МРО "Церковь Святой Мариам Магдагенаци" (Ставрополь) Местная религиозная организация церковь святой Мариам Магдагенаци (св. Марии Магдалены) древне-восточного православия г. Ставрополя армянской апостольской церкви Дата основания: 31.01.2003 Руководитель при регистрации: Настоятель - Погосян Армен Саруханович Адрес: 355000, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Войтика, 33 Телефон/Факс: +7 (865) 228-35-55, +7 (918) 741-45-26 История МРО "Церковь Святой Мариам Магдагенаци" окормляет Церковь Сурб Мариам Магдагенаци. Учредители Арустамян Ашот Фашоевич Арабян Левон Рафикович Меграбян Антон Агаларович Мкртумян Минас Семенович Гандилян Семен Матвеевич Вароян Оганес Хачатурович Шахназаров Сергей Суренович Каламян Варужан Завенович Багдасарян Артур Ашотович Мхоян Жирик Алекович
Ставрополь
355000, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Войтика, 33
+7 (865) 228-35-55
МРО Церковь "Сурб Аствацацин" (Омск)» Местная религиозная организация Церковь "Сурб Аствацацин" - Церковь "Сурб Аствацацин" (Св. Богородицы) г. Омска Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви Дата основания: 20.10.2005 Руководитель при регистрации: Татоян Араик Гамлетович Адрес: 644040, Омская обл., г. Омск, проезд Овощной, д. 7 Телефон/Факс: +7 (381) 267-02-93 Эл. почта: bughalterpf@mail.ru История
Омск
Армянская часовня в г. Болгар (Республика Татарстан)Дата основания: 08.05.2017 Конфессии: Армянская апостольская церковь Адрес: Республика Татарстан, Спасский район, г. Болгар, ул. Лихачева, д. 144 Содержание 1 История 2 Видео 3 Изображения 3.1 Экстерьер часовни 3.2 Интерьер часовни 3.3 Хачкар часовни 4 Библиография История 8 мая 2017 г. - в г. Болгаре состоялось открытие и освящение армянской часовни. В мероприятии принял участие епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен. В мероприятии также приняли участие активисты национально-культурной автономии армян РТ во главе с председателем Михаилом Хачатуряном. В этот же день правящий архиерей совершил чин освящения креста, установленного в часовне на территории Свято-Авраамиевского храма. Поклонный крест и часовня построены на средства руководителя ООО Сувар «Б» Арутюна Багдасаряна. 26 октября 2016 г. - а территории Храма Святого мученика Авраамия Болгарского (Владимирского) в г. Болгар (Татарстан) состоялось торжественное открытие армянского Хачкара («Крест-камень»), символизирующего дружбу между народом Армении и Татарстана. Исторически сложилось, что на болгарской земле с древних времён существовала армянская община. В Спасском районе проживают немало армян, которые являются четвертой нацией по численности населения после русских, татар и чуваш. В связи с этим возникла необходимость установить армянский Хачкар. Участников мероприятия поприветствовали Вице-президент Союза армян России, председатель национально-культурной автономии армян РТ Михаил Хачатурян и глава Спасского района Камиль Нугаев. Хачкар был изготовлен армянскими мастерами в Армении и доставлен в г. Болгар. На открытии присутствовали представители армянской диаспоры из Татарстана, Ульяновской, Самарской области и других регионов России. Видео Армянская часовня на территории Свято-Авраамиевского храма (прот. Владимир Головин). Видео Изображения Экстерьер часовни Армянская часовня располагается на территории Свято-Авраамиевского храма Интерьер часовни Хачкар часовни Библиография В Болгаре открылась армянская часовня Часовня Армянской апостольской церкви (Болгар, Республика Татарстан) Армянский Хачкар открыли в Татарстане
Болгар
Церковь Сурб Саргис (Тополевка)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Адрес: ул. Озерная 2, Тополевка, Крым История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Автономной республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св.Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св.Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". ЦЕРКОВЬ СУРБ САРГИС находится в центре села, на территории домовладения по улице Озерная 2. Она возведена на склоне левого берега протекающей через село речки, параллельно ее руслу. Сохранившиеся средневековые армянские письменные источники о церкви Сурб Саргис сведений не содержат. О возведении церкви армянами Крыма и ее принадлежности армянской общине свидетельствуют имеющиеся на стенах этого памятника армянские эпиграфические надписи, датированные XIV-XVII веками. Самое раннее упоминание тополевской церкви Сурб Саргис встречается в книге Минаса Бжшкяна, написание которой относятся к 20-м годам XIX века. Автор черпал свои сведения у тех крымских армян, часть которых после вхождения полуострова в состав России вернулась обратно. И поэтому, данное им название церкви, которое не совпадает с приведенными более поздними авторами названиями, следует считать единственно правильным. Из краткого описания Минаса Бжшкяна следует, что в начале прошлого столетия здание церкви находилось в удовлетворительном состоянии. В интерьере - на стенах и потолке виднелись следы росписей. Особое внимание автора привлекли хачкары - украшенные резьбой кресты на камне. Эпиграфическая надпись, высеченная на одном из них, датировала хачкар 1387 годом. К зданию церкви была пристроена маленькая каменная часовня, на стенах которой виднелись следы росписей. Следующее описание церкви Сурб Саргис относится к середине XIX века и принадлежит О.Тер-Абраамяну. По сведениям этого автора, церковь уже находилась в разрушенном состоянии. О.Тер Абраамян тоже особо отмечает наличие росписи на стенах рассматриваемого сооружения, а также высеченной на хачкаре эпиграфической надписи XIV века. По мнению О. Халпахчьяна, вмурованные в стены церкви Сурб Саргис памятные хачкары XIV века свидетельствуют о построении собственно церковного здания в том же XIV веке, а возможно и ранее. Сооружение принадлежит к типу небольших зальных церквей со сводчатым перекрытием, основанным на трех подпружных арках, расположенных на разных расстояниях между собой. Арки имеют стрельчатый контур и опираются на профилированные кронштейны. Полуциркульная апсида полностью выступает за пределы основного прямоугольника здания. Вход в церковь размещен в центре южной стены. Помещение освещалось с помощью двух окон, размещенных на продольной оси здания. Большое окно в центре западной стены имеет прямоугольные очертания, между тем как расположенное в середине алтарной апсиды второе - вытянуто по высоте и имеет арочное завершение. Площадь здания составляет 50 квадратных метров. Декоративное убранство церкви весьма скромное. Основной художественный акцент рассчитывался на четкость объемных форм перекрытого двухскатной кровлей параллелепипеда и завершенного конусным покрытием выступающей полуциркульной апсиды. Фасады гладкие, увенчанные скошенной по низу прямоугольной плитой. Основной архитектурный акцент южного фасада - наличник входной двери с полуциркульным верхом. Стены церкви изнутри украшены нишами различного назначения и хачкарами. Одна из устроенных в северной стене ниш представляет собою купель (крещальню) церкви. Сохранившиеся на стенах сооружения хачкары различны по своим размерам и художественному убранству. Они представляют собой уникальные для Крыма образцы по резьбе на камне. Некоторые из них имеют эпиграфические надписи на армянском языке, датирующие эти памятники XIV-XVII веками. Что касается украшавших интерьер росписей, о которых сообщают авторы XIX века, то они уже полностью утрачены. Не существует также пристроенная к церкви часовня, о которой сообщает М.Бжшкян. Сегодня отсутствуют свод и крыша церковного здания. Западная стена отошла от северной и южной стен и грозит обрушением. На апсиде имеется глубокая трещина. Это уникальное сооружение XIV века, находится на грани полного разрушения. Церковь нуждается в полном обследовании. Фундаменты должны быть укреплены, западная и восточная стены - спущены и заново устроены. Северная и южная стены нуждаются в укреплении. Устройство полуциркульного свода облегчается тем, что блоки от первичного свода в основном сохранились и лежат внутри здания. Заново устроенный свод следует взять под двускатную крышу. Окружение памятника нуждается в очистке и благоустройстве. Перечисленные мероприятия спасут этот интереснейший средневековый памятник Крыма и создадут возможность для его использования. В летний период женский монастырь, расположенный в селе Тополевке посещают многочисленные туристы, которых, думается, заинтересовали бы и средневековые памятники этого некогда армянского поселения. Включение тополевских церквей Сурб Саргис, а также Сурб Урбат в туристические маршруты превратят это место в одно из наиболее посещаемых достопримечательностей Крыма. Не исключается и возможность проведения в церквях Сурб Саргис и Сурб Урбат некоторых религиозных праздников и богослужения в эти дни. Изображение Библиография Средневековая церковь Сурб-Саргис в с.Тополевка