МРО Церковь "Сурб Гаянэ" (Нальчик)

Описание

МРО Церковь "Сурб Гаянэ" (Нальчик) Местная религиозная организация приход Святой Гаянэ (Сурб Гаянэ) г. Нальчика Централизованной религиозной организации Епархии Краснодарской и Северокавказской Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Дата основания: 31.05.2017 Руководитель при регистрации: Настоятель - Тертерян Грант Торгомович Адрес: 360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. о. Нальчик, г. Нальчик, ул. Лазо, д. 61, кв. 35 История Учредители Аветисян Зограп Вазгенович Аветисян Наира Зограповна Егиазарян Камо Гарегинович Нерсесян Альберт Аркадьевич Петросян Размик Шагенович Поханян Армине Карапетовна Саргсян Гор Андраники Саргсян Мушег Андраники Саргсян Сасун Суренович Саркисян Светлана Михаеловна

Город:

не выбрано

Адрес:

360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. о. Нальчик, г. Нальчик, ул. Лазо, д. 61, кв. 35

Другие
Церковь Сурб Григорис (Дагестан)

Церковь Сурб Григорис (Дагестан) Սուրբ Գրիգորիս եկեղեցի Церковь Святого Григориса St. Grigoris Church Սուրբ Գրիգորիս եկեղեցիДата основания: IV век Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Епархия, приход : российская епархия Адрес: РФ, РД, Дербентский район, село Нюгди Ссылки: [1], [2], [3], Содержание 1 История 2 Разное 3 Изображения 3.1 Камень с памятной надписью 4 Библиография История Перевод армянской надписи над одним из входов в часовню Св. Григориса гласит: «Храм построен на месте мученичества Св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916». Нынешнее здание церкви Св. Григориса в Нюгди заменило собой часовню, стоявшую на этом месте до начала XX века. В часовне Св. Григориса в селе Нюгди (Молла-Халил) имелся камень с надписью на армянском языке, который найден уже в наше время, надпись на камне переведена, и он находится в часовне. Надпись гласит: «Я, госпожа Елизавета Кочкачянц, реставрировала церковь в память о себе и своей семье. Господи, помни нас, когда закончатся слова, и будет царствовать дело. 1879 г.». Так выглядела часовня в 1899 году. Самое ранее известное на сегодняшний день упоминание часовни святого Григориса в Нюгди в письменных источниках относится к 1850 году, когда её посетил архиепископ Саргис Джалалянц (1819—1879), о ней он написал во второй части «Путешествия по Великой Армении»: «построена маленькая часовня, внутри которой — квадратная могила…». В 1857 году часовню посетил известный в своё время публицист, исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян.Ерзинкян писал: «…построенная из кирпича часовня в Агванке, на берегу ручья Гурган, на краю холмистой равнины. Длина часовни −18 футов, ширина — 10, а высота — 20. В южной стене этой маленькой часовни открыто два окна, строение сводчатое, в интерьере — маленькие кирпичные арки, а в верхней части бостонной стены висят старые изображения Распятия, Страстей Христовых и Богоматери без надписей. В центре святой часовни есть маленький купол, высота которого 5 с половиной пядей, ширина — 3, а длина — 4. Имеет 3 очень маленьких окна и дверь на восточной стороне, поэтому в честь святых мощей, блаженных реликвий и счастливого мученика курят фимиам, купол имеет остроконечный шатер, который увенчан железным крестом». Часовня, а в 1916 году — церковь были возведены в память внука Святого Григория Просветителя и сына Святого Вртанеса — Григориса, причисленного к лику святых. Святой Григорис в начале 4 века распространял христианство в Грузии и Албании, что в итоге привело его к мученической гибели. Как сообщают раннесредневековые историки, по приказу царя языческого племени маскутов Санесана из Прикаспия Григориса привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там. Поскольку, во избежание надругательства со стороны язычников, место захоронения не было отмечено, оно, со временем, забылось. Мощи Святого Григориса были обретены позже в 489 году царём Вачаганом III Благочестивым. В советский период церковь была признана памятником истории, однако внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение. Стены церкви Св. Григориса в Нюгди сохранились, а внутреннее убранство нет. Но, несмотря на это, жители села не разрушали древний храм, а наоборот почитали находящийся в их местности памятник религии и архитектуры. Длина церкви 17 м, ширина 12 м, высота с куполом около 18 м. На каждой стене сделаны углубления в виде прямых треугольных призм, которые вверху завершаются пятью расходящимися линиями. С четырёх сторон в стенах под крышей имеются сквозные отверстия в форме креста. Ведутся восстановительные работы, которые долгие годы возглавлял председатель армянской общины Дербента и Дагестанского регионального отделения Союза армян России Виктор Данилян (1951—2019) при поддержке группы энтузиастов. Возродилась традиция паломничества к церкви, когда армянские семьи Дагестана, юга России и из других мест приезжают поклониться Святому Григорису в предпоследнее воскресенье августа. К августу 2011 года храм значительно преобразился. Внутри полностью закончена отделка стен, устроен каменный пол и алтарное возвышение, изготовлен купольный крест, местный художник — Мелик-Мамед Агабалаев, консультируясь с духовным наставником армян Дагестана Тер Саргисом (Погосян), написал в армянском религиозном стиле четыре храмовые иконы (Спасителя, Богородицы, Св. Григория Просветителя и св. Георгия Победоносца). 20 августа 2011 года Главой епархии Юга России Армянской Апостольской церкви, епископом Мовсесом Мовсесяном проведён обряд помазания восстановленного купольного креста и икон. В 2014 году купольный крест был установлен на своё место. В 2016 году, 21 августа в Нюгди торжественно отметили 100-летие церкви святого Григориса, состоялись молебен, обряд крещения новых прихожан и праздничная трапеза, на празднике присутствовали дагестанские армяне, гости из Еревана, Пятигорска, Кисловодска, представители православной, мусульманской и иудейской общин Дагестана, органов республиканской власти. Разное Церковь построена на месте мученической гибели Святого Григориса. Григорис - святой Армянской Апостольской Церкви, сын армянского католикоса Св. Вртанеса и внук св. Григория Просветителя. Изображения Камень с памятной надписью Один из местных жителей, Камиль Кудратов, у себя во дворе сохранил камень с памятной надписью. Отец Камиля, умирая, завещал сыну передать, когда придет время, этот камень тем, кто будет реставрировать христианский храм. Церковь реставрирована. Библиография История храма и его восстановления под руководством председателя общины В. Даниляна Дагестан. Часовня Св. Григориса: памятник от истоков христианства В селении Нюгди отметили день Святого Григориса Церковь святого Григориса в с. Нюгди 2016 и награждение В.М. Даниляна (2016)

Церковь Сурб Никогос (Нахичевань-на-Дону)

Церковь Сурб Никогайос (Нахичевань-на-Дону) Սուրբ Նիկողայոս եկեղեցիДата основания: 1781 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Настоятели церкви Сурб Никохайос 4 Кладбище 5 Изображения 6 Разное 7 Библиография 7.1 Сноски История Церковь во имя св. Николая (Сурб Никогос) в Нахичевани заложена в 1781 г. в северо-западной части города (на углу 1-й линии и 1-й Никольской улицы). Строили церковь в 1781 - 1783 годах. [1] В 1862 - был произведен капитальный ремонт здания церкви. Столетний юбилей церкви отпразднован в 1883 г. 16 сентября при ктиторстве Вартереса Мкртычевича Сармакешева. В ней хранились привезенные из Крыма частица мощей св. Николая и св. Креста Господня, некоторые священные камни древнейших времен, много мелких серебрянных вещей древнего происхождения. В ограде храма было кладбище, здесь находилась могила полковника и кавалера Ованеса Абрамова, бывшего депутатом, посланным в Петербург и привезшим данную Екатериной II нахичеванцам Высочайшую грамоту. В этой же ограде похоронены бывшие городские головы А.П. Халибов и К. Гайрабетов. При церкви св. Николая находилась начальная приходская школа во имя св. Сандухты. В начале 1930-х годов храм закрыли и начали разбирать. Уничтожена в 1930-е гг. В 1935 - 1937 годы еще сохранялись его развалины. После Отечественной войны на месте окончательно разобранного армянского храма построили пятиэтажный жилой дом (современный адрес: 1-я линия, 56). Архитектура В отличии от других храмов ее и начали строить каменной. Она была построена в византийском стиле. Ее западный вход с портиком был увенчан высокой звонницей в виде вышки. Три входа в храм украшали четырехколонные порталы. В конце XIX века покрытия барабана и звонницы были заменены восьмигранными шатрами, благодаря чему силуэт церкви стал похож на завершения храмов Армении. Храм имел очень большой колокол весом около 650 кг. Настоятели церкви Сурб Никохайос Протоиерей Товмас Ганцапетьян Священник Погос Степаносьян Священник Маркар Черкезьян Протоиерей Мартирос Товмасович Ганцапетьян (умер в 1931) Протоиерей Погос Хазаросович Бедельянц (умер в 1937) Кладбище В ограде церкви находилось кладбище, где были похоронены известные нахичеванцы, в том числе: депутат, полковник Ованес Абрамян, привезший из Сант-Петерубрга Указ о привелегих армян Нор-Нахичевана Арутюн Халибян, основатель училища в Феодосии (преемник архипастыря Нерсеса, А. Халибян в течение 12 лет состоял Нахичеванским Городским Головою) Маркар Айрапетян - близкий друг революционера-демократа Микаэла Налбандяна. Изображения Разное По традции, некоторые из хачкаров просто вмуровывались в стены и полы храмов. В церкви св. Николая – камень Спасителя. В храме была уникальная библиотека, где хранились древние армянские рукописные книги. При церкви св. Николая находилась приходская начальная школа во имя св. Сандукты. В церкви хранились рукописные книги религиозного содержания на пергаменте. В 1873 году в церкви был крещен будущий армянский поэт и переводчик Оноприос Анопьян. 16 сентября 1883 г. отпраздновали вековой юбилей церкви. Церковь была особо чтима нахичеванскими армянами. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 (Сведения о бывших священнослужителях Армянских церквей г.Нахичевани-на-Дону и Кресто-Воздвиженского монастыря с 1843 года ) Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Перевод с армянского Ш. М. Шаги-няна. Ростов-на-Дону, 1999 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону, Ереван, 1988 Семейный архив Т. А. Сурженко, внучки поэта. Альбом «Оноприос Анопьян», рукопись, запись № 37; хранится в Ростове-на-Дону, улица Вильнюсская, 5 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Печальная судьба храма Святого Николая Сноски ↑ По имени церкви была названа улица - Никольская, протянувшаяся вдоль Дона (переименованная в 1920-х годах в улицу Рабкоровскую, а после Великой Отечественной войны - в улицу Листопадова).

Церковь Сурб Ерордутюн (Томск)

Церковь Сурб Ерордутюн (Томск) Церковь Святой Троицы Руководитель при регистрации: Настоятель: Акопян Андраник Рафикович Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Адрес: 634050, Томская обл, г Томск, Комсомольский пр-кт, д 70 История МРО Церковь "Сурб Ерордутюн" была зарегистрирована 03.09.2007. По благословению Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Епископа Езраса Нерсисяна в 2011 г. представители власти и армянской общины Томска официально открыли хачкар, представляющий собою каменную стену с резным изображением креста. В церемонии открытия хачкара принял участие духовный пастырь города Барнаула и Томска священник Маштоц Акопян. Церковь строится.

Томск

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира