Монастырь Сурб-Стефаноса (Старый Крым)

Описание

Монастырь Сурб Степанос (Старый Крым) Монастырь Сурб-Стефаноса (Старый Крым)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История Монастырь Сурб Степанос (святого архидиакона Стефана-первомученика) — средневековый армянский монастырь, расположенный в лесистом распадке северо-восточного склона горы Мачук в 6 км на юг от города Старый Крым и в 3 км от монастыря Сурб-Хач. Сейчас от него остались только руины. Монастырь находится возле старой дороги, которая когда-то соединяла Судак и Солхат (Старый Крым). В 1820 году по этим местам путешествовал Минас Медике, который описал увиденное такими словами: "Это был монастырь, построенный из камня, на расстоянии одного часа пути от предыдущего (то есть от монастыря Сурб-Хач), на вершине горы, в середине большого леса. В 1973-1776 гг. экспедицией Института археологии Академии наук Украины[2] монастырь был заново открыт, точнее открыты руины под сплошным завалом камня и грунта, на поросшей лесом поляне. Ещё автор «Крымского сборника», один из учредителей русского географического общества, Кеппен Петр Иванович, что много лет жил в Крыму и изучал его, видел этот монастырь уже, вероятно, в таком состоянии. Он вспоминал руины армянского монастыря в четырёх верстах от Сурб-Хача и считал, что он древнее, чем Сурб-Хач. Экспедиция 1973 г. открыла трёхапсидный храм размером 8,4×8,6 м по интерьеру, что превосходит размеры сурбхачского храма. Центральная апсида пятигранная снаружи и полукруглая изнутри, выступает за пределы северо-восточной части здания, две боковые абсиды меньшего размера — утоплены в стенах. К западной стене храма примыкает гавит или открытый двор, который соединяется с храмом дверным проемом шириной 1,5 м. В центре этого сооружения обнаружен прямоугольный колодец. На юг от храма и гавита обнаружены остатки разновременных служебных и жилых помещений монастыря. Наиболее вероятной представляется версия, что монастырь был основан в первой половине XIV века, но просуществовал недолго до конца XV века. По мнению некоторых ученых, монастырь Сурб-Степанос был разрушен в результате землетрясений и оползней. Другие исследователи считают, что он пришел в запустение после турецкого нашествия 1475. Можно также предположить, что Сурб-Степаносу нанесло ущерб близкое соседство с монастырем Сурб-Хач, который находился в более выгодном территориальном положении. К настоящему времени на поверхности видны остатки храма монастыря, большой придел, примыкающий к нему с запада, и на юг от них — развалины нескольких зданий, связанных между собой внешней стеной. Выше по склону на запад от монастыря расположен источник, что в древности снабжало водой монастырь по гончарным трубам. Вблизи обители на склонах долины можно увидеть остатки террас, где был расположен фруктовый сад.

Город:

не выбрано

Адрес:

Руководитель:
Другие
Церковь Сурб Григор Лусаворич (Нахичевань-на-Дону)

Церковь Сурб Григор Лусаворич (Нахичевань-на-Дону) Церковь Сурб Грикор Лусаворич Собор Св. Григория Просветителя Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ տաճարВид заведения: кафедральный собор Дата основания: 1783-1807 Основатель: Иосиф Аргутинский Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Переселение армян из Крыма 2 Архитектура 2.1 Убранство церкви и реликвии 2.1.1 Городские часы Нахичевани-на-Дону 2.2 Разрушение собора 2.3 Священнослужители Собор Сурб Лусаворич 2.3.1 с 1843 года священнослужитями являлись 2.4 Изображения 2.4.1 Панихида по умершему Католикосу Всех Армян Кеворку VI Чорекчияну 2.4.2 Памятный камень на месте собора 2.5 Разное 3 Библиография 3.1 Сноски История Переселение армян из Крыма На донской земле, крымские армяне начали воссоздавать здесь ту церковную организацию, которая существовала в Крыму. Уже в процессе переезда караван переселенцев был разделен по группам в зависимости от места проживания в Крыму. Каждую из них возглавлял свой священник. Как сообщает Г.Патканян, вся церковная утварь была погружена на телеги и по описи передана духовному главе крымских армян архимандриту Петросу Маркосяну. Первыми двигались жители Кафы (Феодосии) вместе со своим владыкой и церковными реликвиями. Несколько быков везли надгробный камень мученика Парона Луйса, который в свое время был вывезен из церкви столичного города Ани, и камень Просветителя, поскольку литургию в его честь служили на этом камне, под которым и был похоронен Парон Луйс. Именно жителями Кафы был основан находившейся в центре города Собор во имя св.Григория Просветителя (Сурб Лусаворич), план которого по поручению Екатерины II был составлен выдающимся архитектором Иваном Егоровичем Старовым. [1] Предание гласит, что императрица сказала ему: «Ты строишь Таврический дворец, а теперь для таврических переселенцев строй хороший собор». Поскольку возведение главной церкви могло продлиться долгие годы, по предложению духовного главы российских армян Иосифа Аргутинского было решено построить временную деревянную часовню. Расходы на ее сооружение взяли на себя Даниэль Каракашьян, Торос Тер-Партухемосян и Макаэль Когбетлян. В 1800 г. по инициативе Верховного Патриарха Гукаса на средства местных армян было построено кирпичное здание. На месте старой деревянной церкви Попов Иван Маркович возвел часовню. [2] Источники сохранили имя еще одного благотворителя, внесшего большой вклад в возведение Собора – Петрос Бабасинян. Строительство церкви было завершено в 1807 году. Свой завершенный вид Собор приобрел в 1814 г. Одновременно со строительством западного северного и восточного входов были построены шесть магазинов, которые стали собственностью церкви. По указанию Иосифа Аргутинского их доходы должны были быть переданы для основания городской гимназии. Однако, после его смерти, в 1814 г.надеждам на быстрое основание гимназии не суждено было сбыться, так как без ведома владыки - архиепископа Ованеса Гарнакерьяна - магазины были проданы. В 1848 году вокруг церкви, по предложению архиепископа Матевоса (Новонахичеванский епархиальный начальник) была построена ограда. В 1852 году сильный ураган снёс позолоченный крест вместе с постаментом колокольни. Церковь нуждалась в ремонте. В 1909 году в церковь было проведено электричество. 26 сентября 1925 года, было проведено пышное празднование 125-летия со дня открытия церкви. В конце 30-х гг. городские власти решили закрыть церковь в связи с перепланировкой площади. На месте церкви было решено перепланировать и расширить площадь. Прихожанам удалось отстоять церковь. Но её превратили вначале в детскую техническую станцию а затем в Музей древностей. В 1942 году церковь была передана армянской общине. Благодаря пожертвованиям была собранна необходимая сумма для проведения капитального ремонта здания и частичного восстановления интерьера. 27 декабря 1943 года церковь была вновь освящена. Архитектура Это было величественное монументальное культовое здание, наиболее последовательно из всех нахичеванских храмов воплотившее в своем облике приемы и формы русского классицизма. В плане храм представлял собой прямоугольник со вписанным крестом, выступающий на восток полуциркульной апсидой, пристроенной с запада трехъярусной колокольней. Средокрестие храма завершалось массивным круглым барабаном, увенчанным куполом с фонарем. Колокольня была значительно выше храма и имела аналогичное уменьшенное завершение, на ее верхнем ярусе размещались городские часы. Три входа в храм выделялись трехпролетными порталами. Фасады имели ордерную декорировку, основу которой во всех ярусах составляли тосканские колонны и пилястры. Убранство церкви и реликвии Художественное убранство здания дополняли привезенные из Крыма хачкары XIV - XVIII веков. Некоторые из хачкаров просто вмуровывались в стены и полы храмов армянских церквей Нахичевани. Так, в соборе Св.Григория Просветителя (были украдены в 1842 году) был установлен камень Просветителя, в церкви Св. Николая – камень Спасителя, в Сурб Хаче – камень, освященный Св. Фаддеем. Церковь имела большое количество икон в позолоченных и серебряных окладах, драгоценную церковную утварь, мощи Св. Григория Просветителя и частицу древа жизни. В церкви хранилось также большое количество рукописных церковных книг, в частности 8 евангелий в дорогих переплётах. Городские часы Нахичевани-на-Дону В Нахичевани-на-Дону башенные часы были установлены на колокольне кафедрального собора св. Григория Просветителя. Инициатором установки часов стал ктитор соборной церкви, купец Сергей Артемьевич Аджемов, который в декабре 1892 года обратился в думу "вследствие неоднократного настоятельного требования со стороны прихожан соборных и вообще жителей города того, чтобы на колокольне Соборной церкви были поставлены четырехсторонние часы, по образцу исполненных в Ростове-на-Дону". Дума одобрила ходатайство. Смету на изготовление часов составил мастер часовых дел Остер в Санкт-Петербурге. Циферблаты к ним изготовила фирма «Депо часов Фридриха Винтера», принадлежавшая А. Винтер. Средства в размере 2000 руб. на приобретение и установку часов ассигновала нахичеванская городская дума из городской казны. Часы были установлены, вероятно, не раньше мая 1893 года. А вот что писал современник о городских часах Нахичевани в 1915 году: «Башенные часы на колокольне городского собора, надо полагать, устроены в целях общего городского благоустройства. И действительно, в принципе, в ряде других приспособлений в области благоустройства часы эти занимают видное место. Но беда в том, что, во-первых, часто эти часы бывают неисправны и не приносят жителям города ни малейшей пользы, во-вторых, в ночное время пользование ими крайне ограничено: вы можете узнать время только тогда, когда раздается очередной бой часов, в остальное же время часы остаются окутанными мраком ночи и ничего на них разглядеть нельзя. А между тем, освещение их небольшой электрической лампой стоило бы не Бог весть каких денег. Хроникер». Разрушение собора Кафедральный собор Сурб-Лусаворич как храм закрыли в начале 1930-х годов. Его высокую звонницу и купол разобрали сразу, а здание приспособили для детской технической станции. В 1942 году, во время немецкой оккупации, в здании бывшего собора возобновились богослужения, продолжавшиеся до конца 1950-х годов. Запланированное партийными и городскими властями уничтожение храма встретило активное сопротивление только что созданного районного отделения ВООПИиК. Местными властями было инспирировано письмо «от группы рабочих завода Красный Аксай» с просьбой предоставтить им место на площади им. К.Маркса для строительства собственного Дома Культуры. И вышестоящие инстанции принимают решение – закрыть, а затем и снести Армянский кафедральный собор. [3] В ночь армянского Сочельника с 18 на 19 января 1966 года город потряс взрыв. Это был взорван Нахичеванский собор – под лукавым предлогом того что «бесхозная руина» может, якобы, обрушиться. [4] [5] В 1970-м на его месте соорудили ДК культуры завода "Красный Аксай". Священнослужители Собор Сурб Лусаворич Источники донесли до нас и имя первого настоятеля собора Сурб Лусаворич – Гаспар, сын Паноса из Карасубазара. с 1843 года священнослужитями являлись Протиерей Погос Хырджян Протоиерей Егия Шапошникян Протоиерей Хачатур Зарифьян (умер в 1913) Священник Ованес Сатуньян (умер в 1910) Священник Саркис Воскерчян (умер в 1923) Священник Саак Хачатурович Зарифьян (умер в 1902) Протоиерей Геворг Никохосович Келле-Шагиньян (умер в 1927) Протоиерей Рубен Варфоломеевич Бекгульянц (умер в 1935) Священник Григор Акопян (1938) Изображения Хоры собора Григория Просветителя Панихида по умершему Католикосу Всех Армян Кеворку VI Чорекчияну Собор Сурб Лусаворич, Нахичевань. 1954 г. Памятный камень на месте собора Установлен 05.09.2001 года Нахичеванской армянской общиной Разное Недалеко от собора располагалось церковно-приходское училище, носившее имя Святой Рипсиме. 19 ноября 1914 г. в нахичеванском соборе Св. Григория Просветителя состоялась церемония освящения боевого знамени армянских добровольцев Донской области, отправлявшихся на русско-турецкий фронт. Нахичеванская община организовала экипировку отрядов добровольцев, их обучение, а затем и проводы их в Тифлис, а оттуда на фронт. Этот главный армянский храм Нахичевани дал название ее главной улице - Соборной (теперь это Советская улица, а от 26-й линии - улица Ереванская). Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Малаховский, Г.Ф. Лаптев Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ Он в это время возводил Таврический дворец. ↑ В ограде собора находился ларек по продаже свечей. ↑ В Государственном архиве Ростовской области сохранился уникальный документ - письмо прихожан Армянского кафедрального собора во имя св. Григория Просветителя на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнева:«Согласно Конституции СССР и в соответствии с действующими в СССР законами, советские граждане имеют право свободно отправлять свои религиозные обряды, независимо от возраста, национальной принадлежности и вероисповедания. Мы – верующие-прихожане Армянского Кафедрального собора в г. Ростове-на-Дону также, как миллионы верующих других национальностей имели в своем распоряжении здание Собора для того, чтобы молиться и удовлетворять свои религиозные потребности как того требуют каноны Армяно-Григорианской веры. Переданные нашей религиозной общине здание Собора всегда содержалось в порядке, выполнялись все законные требования административных органов, уплачивались все полагающиеся налоги. В годы Великой Отечественной войны мы, верущие прихожане Собора не раз организовавали большие сборы в пользу раненных советских воинов и на другие цели, связанные с войной, не только среди верующих, но и среди всего армянского населения г.Ростова-на-Дону.Патриотические дела армянского народа и в том числе граждан армянской национальности г.Ростова были высоко оценены Советским правительством и удостоены высокой благодарности от имени Верховного Главнокомандующего, ныне покойного т. Сталина И.В. Нам известно, что в Советском Союзе церковь отделена от государства, что каждый гражданин волен или неволен верить в Бога, но ни в Советской Конституции, ни в законодательных актах не дано права местным органам власти притеснять верующих, создавать препятствия в отправлении религиозных обрядов, и тем более, отбирать у верующих церковное здание, как это было сделано в г. Ростове-на-Дону, где у армянверующих был отобран Собор, в котором они в течение более 200 лет молились и отправляли свои религиозные обряды. Ростовский Армянский Кафедральный Собор являлся не только местом молитв верующих, но и историческим ПАМЯТНИКОМ ВСЕГО АРМЯНСКОГО НАРОДА, представляющим историческую и архитектурную ценность (Собор был воздвигнут по проекту итальянских мастеров). 18 июля 1959 административные органы г. Ростова-на-Дону, в нарушение советских законов и защищаемых этими законами прав верующих, без их согласия и ведома, по самоуправному и выходящему за пределы их компетенции заявлению бывшего священника Дарбиняна (который по состоянию здоровья не мог уже служить) и двух членов Церковного Совета, не нашедших в себе гражданского мужества протестовать против незаконных действий Дарбиняна, нарушающих интересы прихожан, отобрали Собор, в ночное время, чтобы избежать недовольства граждан-армян сорвали крест на куполе Собора и сняли и колокола. Мы, граждане армянской национальности, как верующие, так и неверующие, глубоко возмущены действиями советских и партийных органов г. Ростова-на-Дону, лишивших нас святого храма и старинного художественного архитектурного памятника… Мы, верующие, обращаемся лично к Вам с убедительной просьбой расследовать обстоятельства, сопровождавшие отбирание здания Армянского Собора и убеждены, что Президиум Верховного Совета поймет наше справедливое и законное желание и восстановит нарушенную законность. Просим Вас Товарищ Брежнев возвратить нам здание нашего Собора, а армянскому народу – старинный исторический памятник, воздвигнутый попечением армянского трудового народа 200-220 лет тому назад. Мы долго молчали, потому что надеялись на вмешательство наших духовных пастырей, в лице нашего Епархиального Начальника Архимандрита Тер-Акопяна и Католикоса Всех Армян Вазгена Ι , но т.к. наши надежды и ожидания не оправдались, мы решили обратиться к Вам непосредственно, уповая на Ваше справедливое решение. 9 августа 1960 г. Ответ на настоящую жалобу просим направлять по адресу: г. Ростов-на-Дону, 14 линия, 23, гражданке Самургашевой Т.Б.». Но никакого ответа не последовало. ↑ Этот акт был только эпизодом в ходе грандиозной волны «воинствующего безбожия», когда сам Н.С. Хрущев объявил, что в 1980 году он покажет по телевизору последнего попа в стране. ↑ По иронии судьбы взрыв произошёл за считанные дни до Учредительного собрания Ростовского Отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Власти «Пролетарского района» знали о собрании и торопились с уничтожением нахичеванской жемчужины, дабы отчитаться перед Москвой.

Церковь Сурб Саркис (Феодосия)

Церковь Сурб Саркис Армянская церковь Сергия (Саркиса) Սուրբ ՍարգիսВид заведения: церковь Дата основания: 1330 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: пер. Айвазовского, 1, Феодосия, Крым, 98101 Содержание 1 История 1.1 Строительство 1.2 Средние века 1.3 XIX — XXI век 2 Архитектура 2.1 Интерьер 3 Кладбище 4 Изображения 4.1 Хачкары 5 Библиография История Принадлежит армянской апостольской церкви. Традиционно считается самым старых армянским храмом Феодосии. Строительство Церковь была построена в 1330 году. Средние века В XIV — XVI веках Сурб Саркис был очагом армянского образованности и культуры. При храме действовал один из самых больших на то время армянских скрипториев, развивалось искусство книжной миниатюры и гравюры. Тут творили известные художники, философы, поэты и историки: Симеон Бабердеци, Степанос Карнеци, Аветис, Аракел, Кристосатур, Авраменц. Рукописи из скриптория Сурб Саркис хранятся в Национальной библиотеке Франции (Париж), библиотеках Aрмянского патриархата в Иерусалиме и армянских мхитаристов в Вене, фондах Матенадарана (29 рукописей с подписью Никогайоса Цахкарара, стих «История страны Крым» поэта XVIII века Мартироса Крымеци, рукописное Евангелие 1649 года). XIX — XXI век C 1811 года (с момента образования Феодосийского музея древностей) в церкви накапливались каменные плиты с надписями, которые послужили основой открытого в ХХ веке лапидария музея. В связи с подтоплением церкви осенью 1986 года экспонаты были перевезены в основное помещение музея. В 1888 году церковь пострадала от пожара и была отремонтирована на средства её прихожанина — И.К. Айвазовского, который кроме прочего собственноручно расписал церковь. Жизнь знаменитого художника-мариниста была неразрывно связана с этим храмом — здесь его в 1817 году крестили, здесь он венчался, здесь же его отпевали и похоронили в церковной ограде в 1900 году. По завещанию Айвазовского церковь и приходская школа получили 50 000 рублей. При советской власти в период 1965—1970 годов церковь реставрировалась. В 1970 году при постройке жилых домов на прилегающих территориях была разрушена древняя дренажная система, в результате чего храм стали подтоплять грунтовые воды что привело к утрате остатков фресковой росписи. В конце 1980-х началась новая реставрация, продолжающаяся до сих пор (2015). Архитектура Вследствие множества перестроек, Сурб Саркис отличается сложностью внутреннего плана и объемно-пространственным решением. Центральная часть в плане прямоугольная, с тремя полукруглыми абсидами, алтарь ориентирован на восток. С запада широкая арка ведет к прямоугольному притвору. Помещение, прилегающее к центральной части с севера, состоит из двух частей: меньшей квадратной и большей трапециевидной. Большую часть объема храма завершают полукруглые своды на подпружных арках (кроме квадратной части северного помещения, перекрытого сводами с нервюрами). Стены сложены из больших блоков известняка. Снаружи и внутри в них вмурованы мраморные и известняковые хачкары, некоторые из них значительно старее храма. Строительные швы тщательно затерты. Черепичная крыша двухскатная. Вход в храм украшен двумя григорианскими крестами. Над ним памятная плита с армянской надписью о том, что в 1888 году храм был отстроен после пожара на деньги, выделенные Айвазовским. Старинные ореховые двери церкви Сурб Саркис, разделенные на две части, находятся в залах Эрмитажа и Феодосийского краеведческого музея. Интерьер Интерьер был расписан фресками, но даже те которые сохранились к ХХ веку были уничтожены в результате подтопления 1970 года. В алтаре сохранилась крестильная купель, украшенная резьбой по камню. Перед церковью находится звонница, встроенная при реконструкции в 1888 году в сохранившуюся часть портала, образовывавшему ранее единое целое с храмом. «Звонница-портал» XV века в армянско-малоазиатском стиле выполнена в виде беседки-кивория. Четыре массивных столба соединены стрельчатыми арками и перекрыты крестовым сводом. Фриз с южной и северной сторон украшен соединенными в пояс резными розетками. Кладбище Рядом с церковью со средневековья хоронили самых достойных представителей армянской общины города. Здесь сохранилась надгробная плита художника-миниатюриста XVII века Никогайоса Цахкарара. В 1903 году на могиле Айвазовского его женой, Анной Никитичной, был воздвигнут памятник-саркофаг из цельного куска белоснежного мрамора. На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900» . На другой стороне надпись на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память» . Рядом находится склеп, где в 1944 году похоронена жена художника. Изображения Звонница Могила Айвазовского Хачкары Библиография Христианские храмы Большой Феодосии - Церковь св. Сергия, могила И. К. Айвазовского Вірменські храми Феодосії Крымский архитектурный портал

Церковь Сурб Григор Лусаворич (Новочеркасск)

Церковь Сурб Григор Лусаворич (Новочеркасск) Церковь Святого Григория Просветителя Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ եկեղեցիОснователь: Минасян Вильсон Амбарцумович Руководитель при регистрации: Настоятель Тер Анания Бабаян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Ростовская область, г. Новичеркасск, ул. Ростовский Выезд, 20А Содержание 1 История 2 Воскресная школа "Айордеац тун" 3 Изображения 3.1 Открытие дверей Армянской Апостольской Церкви Сурб Григор Лусаворич (26.05.2018) 3.2 Хачкары на территории храма 3.3 Воскресная школа «Айордац тун» на территории храма 4 Библиография История Церковь Сурб Григор Лусаворич действует при МРО Церковь "Сурб Григор Лусаворич". В 1999 г. - по инициативе В.А. Минасяна, А.М. Антоняна, А.А. Тумасова, при активной поддержке администрации города и решением городской Думы армянскому Центру был отведен земельный участок в р-не Ростовского выезда площадью более 2000 м² для строительства армянского апостольского храма и прилегающих хозяйственных зон, участков для отдыха и культовых ритуалов. Архитектором Тумасовым Александром Анатольевичем разработан проект будущего храма и утвержден на градостроительном совете. 03.06.2000 г. - в день празднования очередной годовщины Новочеркасска и в преддверии 1700-летия принятия армянами христианства как государственной религии, в торжественной обстановке главой Ростовской и Ново-Нахичеванской Епархии, архиепископом Тиграном Кюрегяном было освящено место для строительства армянского храма Григория Просветителя. Строительство храма было начато в 2001 году, но по разным причинам несколько раз приостанавливалось. С 2003 г. - строительство церкви велось спонсором-меценатом Аревяном Рубеном Оганесовичем, который стал нести основную нагрузку финансирования. 26.05.2018 г. - состоялось открытие дверей Армянской Апостольской Церкви Сурб Григор Лусаворич. Начал торжественное мероприятие открытия дверей храма настоятель церкви Сурб Карапет г. Ростова-на-Дону иерей Тадеос Авагян, который являлся ответственным священнослужителем по строительству храма. В конце так же выступили основатель церкви Сурб Григор Лусаворич Вильсон Амбарцумович Минасян и организатор мероприятия из совета по строительству церкви Анна Рафиковна Арсенян. Снаружи на стенах Церкви Святого Григория Просветителя висят картины, посвященные различным библейским сюжетам. Храм построен в традиционном армянском стиле. В память о трагических событиях 1915 года и в знак народной памяти о них в подворье храма были установлены два Хачкара, выточенных из туфа. На территории храма действует воскресная школа "Айордеац тун". Воскресная школа "Айордеац тун" Изображения Открытие дверей Армянской Апостольской Церкви Сурб Григор Лусаворич (26.05.2018) Хачкары на территории храма Воскресная школа «Айордац тун» на территории храма Библиография «АНИ». 2005 Открытие дверей Армянской Апостольской Церкви Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя) г. Новочеркасск (2018) Благочинный Новочеркасского округа принял участие в мероприятиях по случаю памяти геноцида армян в Османской империи (2024) Армянская церковь Новочеркасска

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира