МРО Церковь "Сурб Гаянэ" (Нальчик) Местная религиозная организация приход Святой Гаянэ (Сурб Гаянэ) г. Нальчика Централизованной религиозной организации Епархии Краснодарской и Северокавказской Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Дата основания: 31.05.2017 Руководитель при регистрации: Настоятель - Тертерян Грант Торгомович Адрес: 360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. о. Нальчик, г. Нальчик, ул. Лазо, д. 61, кв. 35 История Учредители Аветисян Зограп Вазгенович Аветисян Наира Зограповна Егиазарян Камо Гарегинович Нерсесян Альберт Аркадьевич Петросян Размик Шагенович Поханян Армине Карапетовна Саргсян Гор Андраники Саргсян Мушег Андраники Саргсян Сасун Суренович Саркисян Светлана Михаеловна
не выбрано
360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. о. Нальчик, г. Нальчик, ул. Лазо, д. 61, кв. 35
Церковь Сурб Григорис (Дагестан) Սուրբ Գրիգորիս եկեղեցի Церковь Святого Григориса St. Grigoris Church Սուրբ Գրիգորիս եկեղեցիДата основания: IV век Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Епархия, приход : российская епархия Адрес: РФ, РД, Дербентский район, село Нюгди Ссылки: [1], [2], [3], Содержание 1 История 2 Разное 3 Изображения 3.1 Камень с памятной надписью 4 Библиография История Перевод армянской надписи над одним из входов в часовню Св. Григориса гласит: «Храм построен на месте мученичества Св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916». Нынешнее здание церкви Св. Григориса в Нюгди заменило собой часовню, стоявшую на этом месте до начала XX века. В часовне Св. Григориса в селе Нюгди (Молла-Халил) имелся камень с надписью на армянском языке, который найден уже в наше время, надпись на камне переведена, и он находится в часовне. Надпись гласит: «Я, госпожа Елизавета Кочкачянц, реставрировала церковь в память о себе и своей семье. Господи, помни нас, когда закончатся слова, и будет царствовать дело. 1879 г.». Так выглядела часовня в 1899 году. Самое ранее известное на сегодняшний день упоминание часовни святого Григориса в Нюгди в письменных источниках относится к 1850 году, когда её посетил архиепископ Саргис Джалалянц (1819—1879), о ней он написал во второй части «Путешествия по Великой Армении»: «построена маленькая часовня, внутри которой — квадратная могила…». В 1857 году часовню посетил известный в своё время публицист, исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян.Ерзинкян писал: «…построенная из кирпича часовня в Агванке, на берегу ручья Гурган, на краю холмистой равнины. Длина часовни −18 футов, ширина — 10, а высота — 20. В южной стене этой маленькой часовни открыто два окна, строение сводчатое, в интерьере — маленькие кирпичные арки, а в верхней части бостонной стены висят старые изображения Распятия, Страстей Христовых и Богоматери без надписей. В центре святой часовни есть маленький купол, высота которого 5 с половиной пядей, ширина — 3, а длина — 4. Имеет 3 очень маленьких окна и дверь на восточной стороне, поэтому в честь святых мощей, блаженных реликвий и счастливого мученика курят фимиам, купол имеет остроконечный шатер, который увенчан железным крестом». Часовня, а в 1916 году — церковь были возведены в память внука Святого Григория Просветителя и сына Святого Вртанеса — Григориса, причисленного к лику святых. Святой Григорис в начале 4 века распространял христианство в Грузии и Албании, что в итоге привело его к мученической гибели. Как сообщают раннесредневековые историки, по приказу царя языческого племени маскутов Санесана из Прикаспия Григориса привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там. Поскольку, во избежание надругательства со стороны язычников, место захоронения не было отмечено, оно, со временем, забылось. Мощи Святого Григориса были обретены позже в 489 году царём Вачаганом III Благочестивым. В советский период церковь была признана памятником истории, однако внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение. Стены церкви Св. Григориса в Нюгди сохранились, а внутреннее убранство нет. Но, несмотря на это, жители села не разрушали древний храм, а наоборот почитали находящийся в их местности памятник религии и архитектуры. Длина церкви 17 м, ширина 12 м, высота с куполом около 18 м. На каждой стене сделаны углубления в виде прямых треугольных призм, которые вверху завершаются пятью расходящимися линиями. С четырёх сторон в стенах под крышей имеются сквозные отверстия в форме креста. Ведутся восстановительные работы, которые долгие годы возглавлял председатель армянской общины Дербента и Дагестанского регионального отделения Союза армян России Виктор Данилян (1951—2019) при поддержке группы энтузиастов. Возродилась традиция паломничества к церкви, когда армянские семьи Дагестана, юга России и из других мест приезжают поклониться Святому Григорису в предпоследнее воскресенье августа. К августу 2011 года храм значительно преобразился. Внутри полностью закончена отделка стен, устроен каменный пол и алтарное возвышение, изготовлен купольный крест, местный художник — Мелик-Мамед Агабалаев, консультируясь с духовным наставником армян Дагестана Тер Саргисом (Погосян), написал в армянском религиозном стиле четыре храмовые иконы (Спасителя, Богородицы, Св. Григория Просветителя и св. Георгия Победоносца). 20 августа 2011 года Главой епархии Юга России Армянской Апостольской церкви, епископом Мовсесом Мовсесяном проведён обряд помазания восстановленного купольного креста и икон. В 2014 году купольный крест был установлен на своё место. В 2016 году, 21 августа в Нюгди торжественно отметили 100-летие церкви святого Григориса, состоялись молебен, обряд крещения новых прихожан и праздничная трапеза, на празднике присутствовали дагестанские армяне, гости из Еревана, Пятигорска, Кисловодска, представители православной, мусульманской и иудейской общин Дагестана, органов республиканской власти. Разное Церковь построена на месте мученической гибели Святого Григориса. Григорис - святой Армянской Апостольской Церкви, сын армянского католикоса Св. Вртанеса и внук св. Григория Просветителя. Изображения Камень с памятной надписью Один из местных жителей, Камиль Кудратов, у себя во дворе сохранил камень с памятной надписью. Отец Камиля, умирая, завещал сыну передать, когда придет время, этот камень тем, кто будет реставрировать христианский храм. Церковь реставрирована. Библиография История храма и его восстановления под руководством председателя общины В. Даниляна Дагестан. Часовня Св. Григориса: памятник от истоков христианства В селении Нюгди отметили день Святого Григориса Церковь святого Григориса в с. Нюгди 2016 и награждение В.М. Даниляна (2016)
Монастырь Сурб Степанос (Старый Крым) Монастырь Сурб-Стефаноса (Старый Крым)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История Монастырь Сурб Степанос (святого архидиакона Стефана-первомученика) — средневековый армянский монастырь, расположенный в лесистом распадке северо-восточного склона горы Мачук в 6 км на юг от города Старый Крым и в 3 км от монастыря Сурб-Хач. Сейчас от него остались только руины. Монастырь находится возле старой дороги, которая когда-то соединяла Судак и Солхат (Старый Крым). В 1820 году по этим местам путешествовал Минас Медике, который описал увиденное такими словами: "Это был монастырь, построенный из камня, на расстоянии одного часа пути от предыдущего (то есть от монастыря Сурб-Хач), на вершине горы, в середине большого леса. В 1973-1776 гг. экспедицией Института археологии Академии наук Украины[2] монастырь был заново открыт, точнее открыты руины под сплошным завалом камня и грунта, на поросшей лесом поляне. Ещё автор «Крымского сборника», один из учредителей русского географического общества, Кеппен Петр Иванович, что много лет жил в Крыму и изучал его, видел этот монастырь уже, вероятно, в таком состоянии. Он вспоминал руины армянского монастыря в четырёх верстах от Сурб-Хача и считал, что он древнее, чем Сурб-Хач. Экспедиция 1973 г. открыла трёхапсидный храм размером 8,4×8,6 м по интерьеру, что превосходит размеры сурбхачского храма. Центральная апсида пятигранная снаружи и полукруглая изнутри, выступает за пределы северо-восточной части здания, две боковые абсиды меньшего размера — утоплены в стенах. К западной стене храма примыкает гавит или открытый двор, который соединяется с храмом дверным проемом шириной 1,5 м. В центре этого сооружения обнаружен прямоугольный колодец. На юг от храма и гавита обнаружены остатки разновременных служебных и жилых помещений монастыря. Наиболее вероятной представляется версия, что монастырь был основан в первой половине XIV века, но просуществовал недолго до конца XV века. По мнению некоторых ученых, монастырь Сурб-Степанос был разрушен в результате землетрясений и оползней. Другие исследователи считают, что он пришел в запустение после турецкого нашествия 1475. Можно также предположить, что Сурб-Степаносу нанесло ущерб близкое соседство с монастырем Сурб-Хач, который находился в более выгодном территориальном положении. К настоящему времени на поверхности видны остатки храма монастыря, большой придел, примыкающий к нему с запада, и на юг от них — развалины нескольких зданий, связанных между собой внешней стеной. Выше по склону на запад от монастыря расположен источник, что в древности снабжало водой монастырь по гончарным трубам. Вблизи обители на склонах долины можно увидеть остатки террас, где был расположен фруктовый сад.
МРО Церковь "Сурб Мариам Аствацацин" (Тамбов) Местная религиозная организация церковь "Сурб Мариам Аствацацин" ("Св. Богородицы") города Тамбова Тамбовской области Централизованной религиозной организации Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Дата основания: 02.03.2009 Руководитель при регистрации: Настоятель - Манукян Амаяк Борисович Адрес: 392000, Тамбовская область, город Тамбов, Московская ул., д. 10 к.в Телефон/Факс: +7 (475) 271-55-92 Эл. почта: lenok sim@mail.ru Ссылки: МРО Церковь "Сурб Мариам Аствацацин" История МРО "Сурб Мариам Аствацацин" окормляет Церковь Сурб Мариам Аствацацин.
Тамбов