Церковь Србоц Рештакапетац (Канаш)

Описание

Церковь Србоц Рештакапетац (Канаш) Церковь Святых АрхангеловКонфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Телефон/Факс: +7 (835) 334-62-71 Содержание 1 История 2 Архитектура 2.1 Церковный Совет 2.2 Ревизионная комиссия 3 Библиография История Церковь Србоц Рештакапетац строится при МРО Церковь "Сурб Рештакапетац". В декабре 2011 г., от имени армянской общины города, координатор инициативной группы по возведению церкви в Канаше Агамирян Вадим Сергеевич обратился в Ново-Нахичеванскую и Российскую Епархию с просьбой рекомендовать архитектора для создания проекта храма. Архитектором стал Макян С.В. 12 октября 2012 г. Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин Второй утвердил проект церкви в Канаше и направил свои благословения и пожелания Божьей помощи Главе Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Епископу Езрасу Нерсисяну. Архитектура Архитектурный образ армянской церкви в Канаше представляет собой тип крестово-купольной церкви. Оригинальность образа создается за счет расширения пространства в участках между крыльями креста, и своим общим планом церковь почти идеально вписывается в окружность и внешне роднится с так называемыми “круглыми” церквами средневековой Армении. В проекте предложена также скрытая в корпусе церкви звонница, выходящая арочным проемом на стене западного фасада. Проектом строительство храма предлагается из армянского “абрикосового” туфа. Церковный Совет Авакян Артур Рафаэлович Агамирян Араик Сергеевич Агамирян Вадим Сергеевич - председатель Амазарян Альберт Арзуманович Галстян Усик Людвигович Гурджиян Феликс Назарович Кроян Гегам Вардгесович Микаэлян Тигран Тельманович Саргсян Барсег Араратович Согомонян Вагинакн Володяевич Тамразян Артавазд Норикович Элчян Гагик Робертович Ревизионная комиссия Амазарян Агван Арзуманович Маргарян Макар Папанинович Погосян Акопик Володяевич - председатель Библиография Армянская церковь в Канаше

Город:

не выбрано

Адрес:

Руководитель:
Телефон:

+7 (835) 334-62-71

Другие
Церковь Святой Анны (Севастополь)

Церковь Святой Анны (Севастополь) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История Армяно-григорианская церковь находилась на ул. Чесменская, 22 (совр. ул. Советская). Её открытие состоялось 16 ноября 1908 года, о чём сообщила своим читателям газета «Крымский вестник». Чин освящения алтаря во имя св. Анны совершили глава Кишиневской армяно-григорианской консистории архиепископ Нерсес Бархударьян, архимандрит Леон и старокрымский викарий Егише Мурадьян. Храм был сооружен на средства жительницы Севастополя Авдеевой. 25 августа 1909 года армяно-григорианская община праздновала в своем храме первый престольный праздник и на это торжество приехал симферопольский священник О. Налбандян. По сведениям из Адрес-календаря Севастопольского градоначальства 1911 года настоятелем «армяно-григорианской церкви» был Эреванциянц Тер-Саркиз. Стоит упомянуть о том, что, если в 1867 году в Севастополе насчитывалось армян-григориан всего 23 человека (14 муж. и 9 жен.), что составило 0,2% от общего количества жителей, то в 1909 году в Севастополе проживало 1373 армян-григориан (армяне-католики учитывались вместе с католиками). Ктитором армяно-григорианской церкви был нотариус, один из директоров тюремного комитета, член обществ «Патронат» и «Сомех-Нофлим» А.И. Каракаш. К 1913 году армяно-григорианская община имела церковно-приходское училище на 24 ученика (заведующий Е.В. Тер-Енокианц) и попечительство. Все это было расположено в собственном их доме по ул. Чесменской, 22. Здание армяно-григорианской церкви было каменным, одноэтажным, с подвальным помещением, одноглавым, с колокольней. «Дом без рисунков, имеется небольшая передняя. Внутри здания стены выкрашены масляной краской. Всего имеет 7 окон и 3 дверей. Пол покрашен красным, потолок побелен, имеет 1 купол и 1 колокол, крыша покрыта цинковым железом, здание прочное». Наружные размеры здания: длина – 26 ½ аршина, ширина 11 аршин, высота – 5 аршин. Во дворе церкви находился принадлежащий ей трехэтажный дом, имеющий 3 квартиры с электрическим освещением. Во дворе имелся один сарай и каменная прачечная. Помещение, где проходили богослужения занимало площадь 123 кв. м, отапливалось двумя печами, по периметру зала имелась стеклянная галерея. После революции и установлении советской власти в Севастополе, 18 ноября 1922 года община заключила договор с Севастопольским окружным исполкомом. Но еще до его заключения, в соответствии с Декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года «Об изъятии церковных ценностей», 10 апреля 1922 года из храма были изъяты серебряные вещи: 2 ризы с икон, крест среднего размера и 4 венчика «с голов». В 1920-е годы армяно-григорианская церковь именовалась армяно-григорианским молитвенным домом св. Анны. Настоятелем храма был протоиерей Ваган Манукович Мамиконьян, приехавший в Севастополь в 1921 году. Согласно анкете, которая была составлена в 1924 году, он родился в 1860 году в Эриванской губернии, принадлежал к крестьянскому сословию, был женат, в семье – три человека. По его сведениям, число прихожан в 1922 году насчитывало 540 человек. Но уже в 1923 году В.М. Мамиконьянц и церковные попечители, подавая в церковный стол сведения о прихожанах, указали 32 человека и объяснили, что «фактически постоянных прихожан мало». В 1923 году община армяно-григорианского молитвенного дома докладывала в церковный стол, что богослужения в молитвенном доме проходят редко, только в торжественные дни при участии «случайных певчих», в храме нет ни дьякона, ни псаломщика, ни даже церковного сторожа. Община не имела средств на их содержание. В 1927 году церковный доход, который состоял из добровольных пожертвований, кружечного сбора, денег за обряды и средств, поступающих от продажи свечей, составил 474 руб. 30 коп. Они тратились на небольшое жалование священнику, страховку, на покупку свечей, мелкий ремонт храма, на приобретение угля, муки и другие мелкие расходы. Дом, который находился во дворе церкви, был муниципализирован. Несмотря на тяжелое материальное положение община в 1928 году отремонтировала в нем крышу, но требовался ремонт окон, дверей, покраска. Все это нашло отражение в акте смотра представителями коммунхоза в 1929 году. Они отмечали, что за домовладение ответственна армянская община в лице смотрителя Гарбацун, а также то, что «строение для дальнейшего использования по своему назначению пригодно для жилья». В акте также отмечалось, что «церковь около года никак не используется и закрыта». К этому времени настоятеля храма Вагана Мануковича Мамиконьяна и его жену Сару Георгиевну лишили избирательных прав. Прошение о пересмотре дела 18 мая 1930 года было отклонено. Учитывая, что в этот период Черноморский флот пополнился новыми кораблями и в Севастополь прибыло много военнослужащих, из города выселяли лиц, лишенных избирательных прав. Эта участь не миновала настоятеля. В личных делах лишенцев В.М. Мамиконяна и его супруги хранятся листки выбытия адресного стола, на которых написано, что они выбыли в г. Ленинград к сыну – врачу Мамиконяну. В июне 1929 года в стол религиозных культов поступило заявление от армян с просьбой о ликвидации их церкви. По этому заявлению в Президиум горсовета административным отделом были подготовлены документы о ликвидации армяно-григорианской церкви. В докладной записке указывалось, что в дореволюционное время верующих армян было около 230 человек, посещаемость храма в будние дни составляла 30-50 человек, в воскресные дни – 100-130 человек, а в двунадесятые праздники посещаемость была 100%. В 1927-1929 гг. «посещаемость упала на 95-97%, ибо богослужения в [19]27-[19]28 гг. совершались всего 4 раза, в [19]29 г. богослужения совершенно не было. Часть верующих в числе 20-25 человек еще пока держались за свою церковь, которые все являются исключительно бывшие торговцы, рабочая же масса от церкви совершенно отошла». 25 октября 1929 года на заседании Президиума в числе прочих был заслушан вопрос о ликвидации армяно-григорианской церкви в связи с отказом от дальнейшей аренды. 26 октября 1929 года аналогичное решение о ликвидации приняло бюро райкома ВКП(б). Армяне ходатайствовали о передаче здания под детский дом детей-армян. 31 января 1930 года на заседании правления Севастопольского армянского общества «Взаимопомощь» было решено ходатайствовать перед горсоветом о передаче здания армянской колонии «для обслуживания культурно-просветительных нужд». 25 февраля 1930 года Президиум КрымЦИКа своим постановлением окончательно ликвидировал армяно-григорианскую церковь в Севастополе. 9 марта 1930 года представители органов власти произвели обследование имущества, подлежащего передаче в Госфонд. Сдаче по особому акту подлежали: 1 старый шкаф стоимостью 8 руб. 50 коп., 3 ветхих венских стула – 4 руб. 50 коп., две медных люстры: большая и малая по цене 20 и 5 руб. соответственно и пр. Но были переданы и более ценные вещи: серебряные чаша и тарелочка, два серебряных креста, бронзовый колокол. В списке значилось 90 предметов, серебра насчитывалось 1 кг 212 г, бронзы (колокол) – 69,5 кг. Всего на сумму 423 руб. 96 коп. В 1938 году здание находилось в ведении городского отдела народного образования. В «Ведомости по состоянию разрушений города Севастополя», составленной в 1945 году, указано, что «степень годности» здания составляла 20%. В соответствии с номерным планом города Севастополя (1955 г.), месту, на котором располагалась армяно-григорианская церковь, был присвоен новый адрес – ул. Советская, 14. Предполагаемый вид Армяно-Григорианской церкви. Набросок На этом месте была церковь

Монастырь Сурб-Стефаноса (Старый Крым)

Монастырь Сурб Степанос (Старый Крым) Монастырь Сурб-Стефаноса (Старый Крым)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История Монастырь Сурб Степанос (святого архидиакона Стефана-первомученика) — средневековый армянский монастырь, расположенный в лесистом распадке северо-восточного склона горы Мачук в 6 км на юг от города Старый Крым и в 3 км от монастыря Сурб-Хач. Сейчас от него остались только руины. Монастырь находится возле старой дороги, которая когда-то соединяла Судак и Солхат (Старый Крым). В 1820 году по этим местам путешествовал Минас Медике, который описал увиденное такими словами: "Это был монастырь, построенный из камня, на расстоянии одного часа пути от предыдущего (то есть от монастыря Сурб-Хач), на вершине горы, в середине большого леса. В 1973-1776 гг. экспедицией Института археологии Академии наук Украины[2] монастырь был заново открыт, точнее открыты руины под сплошным завалом камня и грунта, на поросшей лесом поляне. Ещё автор «Крымского сборника», один из учредителей русского географического общества, Кеппен Петр Иванович, что много лет жил в Крыму и изучал его, видел этот монастырь уже, вероятно, в таком состоянии. Он вспоминал руины армянского монастыря в четырёх верстах от Сурб-Хача и считал, что он древнее, чем Сурб-Хач. Экспедиция 1973 г. открыла трёхапсидный храм размером 8,4×8,6 м по интерьеру, что превосходит размеры сурбхачского храма. Центральная апсида пятигранная снаружи и полукруглая изнутри, выступает за пределы северо-восточной части здания, две боковые абсиды меньшего размера — утоплены в стенах. К западной стене храма примыкает гавит или открытый двор, который соединяется с храмом дверным проемом шириной 1,5 м. В центре этого сооружения обнаружен прямоугольный колодец. На юг от храма и гавита обнаружены остатки разновременных служебных и жилых помещений монастыря. Наиболее вероятной представляется версия, что монастырь был основан в первой половине XIV века, но просуществовал недолго до конца XV века. По мнению некоторых ученых, монастырь Сурб-Степанос был разрушен в результате землетрясений и оползней. Другие исследователи считают, что он пришел в запустение после турецкого нашествия 1475. Можно также предположить, что Сурб-Степаносу нанесло ущерб близкое соседство с монастырем Сурб-Хач, который находился в более выгодном территориальном положении. К настоящему времени на поверхности видны остатки храма монастыря, большой придел, примыкающий к нему с запада, и на юг от них — развалины нескольких зданий, связанных между собой внешней стеной. Выше по склону на запад от монастыря расположен источник, что в древности снабжало водой монастырь по гончарным трубам. Вблизи обители на склонах долины можно увидеть остатки террас, где был расположен фруктовый сад.

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира