Монастырь Сурб Хач (Крым)

Описание

Монастырь Сурб Хач (Крым) Surb Khach Haykakan Vanq, Yalta (Crym) St. Croix Armenian Monastery (Crym) Սուրբ ԽաչВид заведения: монастырский комплекс Дата основания: 1358 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Ссылки: [1] Содержание 1 История 2 Архитектура монастыря 2.1 Церковь Сурб-Ншан 2.2 Трапезная монастыря 2.3 Братский корпус 2.4 Фонтаны и сад 3 Изображения 4 Библиография История Монастырский комплекс Сурб-Хач (арм. Սուրբ Խաչ [suɾpʰ χɑtʃʰ], дословно — Монастырь Святого Креста) — состоит на государственном учёте с 1963 года[2]. Расположен в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская), в 3,5 км к юго-западу от города Старый Крым Кировского района Крыма. Основание монастыря и устройство в нём Епархиального престола Армянской Апостольской Церкви относится к середине XIV века. Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из Армении в Крым. Турецкое вторжение 1475 года не прервало духовной и культурно-просветительской деятельности обители. В XVII—XVIII веках обитель неоднократно перестраивается, что наиболее полно отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах зданий монастыря. Обитель становится одним из основных центров паломничества Армянской Церкви в Крыму и в Северном Причерноморье. В середине XVIII века границы епархии, с центром в монастыре, доходят до Молдавии и Балканского полуострова. В 1778 году в рамках переселения армян из Крымского ханства в Россию, организованного Екатериной ll, духовенство оставляет монастырь и во главе паствы переселяется из Крыма на Нижний Дон — где основывается город Нахичевань-на-Дону и уже в 1783 году закладывается новый монастырь с тем же именем. В конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. До революции 1917 года монастырь владел обширными наделами земли в горных и степных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин. В 1925 году постановлением Советской власти монастырь Сурб-Хач, как духовное учреждение, ликвидируется. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны, располагался пионерский лагерь и санаторий для больных туберкулезом. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались. В конце 80-х — 90 годы XX столетия в обители проводились реставрационные работы. В 1994 году в храме Сурб Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возвращён Армянской Апостольской Церкви. Первые нерегулярные Богослужения стали проводиться с 1993 года. С 25 декабря 2009 года к служению в монастыре приступил викарий Крыма иеромонах отец Хайрик. Всего в монастыре, кроме священника, служат 2 иеродиакона и несколько послушников. Открыт круглогодично для бесплатного посещения и паломничества. Архитектура монастыря Комплекс строений монастыря включает: Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения), 1358 год. Трапезная монастыря, XVIII в., с достроенным в конце XIX в. вторым этажом Кельи (братский корпус), 1694 год Два фонтана и лестницы в монастырском саду, XVIII—XIX вв. Церковь Сурб-Ншан Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения) — центральная постройка монастыря, располагается в его восточной части и выступает за монастырскую ограду. Датируется сооружение храма 1358 годом по стихотворной надписи, выполненной на верхней части барабана купола церкви. Надпись гласит: «Сей божественный храм славы, на земле — рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…». В храме сохранились остатки средневековых росписей. Со стороны главного фасада к зданию храма примыкает прямоугольный в плане гавит (притвор). В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня-колокольня, в неё из гавита ведет каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами. Вероятно, гавит был пристроен к храму не позже конца XIV века, самая ранняя сохранившаяся надпись в гавите датирована 1401 года. Трапезная монастыря Трапезная расположена к западу от храма, их разделяет внутренний монастырский двор. Под зданием трапезной были устроены подвальные помещения. Собственно трапезную составляли два зала прямоугольной в плане формы. В северном зале помещения устроены камин с арочной перемычкой и печь. Из южного зала в подвальные помещения вела двухмаршевая лестница, устроенная в северо-западном углу. Второй этаж над трапезной предназначался для гостиничных помещений, он был надстроен в конце XIX века. В северном зале трапезной имеется плита с надписью: «Я, Саркис-повар, племянник вардапета Киракоса, служил святому кресту четыре года ради спасения души своей, года 1211 (1762)». Северная сторона здания снаружи укреплена мощными контрфорсами. К южной стене примыкает привратницкая, между ней и кельями вход в монастырь с двумя дверными проемами. Над одним из проемов была надпись, датирующая эту часть монастыря 1684 годом. С севера внутренний дворик между трапезной и храмом замкнут стеной. В нём, справа от входа в келейный дворик, под лестницей, ведущей на второй этаж трапезной, расположен фонтан. Братский корпус Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Попасть в келейный дворик можно из внутреннего монастырского двора и из гавита. Над входом в келейный дворик сохранилась надпись: «С помощью божьей сия стена со всеми её постройками, с этими прекрасными верхними и нижними кельями сооружена во славу святого Креста в 1143 г. (1694). Пусть это будет памятью архиепископа Акопа…». Здание братского корпуса г-образное в плане, двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульным сводами. Кельи второго этажа имели выход на открытый балкон-галерею на уровне междуэтажного перекрытия, который опирался на деревянные колонки, от них в вымостке двора сохранились каменные базы. Ко входу на балкон-галерею сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход также с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной. Отдельно к югу от братского корпуса расположено одноэтажное каменное здание монастырской гостиницы. Оно было построено во второй половине XIX века, когда, в связи с оживлением духовно-просветительской деятельности монастыря, возросло число посещавших его богомольцев. К западу от гостиницы была сооружена подпорная стена, под которой располагалась просторная площадка для гужевого транспорта. Здание гостиницы было разрушено в 40-х годах XX века и воссоздано на сохранившихся фундаментах в 80-х годах XX столетия. Фонтаны и сад Два фонтана и лестница, ведущая к ним, находятся на территории сада к юго-западу от монастырского комплекса. Все фонтаны были построены по единому принципу — это прямоугольное в плане сооружение с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды. Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. От трапезной, с уровня внешнего открытого двора монастыря, в сад, к нижнему фонтану вела пятимаршевая лестница. В этой части усадьбы сохранились четыре террасы с подпорными стенами из бутового камня. Полотно участка дороги вблизи от монастыря и открытый двор комплекса были замощены бутовым камнем. Изображения Панорама монастыря на 360 градусов Трапезная Хачкар у входа в церковь Сурб-Ншан Вход во дворик с келиями с западной стороны церкви Сурб-Ншан монастыря Сурб-Хач Фонтан Аверс памятной монеты Реверс памятной монеты Библиография Елена Скрябина «Сурб- Хач: легенды и были» Монастырь Сурб - Хач

Город:

не выбрано

Адрес:

Руководитель:
Другие
Церковь Сурб Геворк Зоравар (Моздок)

Церковь Сурб Геворк Зоравар (Моздок) Церковь Георгия Победоносца Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История С начала основания являлась местом паломничества, как для армян, так и для христианского населения города и его окрестностей (и даже для мусульман – осетин и черкесов). В 1883 г. благочинный церкви священник Габриэл Турпаян представил смету для ремонта церкви. Для организации ремонта были выбраны попечители – Согомон Алададянц, Арутюн Гянджумянц, Галуст Кошубашян, Григор Лисициан. Ктиторами церкви являлись купец Артем Агагулов, купец 1-й гильдии Богдан Агагулов, Саркис Мелконян, купец 2-й гильдии Овсеп Исаевич Тушмалян. Церковь не имела постоянных священников, поскольку находилась далеко от города. Библиография Новые материалы по генеалогии армянской общины Моздока XVIII – начала XIX вв.

МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет" (Ростов-на-Дону)

МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет" (Ростов-на-Дону) Местная религиозная организация "Кладбищенская Церковь Святого Иоанна Предтечи" Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Вид заведения: Религиозная организация Дата основания: 07.12.1992 Руководитель при регистрации: Настоятель - Авагян Норик Епремович Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Ченцова, 57 История МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет" окормялет "Церковь Сурб Карапет".

Ростов-на-Дону

Церковь Сурб Торос (Нахичевань-на-Дону)

Церковь Сурб Торос (Нахичевань-на-Дону) Սուրբ Թորոս եկեղեցի Церковь Св. ФеодораДата основания: 1783-1786 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Архитектура и реликвии 1.1.1 Реликвии 1.2 Судьба храма в советское время 1.3 Священнослужителями церкови Сурб Теводрос с 1843 года являлись 1.4 Разное 1.5 Изображения 2 Библиография История Церковь Сурб Торос была заложена в 1783 г. в праздник Св. Тороса и находилась в юго-восточной части города (между 35 и 37 линиями). 22 ноября 1786 г. ее освятили. Архитектура и реликвии Церковь была построена в византийском стиле. Церковь была небольшая, вытянутая в плане по оси восток - запад, с алтарной апсидой, со световым барабаном, увенчанным куполом и небольшой звонницей. Интерьер храма украшали 10 хачкаров. В церкви находился четырёхгранный крестный камень во имя св. Феодора (Ай Тодор — Сурб Торос), привезённый из г. Феодосии (Крым). В церкви также хранились рукописные книги религиозного содержания на пергаменте. При церкви, в 1863 году, организовали церковно-приходскую школу. Рядом располагалось кладбище. Реликвии По свидетельству Шахазиза, в церкви хранились мощи Сурб Тороса в серебряной шкатулке. Судьба храма в советское время Храм закрыли в начале 1930-х годов, часть его была разобрана в то же время. Уцелевшие стены были взорваны осенью 1941 года, из таким образом "добытых" кирпичей и камней возводили баррикады, готовя город для уличных боев с наступавшей немецкой армией. Священнослужителями церкови Сурб Теводрос с 1843 года являлись Священник Татеос Тер-Татеосьянц Протоиерей Геворг Балабаньянц, он же Петросьян Священник Мовсес Зарифьян Протоиерей Саркис Максимаджиян (умер в 1911) Священник Анания Тиральян Священник Христофор Танкаян (умер в 1917) Разное Церковь называлась Сурб Теодорос или Сурб Торос (во имя Св. Федора или Феодора). Ныне на месте церкви устроены гаражи и площадка для мусоросборника. Изображения Место, где стояла церковь до того как её снесли Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш.М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер., 1988 Малаховский, Г.Ф. Лаптев Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сурб Теодорос Нахичевани ВОСПОМИНАНИЯ ИВАНА МАТВЕЕВИЧА КЕЛЛЕ-ШАГИНОВА. В ЦЕРКВИ СВ. ТОРОСА

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира