Церковь Сурб Ованес Мкртыч (Феодосия) Церковь Иоанна Крестителя Церковь Святого Ованеса Мкртыча Հովհաննես ՄկրտիչКонфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Адрес: улица Портовая, 16, Феодосия, Крым Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Изображения 4 Разное 5 Библиография История Впервые армяне в Крыму появились в I веке до н. э. в составе союзных Тиграну войск Митридата Евпатора. Однако начало массовых поселений относится к X—XI веку. С этого момента число армян на полуострове только росло. К XIV веку армяне составляли абсолютное большинство на южном побережье Крыма, и 2⁄3 населения Кафы. В последней армяне-старожилы жили непосредственно в городской черте, а вновь прибывшие селились у городских стен. Так к XIII—XIV векам на побережье, у восточной стены генуэзской крепости образовалось армянское поселение (армянская слобода). В середине XIV века армяне с целью защиты от татар обнесли своё поселение защитной стеной. Укреплённый район получил название Айоц берд (армянская крепость). В районе насчитывалось пять армянских церквей, из которых четыре дошли до наших дней, а ещё одна была открыта в ходе археологических раскопок в 1981 году. Среди сохранившихся армянских церквей была церковь Иоанна Крестителя (Предтечи). В 1778 году по приказу императрицы Екатерины Александр Суворов переселил армян в Азовскую губернию в низовья Дона. В связи с выселением армянского населения произошёл упадок армянских колоний. В 1783 году, после присоединения Крыма к Российской империи, часть армян смогла вернуться в родные места и наладить свою жизнь. Однако численность армянской колонии уже не была прежней и в конечном итоге так и не восстановилась. На места выселенных армян российские власти начали селить русское население. Постепенно, в связи с уменьшением численности армян, армянская крепость стала приходить в запустение. Вероятно, окончательно последние армяне покинули район, когда в середине XIX века специальная врачебная комиссия решила устроить из армянской крепости санитарный карантин для экипажей судов, прибывающих из охваченной чумой Турции. Кроме того, помимо экипажей судов, в армянском районе на 40-дневный карантин оставляли крымских мусульман, возвращавшихся с хаджа. С тех пор Айоц берд стали называть Карантином. В 1875 году армянская церковь Иоанна Крестителя (Ованеса Мкртыча) российскими властями была выведена из ведения Эчмиадзина и освящена как русская православная церковь во имя Иверской иконы Божией Матери. При советской власти церковь закрыли. Фрески были попорчены, исчезла скульптура. В 1996 году проводилась реставрация под руководством архитектора и скульптора Валерия Замеховского, после завершения которой храм был передан УПЦ. Ныне это Храм Иверской иконы Божией Матери. Архитектура Храм Иоанна Предтечи представляет собой квадратное в плане здание, которое венчает восьмигранный барабан с окнами-бойницами и куполом. Главный зал раньше был украшен каменными статуями Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца и расписан оригинальными фресками (Э. Грабарь в 1927 году приписал их Феофану Греку), но до наших дней сохранились лишь фрагменты фресок, а фигуры святых исчезли. Со стороны основного входа, уже после завершения храма, пристроили помещение. Изображения Разное Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 911510363240066 (ЕГРОКН). Библиография Крымский архитектурный портал
не выбрано
улица Портовая, 16, Феодосия, Крым
Церковь Сурб Урбат (Тополевка)Дата основания: XIV-XV века Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Церковь сегодня 4 Изображения 5 Библиография История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св. Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св. Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". Церковь Сурб Урбат расположена на невысоком холме. В свое время к церкви вела каменная лестница, берущая начало у подножия холма. Время основания церкви неизвестно, однако, надпись на армянском языке, установленная на западной стене церкви, левее входа, повествует о ее основательном восстановлении в 1702 году: "Сей божественный прославленный храм, Что есть образ армянского народа, Заново возобновлен с основ Данью милостью крымской земли, Во имя святой девы пятничной Под начальством Акоба - мудрого учителя И надзирательством магдеси Иоаннеса И магдеси Айгина из Кафы, Руками каменщиков Григора и Тонакакна, В наслаждение священника тер Вардана, Дьякона Саргиса в лета 1151 армянского (1702)". Восстановление церкви в 1702 году позволяет ориентировочно отнести ее основание к XIV-XV векам, то есть к периоду, когда армянская колония Крыма переживала наивысший расцвет. Это предположение подтверждается и тем, что на территории села Топлолевки, в частности в вышеупомянутой церкви Сурб Саргис еще сохранились хачкары (крест-камни) с армянскими надписями XIV-XVI веков, что в свою очередь свидетельствует о наличии многолюдного армянского населения в селе в тот период. Некоторые исследователи считают, что вокруг церкви существовал монастырь. О том, что церковь окружали другие сооружения, возможно, хозяйственного и жилищного предназначения, свидетельствует и визуальный осмотр окрестности здания. О существовавшем же вокруг церкви кладбище с плитами без надписей, свидетельствует А. Маркевич в конце XIX века. Некоторые из этих надгробий сохранились по сей день. Служба в церкви Сурб Урбат прекратилась в конце XVIII века, после выселения христиан из полуострова. Согласно сведениям А.В. Суворова из деревни Топлы в 1778 году было выселено 212 армян. В самом начале XIX века село было заселено греками, переселенцами из Малой Азии. Архитектура Церковь Сурб Урбат принадлежит к типу небольших зальных строений с основной площадью молитвенного зала 48, 43 квадратных метров. Прямоугольное в плане сооружение с полукруглой апсидой строго ориентировано по направлению запад-восток. Алтарная апсида - полуциркульная, четко выделяющаяся своей формой во внешнем облике памятника. Сводчатое перекрытие основывается на четырех подпружных арках стрельчатого очертания, которые расположены на равном расстоянии друг от друга. Подобное архитектурное решение подчеркивает ритмичность членения интерьера. Стрельчатого очертания свод взят под двускатную кровлю. Устройство пяти небольших стенных ниш различного назначения, в восточной части интерьера, несомненно, связано было с украшением остальной поверхности фресковой росписью. Еще до недавнего времени по обе стороны от алтарной арки едва заметны были следы фресковых изображений Божьей матери и архангела Гавриила. Освещение интерьера осуществляется двумя широкими окнами прямоугольной формы, открытыми в центре апсиды и в щипце западной стены. Вход в церковь - с западной стороны. Художественное убранство интерьера дополняли своеобразные резные медальоны. Это - круги, в которых вписаны равноконечные с расширяющимися концами кресты с четырехлепестковыми розетками между их ветвями (ныне разрушены злоумышленниками). В свое время в северной стене существовала купель, сделанная из цельного каменного блока. Внешнее убранство церкви отличается подчеркнутой скромностью. Кладка стен из средних размеров бута со вставками крупных камней с подтеской лицевой поверхности. Углы здания сложены вперевязь в той же технике. Наружные габариты здания - 14,2 х 6,6 м. Богаче решен западный фасад. Расположение элементов убранства асимметричное. Центральная ось подчеркнута высоким, прямоугольным окном, обрамленным крупными камнями. Над входом, устроенным южнее фасадной оси, установлена полукруглая перемычка из цельного блока, над которым снаружи устроен люнет без проема. Выше входного проема с полуциркульным верхом - выступающая, прямоугольного сечения на профилированных консолях двухцентровая арка, тимпан которой в свое время был украшен росписью, изображающей Пресвятую Богородицу вместе с младенцем Христом. Выразительным художественным элементом фасада является строительная надпись, высеченная на каменном блоке черного цвета. Чисто отесанная поверхность блока выделяет место надписи на фасаде, выложенном из грубо обработанных мелких камней. Текст помещен в глубине квадратной ниши, сдвинутой к правому краю прямоугольной плиты. Поскольку текст не вместился на предусмотренном для него месте, дату написания высекли на широкой левой рамке, а окончание -- на правой узкой. Церковь сегодня Сегодня церковь находится в аварийном состоянии. В 1999-2000 годах рухнули западные части свода и кровли. Каменные блоки упавшего свода находятся внутри церкви. На северной стене образовалась глубокая трещина. Трещины различных размеров имеются и на остальных стенах. Естественно, что в таких условиях процесс разрушения усиливается быстрыми темпами, что в скором времени приведет к полному разрушению этого средневекового памятника. Сооружение нуждается в неотлагательной и скорейшей реставрации. Изображения Библиография В.А. Захаров. Памятники армянской культуры Белогорского р-на Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь
Церковь Сурб Саркис (с. Крым) Սուրբ Սարգիս եկեղեցիКонфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник История В память о церкви Сурб Саркис в селе Тополевка была построена церковь Сурб Саркис в селе Крым (Топти). 18 июня 1925 г. в церкви произошёл пожар, сгорели алтарь, имущество, образа, две старинные Библии, пострадал вем-кар. Совместными усилиями прихожан, Попечительского совета и ктитора в течении 6 дней церковь была восстановлена и уже 24 июня епархиальный совет докладывал в Эчмиадзин о необходимости освящения антиминса. В 1936 г. епархиальный начальник докладывал в Эчмиадзинский Верховный Духовный Совет, что церковь не конфискована, но превращена в зернохранилище. Изображения
Церковь Сурб Саргис (Красноярск) Наименование: Церковь Святого Саргиса Армянской Апостольской Церкви История: Строительство началось в 1998 году после освящения фундамента архиепископом Тираном Кюрегяном. В 2001 году епископ Езрас Нерсисян освятил купол, а в 2003 году состоялось торжественное освящение Католикосом Всех Армян Гарегином II. Построена на пожертвования армян Красноярского края и мецената Саркиса Мурадяна. Небольшая церковь (10х14 метров) с цокольным этажом (зал собраний, библиотека, классы), общей высотой 28 метров. Активно участвует в жизни армянской общины Красноярска. В 2022 году открыт Культурно-образовательный центр им. Месропа Маштоца. Информация: При церкви действуют народный хореографический ансамбль "Армения" и воскресная школа. Контакты: ул. Молокова 3, Красноярск, Россия +7 (391) 255-56-29, +7 (906) 912-53-86
Красноярск