 1912-1913 гг. в школе обучалось 149 учениц. Здание состояло из 6 комнат, коридора и крыльца. Школа существовала за счет платы за учебу и пожертвований прихожан. Мужская церковно-приходская школа Была основана в 1909 г., построена в 1910 г., в том же году в ней обучались 174 ученика, их обучением занимались старший учитель Вагинак Ханмандарянц, учителя Мартирос Аветикянц, Геворк Ширинян, Григор Тарвердян, Евгине Асянц, Хачатур Тирацуян, священник Погос Тер-Абрамян. Строительство здания школы обошлось в 6000 рублей и принадлежало прихожанам села. Школа имела библиотеку с книжным фондом 318 книг и существовала за счет доходов церкви (1000 руб. в год) и пожертвований прихожан. Изображения Общий вид с северо-запада Фрагмент южного фасада Фрагмент фасада храма Сурб Аменапркич Разное Армянское население в с. Топти (Крым) в 1848 г. составляло 1313 человек, в 1853 г. – 1899, в 1872 г. – 2651, в 1894 г. – 4374, в 1915 г. – 6516 человек. Церковь Сурб Аменапркич интересный памятник архитектуры, единственный в своем роде на юге России. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ Она названа в честь одноименной церкви в селе Топлу (ныне Тополёвка) Крымского полуострова. Точное название церкви в с. Топлу – Сурб Урбат, т.е. Святой Пятницы (день Всеспасительного Распятия Господня). Армяне села Крым между собой называют ее Топти. Аменапркич. ↑ По данным 1946 года, в церкви было 2100 верующих, из них 700 мужчин и 1400 женщин.

Церковь Сурб Геворг (Армавир)

Церковь Сурб Геворг (Армавир) Георгиевская церковьДата основания: освящ. 22.04.1915 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История С конца XIX в. параллельно с бурным экономическим развитием Армавира многократно увеличивается численность его жителей за счет притока переселенцев из разных уголков России и заграницы. В числе приезжавших было немало армян. Духовные запросы растущей армянской общины вызвали к жизни вопрос о сооружении еще одного приходского храма. 21 марта 1897 г. армавирский сельский сбор принял приговор, в котором говорилось, что местное общество уже давно выразило твердое намерение возвести в селе новую армянскую церковь во имя Святого Григория Просветителя, но отведенное для нее место впоследствии было уступлено для русского православного Николаевского храма. В связи с этим коренные жители решили «построить армяно-григорианскую церковь во имя Св. Григория на Красной улице, южнее корпуса лавок» (речь идет о месте на современной улице Кирова, в районе пересечения с ул. Мира, возле входа в центральный городской рынок), причем для этого уже имелась собранная сумма. Однако по неясным причинам указанное постановление реализовано не было. Вместе с тем, нужда в новом храме для армянской общины с каждым годом становилась все насущнее. В 1907 г. члены сельского схода выносят резолюцию о возведении в Армавире новой большой армянской Георгиевской церкви. Вскоре в волостном правлении состоялись торги, по итогам которых был заключен договор с подрядчиками Трусовым и Ильиным, взявшими на себя обязательство окончить все работы по сооружению храма в течении трех строительных сезонов. В здании старой Георгиевской церкви в будущем планировалось открыть армянскую школу. Торжественная закладка новой церкви Святого Георгия состоялась 23 апреля 1908 г. Строительство велось рядом с первым Георгиевским храмом. Работы спорились, и уже 20 июля 1910 г. корреспондент екатеринодарской газеты «Новая заря» сообщал из Армавира: «Постройка армянского собора близится к концу. Здание красивое, тонет в букете зелени». К 1911 г. с наружной стороны внушительный кирпичный корпус Георгиевского храма, выдержанный в стиле средневековой армянской культовой архитектуры, был вполне готов, начались отделочные работы. 18 и 19 июня 1912 г. Армавир посетил духовный глава армян всего мира католикос Геворг V. На второй день визита он участвовал в Божественной литургии в Успенской церкви, где обратился к верующим с проповедью о необходимости сохранения родного языка и национальной культуры и отслужил торжественную панихиду над могилой архимандрита Карапета Арцивяна. После этого Геворг V встречался с учащимися трех местных армянских школ. Благословив каждого из собравшихся детей, католикос направился в старую армянскую Георгиевскую церковь, которую он, еще будучи Астраханским архиепископом, освящал в 1887 г. В газетном репортаже об этом событии говорится, что «после молитвы в старой церкви, Его Святейшество осматривал тут же в ограде новую строящуюся церковь». Приветствовать своего патриарха в селение прибыли многочисленные депутации армянского духовенства и верующие из городов Кубанской и Терской областей, Черноморской и Ставропольской губерний. Этот факт свидетельствует о роли Армавира в качестве одного из важнейших религиозных центров армянского населения всего Северного Кавказа. Украшение интерьеров и наружная отделка большого Георгиевского храма затянулись. В местной газете от 3 ноября 1913 г. строительное попечительство известило прихожан о том, что в этот день после Божественной литургии будет совершено освящение и водружение крестов на купола новой армянской церкви. К этому времени расходы по сооружению храма превысили 60 тыс. руб. Только весной 1915 г., когда Армавир уже стал городом, все строительные и отделочные работы были окончены. Для освящения Георгиевского храма в Армавир прибыл епископ Астраханской армянской епархии Мхитар. 22 апреля 1915 г. в его присутствии «полным составом армянского духовенства было совершено торжественное перенесение святого мира из старой церкви в новую». Церемония освящения состоялась на следующий день. Описавший все происходящее журналист армавирской газеты отметил: «нельзя не упомянуть о новоотстроенном Георгиевском храме, как он вышел велик и красив. Поразительно хороша стильная отделка храма внутри и снаружи. Снаружи храм оштукатурен и выкрашен приятной для глаз краской светло-коричневого тона. Внутри храм разделан весь однообразно под мрамор. Расписка совершена окончившим Петроградскую академию художеств, армянином художником Аршаком Фетфедян. Особенно хорош иконостас – колоссальных размеров из чистого мрамора, работы известного итальянского мастера г-на Като. Икона Богоматери с младенцем на руках, написанная на полотне, помещенная над престолом в нише, исполненная в древне-восточном стиле, производит впечатление неземной чистоты и святости и уносит при взгляде на нее мысль в небесную высь». Новая Георгиевская церковь стала одним из самых фундаментальных и красивейших армянских храмов Северного Кавказа. Как и планировалось изначально, после освящения новой Георгиевской церкви в здании старого храма была открыта армянская школа, однако обучались здесь дети беженцев из Османской империи, прибывавших в Армавир в суровые годы Первой мировой войны. Видимо, в связи с изменением своего назначения здание старой церкви лишилось некоторых зримых примет культового объекта, что и спасло его от разрушения в последующие десятилетия воинствующего безбожия. Возвышавшийся рядом большой Георгиевский храм, к сожалению, стал жертвой антирелигиозной политики советских властей. Церковь была отобрана у прихожан и разобрана. Циничное постановление Президиума Армавирского городского совета от 16 июня 1939 г. звучит как приговор: «1. Ввиду невозможности использовать здание бывшей Георгиевской Армянской церкви на культурно-просветительские цели, санкционировать действия Горфо и ГКО по частичной разработке этого здания и реализации строительного материала от ее разборки (кроме кирпича)… 3. Договор от 14 мая с.г. заключенный между Горфо и Горремстройконторой о продаже последней здания бывш. Георгиевской армянской церкви для использования оставшегося стройматериала (кирпича), предусматривающий снос кирпичной кладки этой церкви за 12000 рублей утвердить». В том же 1939 году, по решению городских властей, были закрыты русские православные Николаевская и Троицкая церкви, здания которых намечалось использовать под «культурно-просветительские цели». Цели, конечно, преследовались другие, и Николаевский храм был сразу уничтожен, а Троицкий, полуразрушенный, чудом уцелел до той поры, когда государство в военном 1943 г. резко изменило свою религиозную политику, что позволило прихожанам возродить здесь духовный очаг, действующий до наших дней. После разборки стен армянской Георгиевской церкви на этом месте еще на протяжении десятилетий виднелись остатки ее полузасыпанных подвалов. Была демонтирована и окружавшая церковную территорию капитальная железная ограда на кирпичном цоколе с изящными входными арками и металлическими воротами[1]. Для воскресения памяти и поддержания духовной жизни армавирцев, было принято решение - на месте где некогда высился величественный храм Сурб Геворг, возвести одноименную часовню. Проект часовни полностью повторяет храм, но, конечно же, меньше в размерах. Весной 2014 года был освящен фундамент часовни. Сноски ↑ Секции этого забора использовали вторично в разных местах города. И сегодня старинные кованые решетки из ограды армянского Георгиевского храма с боковыми стойками, увенчанными крестами со сбитыми горизонтальными перекладинами, можно увидеть у здания онкологической больницы по ул. Дзержинского № 12 и у корпуса инфекционной лечебницы по ул. Пугачева № 28. До сегодняшнего дня это были последние поистине жалкие материальные свидетельства о прекрасном архитектурном и духовно-историческом памятнике, некогда украшавшем Армавир

Церковь Сурб Аствацацин (Запорожье)

Церковь Сурб Аствацацин (Запорожье)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: г. Запорожье, Ул. Победы 76 Ссылки: Армянский алфавит во дворе Армянской Апостольской Церкви в г. Запорожье; Сурб Аствацацин Запорожье [1] [2] История

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира