Церковь Сурб Григор Лусаворич (Волгоград)

Описание

Церковь Сурб Григор Лусаворич Церковь Святого Григория Просветителя Վոլգոգրադի Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ եկեղեցիДата основания: 1908 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История История создания первой в Царицыне армянской церкви началась с переселения нескольких семей армян из Нахичевани-на-Дону в Царицын в 60-х годах XIX века. Они и дали толчок в развитии Армянской Апостольской Церкви Царицына. В числе основателей церкви был известная в Царицыне семья промышленников Серебряковых. 27 апреля 1899 года армянское общество григорианского исповедания Царицына обратилось в Духовное правление Астраханской епархии Армянской Апостольской Церкви с просьбой разрешить построить молитвенный дом и при нём открыть приходскую школу. Представители общества параллельно подали прошение в Царицынскую городскую Думу об отводе места для постройки церкви в первой части города за полотном Царицынской железной дороги, в 157 квартале. Постановлением Царицынской городской Думы 23-25 ноября 1899 года обществом было получено соответствующее разрешение. Проект постройки церкви занял около 2,5 лет. Всё это время проектировщики вели изыскательские работы и консультации с Астраханской Армяно-Григорианской Епархиальной Консисторией, а также с органами госуправления. В 1902 году вышло распоряжение Министерства Внутренних Дел об утверждении окончательного варианта проекта. Год спустя разрешение на строительство было получено и от Синода. А 18 апреля 1904 года фундамент Армянской Церкви уже был освящён архиепископом Астраханской епархии Армянской Апостольской Церкви Аристакесом Седракяном (Мелик-Аракелян). Материалом для строительства храма традиционно был выбран туф, привезённый из Армении. Само строительство заняло ещё три года и закончилось в октябре 1907 года. Строение представляло собой монументальный купольный храм, выполненный в романском стиле, который являлся доминантой Заполотновской части города. Центральная часть храма представляла четверик, с возвышающимся над ним мощным восьмигранником, завершённым гранёным куполом шатровой формы, а на гранях восьмигранника располагались большие арочные окна. Вскоре после строительства храма рядом был заложен фундамент церковно-приходской школы расположенной на улице Волжской (ныне улица имени Балонина), это произошло в ноябре 1908 года. Настоятелями храма в разное время служили Тадевос Агамалян, Мкртыч Гаспарянц и Мартирос Юзбашян. В связи с приходом Советской власти, храм Сурб Григор Лусаворич был закрыт в 1918 году, прослужив всего 11 лет. На фоне голода в Поволжье 1921-1922 годов церковные ценности всех духовных учреждений стали изыматься согласно декрету ВЦИК от 21 декабря 1921 года 21 декабря 1921 г. «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях», а 2 января 1922 г. было принято постановление «О ликвидации церковных имуществ». Однако постановления касающиеся Помгола были встречены представителями духовенства, меценатства и прихожан церкви неодобрительно. Ими был поднят вопрос о невозможности передачи тех церковных ценностей храма которые представляют каноническую ценность. Это позволило хотя бы частично ограничить фактический грабёж церковных ценностей властями. Правительство отреагировало специнструкциями Центральным Комитетом Помгола регулирующими изъятие определённых видов церковных ценностей. Изъять надлежало предметы представляющие материальную ценность, то есть изделия из драгоценных металлов и камней, в качестве исключения было разрешено оставить по одному изделию необходимых для ритуалов. К последним относились ризы, оклады, подсвечники, кадилы, кресты, блюдца, чаши, дискосы и некоторая другая церковная посуда. Формально нельзя было изъять предметы не представляющие материальную ценность, такие как картины и иконы. Армянская церковь неоднократно подвергалась доскональному осмотру ещё в период, когда была действующей, и властями по факту грабились её ценности. А в 1929 году Постановлением Президиума Окр. ИК от 12 апреля Церковь Григория Просветителя была закрыта, а снесена в 1932-33 годах, наряду с другими храмами, такими как Александро-Невский собор, Свято-Троицкая церковь и Успенская церковь. На месте армянского храма был построен стадион «Динамо». Однако фундамент здания ещё сохранился и, согласно документам Министерства культуры РФ, место является достопримечательностью. Тем не менее статус, в качестве памятника истории и культуры, объекту не придан.

Город:

не выбрано

Адрес:

Руководитель:
Другие
МРО Церковь "Сурб Аствацацин" (Омск)

МРО Церковь "Сурб Аствацацин" (Омск)» Местная религиозная организация Церковь "Сурб Аствацацин" - Церковь "Сурб Аствацацин" (Св. Богородицы) г. Омска Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви Дата основания: 20.10.2005 Руководитель при регистрации: Татоян Араик Гамлетович Адрес: 644040, Омская обл., г. Омск, проезд Овощной, д. 7 Телефон/Факс: +7 (381) 267-02-93 Эл. почта: bughalterpf@mail.ru История

Омск

МРО Церковь Аменапркич (с. Крым)

МРО "Святая Армянская Апостольская Православная Церковь Аменапркич (Всеспасителя)" с. Крым Местная религиозная организация "Святая Армянская Апостольская Православная Церковь Аменапркич (Всеспасителя)" с. Крым Дата основания: 03.05.2001 Руководитель при регистрации: Настоятель церкви: Гайбарян Лусеген Мнацаканович Адрес: 346812, Ростовская область, Мясниковский район, село Крым, улица Мясникяна, д. 51 Учредители Андонян Сергей Оганесович Атоманян Сурен Саркисович Геворкян Карен Володяевич Донерян Ардашес Михайлович Поркшеян Азиз Усепович Тащиян Агоп Саркисович Бугаян Андриас Лусегенович Асатрян Ашот Эдуардович Поповян Андирас Арутюнович Тирацуян Сейран Капрелович

Монастырь Сурб-Стефаноса (Старый Крым)

Монастырь Сурб Степанос (Старый Крым) Монастырь Сурб-Стефаноса (Старый Крым)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История Монастырь Сурб Степанос (святого архидиакона Стефана-первомученика) — средневековый армянский монастырь, расположенный в лесистом распадке северо-восточного склона горы Мачук в 6 км на юг от города Старый Крым и в 3 км от монастыря Сурб-Хач. Сейчас от него остались только руины. Монастырь находится возле старой дороги, которая когда-то соединяла Судак и Солхат (Старый Крым). В 1820 году по этим местам путешествовал Минас Медике, который описал увиденное такими словами: "Это был монастырь, построенный из камня, на расстоянии одного часа пути от предыдущего (то есть от монастыря Сурб-Хач), на вершине горы, в середине большого леса. В 1973-1776 гг. экспедицией Института археологии Академии наук Украины[2] монастырь был заново открыт, точнее открыты руины под сплошным завалом камня и грунта, на поросшей лесом поляне. Ещё автор «Крымского сборника», один из учредителей русского географического общества, Кеппен Петр Иванович, что много лет жил в Крыму и изучал его, видел этот монастырь уже, вероятно, в таком состоянии. Он вспоминал руины армянского монастыря в четырёх верстах от Сурб-Хача и считал, что он древнее, чем Сурб-Хач. Экспедиция 1973 г. открыла трёхапсидный храм размером 8,4×8,6 м по интерьеру, что превосходит размеры сурбхачского храма. Центральная апсида пятигранная снаружи и полукруглая изнутри, выступает за пределы северо-восточной части здания, две боковые абсиды меньшего размера — утоплены в стенах. К западной стене храма примыкает гавит или открытый двор, который соединяется с храмом дверным проемом шириной 1,5 м. В центре этого сооружения обнаружен прямоугольный колодец. На юг от храма и гавита обнаружены остатки разновременных служебных и жилых помещений монастыря. Наиболее вероятной представляется версия, что монастырь был основан в первой половине XIV века, но просуществовал недолго до конца XV века. По мнению некоторых ученых, монастырь Сурб-Степанос был разрушен в результате землетрясений и оползней. Другие исследователи считают, что он пришел в запустение после турецкого нашествия 1475. Можно также предположить, что Сурб-Степаносу нанесло ущерб близкое соседство с монастырем Сурб-Хач, который находился в более выгодном территориальном положении. К настоящему времени на поверхности видны остатки храма монастыря, большой придел, примыкающий к нему с запада, и на юг от них — развалины нескольких зданий, связанных между собой внешней стеной. Выше по склону на запад от монастыря расположен источник, что в древности снабжало водой монастырь по гончарным трубам. Вблизи обители на склонах долины можно увидеть остатки террас, где был расположен фруктовый сад.

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира