Церковь Сурб Аствацацин (Большие Салы)

Описание

Церковь Сурб Аствацацин (Большие Салы) Церковь Пресвятой БогородицыВид заведения: Церковь Дата основания: 1860 Адрес: Ростовская обл., Мясниковский район, с. Большие Салы, ул. Ленина Телефон/Факс: +7 (989) 708-33-34 Ссылки: Сайт церкви Содержание 1 История 1.1 Местная религиозная организация "Церковь Сурб Аствацацин" 1.2 Мемориальный памятник памяти жертв репрессий 1.2.1 священнослужители 1.2.2 учителя приходской школы 1.3 Настоятель ААЦ Сурб Аствацацин 1.4 Благотворители церкви 2 Архитектура 3 Изображения 3.1 Мемориал жертвам политических репрессий 4 Разное 5 Библиография 5.1 Сноски История Церковь Сурб Аствацацин действует при МРО "Церковь Сурб Аствацацин". По одному из пяти пунктов указа Екатерины Второй, касающихся армян-переселенцев на Дону, разрешалось строительство церквей с проведением в них обрядов по национальным законам и обычаям, подчиняясь только Эчмиадзинскому католикосу – Верховному патриарху всех армян. Оказавшись на Дону, армянский народ первым делом начал возводить церкви – сначала деревянные, а затем и каменные. За этот период было построено около 20 церквей, которые стали не только культовыми сооружениями, но и центрами духовной и просветительской жизни армянского населения Дона. При многих храмах действовали церковно–приходские школы, библиотеки, богадельни. В 1848 году большесальцы решают построить церковь, однако у сельчан возникают разногласия по вопросу выбора места для закладки фундамента. К 1860 году страсти постепенно улеглись, и началось строительство большесальской церкви, которая во всем первозданном величии и поныне является главной достопримечательностью села Большие Салы. В 1867 году церковь была достроена и освящена. По имеющимся данным, хранящимся в архивах г. Санкт - Петербурга, проекты церквей в салах Несветай, Султан Салы и Большие Салы составлены Таганрогским архитектором Муратовым. Проекты армянский церквей были утверждены Католикосом Всех Армян Нерсесом V (1843-1857) в середине пятидесятых годов девятнадцатого столетия. После его смерти помощь и содействие в строительстве большесальской церкви оказывал Католикос Матевос I (1858-1865). На завершающий стадии строительство принял Католикос Геворк IV (1866-1882) и лично освятил церковь в 1867 году. [1] Два брата – Лусеген и Григор Нор-Аревяны закончили Духовную академию Геворкяна в Эчмиадзине. Вернувшись в Большие Салы, стали учителями: Лусеген был учителем армянского языка в школе для девочек, Григор затем был освящен в сан священника и стал Тер Григором Нор-Аревян. После кончины Тер Григора Нор-Аревяна в селе не было священника, в то время как в Несветайской церкви было два священнослужителя. Попросили Тер Саркиса из Несветая переехать в Большие Салы. С 1934 года Тер Саркис стал священником церкви Сурб Аствацацин. В 1938 году большесальская церковь была закрыта, а часть имущества выставлена на продажу через местный магазин. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, здание использовалось под колхозное зернохранилище. К концу войны в 1945 году по просьбе населения церковь вновь стала действующей. В село был направлен житель г. Нахичевана Арыхов Мартирос Христофорович. Он обращается к Верховному Патриарху Армянской церкви в Эчмиадзине. Ему дали возможность, подготовится к рукоположению, и направили в село. Через год торжественно прошло рукоположению, и Мартирос Христофорович стал Тер Хореном Арыховым. Местная религиозная организация "Церковь Сурб Аствацацин" По благословению Главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии архиепископа Езраса Нерсисяна местная религиозная организация была зарегистрирована 3 мая 2001 года. В 2001 году начались первые строительные работы по возрождению здания церкви и уже в 2003 году был восстановлен купол и часть стены церкви. Прихожанами были собраны и возвращены в церковь частично утерянные в послевоенные годы Образа Святых и церковная утварь. В 2008 году ААЦ Сурб Аствацацин была полностью восстановлена, и 7 сентября Его Святейшество Верховный патриарх и Католикос всех армян Гарегин II освятил церковь. В тот же день был освящен привезенный из Армении Хачкар – крест-камень, символ армянской духовности и связи с исторической Родиной. Его установили в честь русско-армянской дружбы и Католикоса всех армян Гарегина Второго, который был подарен бизнесменоми меценатом Артуром Ханамировичем Карапетяном. Мемориальный памятник памяти жертв репрессий 26 сентября 2011 года впервые в истории ААЦ была увековечена память жертв репрессий – священнослужителей и учителей приходской школы ААЦ Сурб Аствацацин – воздвигнут мемориальный памятник – крест и высажены деревья на аллее в их честь. Поисковая группа, инициатором и вдохновителем которой явился настоятель ААЦ Сурб Аствацацин тер Ананиа (Бабаян), за три года собрала исторические материалы и фотографии, подтвержденные архивными документами о невинных жертвах репрессий 1937-1938 гг. священнослужители Тер Саркис (Мартиросян) Тер Алексан (Домбаян) Тер Саак (Шорлуян) [2] учителя приходской школы Дирацуян Хунгианос Александрович Загребян Рафаэл Степанович Запросян Хунгианос Асвадурович Нор-Аревян Лусиген Григорьевич Фиштян Карапет Ованесович Настоятель ААЦ Сурб Аствацацин Настоятелем ААЦ Сурб Аствацацин является иерей Тер Ашот Благотворители церкви В 2004 году восстановительные работы получили новую, решающую помощь. Благодаря таким меценатам, как Альберт Вартересович Самургашев, Андрей Григорьевич Нор-Аревян, Владимир Саркисович Поповьян, и их огромному вкладу в богоугодное дело сегодня мы имеем долгожданный восстановленный храм во всей своей красе. Все трое были награждены Верховным патриархом – Католикосом всех армян Гарегином II высшими наградами ААЦ – медалями им. Нерсеса Шнорали. Архитектура В церкви Аствацацин портики перед северным и южным фасадами отсутствуют. Нет также выступающей на восточном фасаде алтарной апсиды, вместо которой в прямой стене этой части устроены три экседры, из которых средняя с окном служила алтарем. На фасаде это место отмечено строенными наличниками: средний над оконным проемом, боковые — над плоскими нишами. Подобный прием оформления алтарной части — единственный пример в практике строительства культовых зданий не только армянских колоний, но и на территории Армении. Эти экседры напоминают восточные части интерьеров двухапсидных базилик ХII—XIII вв. в Армении. Однако в последних имеются окна, что позволяет использовать их в качестве алтарных апсид. В боковых же экседрах церкви Аствацацин окна отсутствуют, что предполагает не богослужебную, а сугубо художественную функцию этих архитектурных элементов. Несколько удлиненный западный рукав придает плану здания форму греческого креста. На западной стене интерьера, как и в церкви Карапета в Нахичевани, находились неширокие деревянные хоры, отсутствующие на сегодняшний день. Интерьер церкви был расписан фресками, не сохранившимися до наших дней. Лишь местами различимы фигуры, растительный и геометрический орнамент. Колокольня подчинена основному объему церкви своими размерами и особенно высотой, что придает куполу храма главенствующее, значение во внешнем облике сооружения. Грани барабанов куполов, внутри круглых, внешне восьмигранных, оканчиваются люнетами, которые напоминают о кокошниках на фасадах русских храмов. Следует отметить несколько отличную от других армянских церквей форму окопных наличников. Они более просты, имеют опирающиеся на колонки двускатные карнизики, образующие щипец над приподнятым арочным проемом. Показательна тонкая профилировка всех архитектурных деталей, что придает изящество внешнему облику церкви и ее колокольни. Изображения План Церкви Аствацацин Общий видМемориал жертвам политических репрессий Разное Сюда приходил великий армянский поэт Аветик Исаакян, приезжавший к своему однокашнику по Эчмиадзину, учителю Нор-Аревяну. Героиня известного рассказа А. П. Чехова “Красавицы“ – Марта венчалась в этой церкви. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Донский храмы Вид со спутника Сноски ↑ Примечательно, что три католикоса армянской апостольской церкви лично приложили руку к строительству ААЦ Сурб Аствацацин в селе Большие Салы. ↑ могилы последних на территории церкви были осквернены и разрушены

Город:

не выбрано

Адрес:

Ростовская обл., Мясниковский район, с. Большие Салы, ул. Ленина

Телефон:

+7 (989) 708-33-34

Другие
Историко-этнографический музей, Чалтырь

Историко-этнографический музей Мясниковского района расположен в самом центре Чалтыря, напротив церкви Сурб Амбарцум (Святого Вознесения). Музей знакомит гостей с историей переселения армян с Крымского полуострова на Дон по указу Екатерины II и основании в 1779 году в «округе крепости Димитрия Ростовского» города Нор Нахичеван и пяти армянских сёл - Чалтырь, Топти, Мец Сала, Султан Сала и Несветай. В музейной экспозиции отражена история и культура анийской ветви армянства, представителями которой являются армяне Дона, а также история многонационального Мясниковского района. Представлен интересный и уникальный материал по этнографии: старинная домашняя утварь, сельскохозяйственные орудия труда, изделия декоративно-прикладного искусства конца XVIII - начала XX веков. Особый интерес для посетителей представляют бытовые предметы, привезенные армянами из Крыма. Официальной датой открытия музея считается 24 апреля 1992 года, однако сбор экспонатов и организация музея были начаты в 1988 году по инициативе местных краеведов - М.А. Пудеяна, А.Х. Хурдаяна и Г.Р. Люледжияна, ставшего впоследствии первым директором историко-этнографического музея. Украшением экспозиции музея, а также галереи «Чалтырь», которая находится на втором этаже здания, являются картины известных художников-мясниковцев. Множество стендов и экспонатов знакомят посетителей с жизнью видных земляков – общественных деятелей, писателей, музыкантов, краеведов, фольклористов. В музейной экспозиции отражены и ратные подвиги мясниковцев, высокие спортивные достижения, успехи в науке и творческой деятельности. В музейных мероприятиях принимают участие фольклорная группа «Цахкепунч», детский фольклорный ансамбль «Цицернак», народный ансамбль «Давул-зурна», которые выступают в живописно оформленном этнографическом зале и на открытой площадке перед музеем, где установлена армянская дворовая печь (пур). Здесь проходят различные фольклорные праздники, где наряду с выступлениями народных коллективов, выпекаются национальные блюда, пирожки – пури самса, лапатаёв бида и др.

Ростов-на-Дону

Церковь Сурб Аствацацин (Армавир)

Церковь Сурб Асцвацацин (Армавир) Церковь Успения Пресвятой Богородицы Սուրբ Աստվածածին եկեղեցիДата основания: 1861 Руководитель при регистрации: Настоятель - Тертерян Маргар Ваганович, помощник настоятеля - Тер Ваграм Саргсян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 352901, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Кирова, д. 7 Телефон/Факс: +7 (861) 372-81-65 Ссылки: Церковь Успения Пресвятой Богородицы в городе Армавире Содержание 1 История 2 Изображения 3 Разное 4 Библиография История Церковь Сурб Аствацацин действует при МРО "Церковь Сурб Аствацацин". Армянская Успенская церковь является одной из самых старых церквей на Кубани, также памятником истории архитектуры города Армавира. Её возведение было начато в 1840 г. Скрытый в тени деревьев ухоженный прицерковный дворик, кроме хачкара и гостеприимных скамеек по периметру, имеет также два древних надгробия. Принадлежат они первому просветителю черкесогаев (горских армян), проживавших в черкесских аулах, монаху Карапету Арцивяну и первому священнику-черкесогаю Вартану Гаспаряну. Вардапет Карапет Арцивян, таков был его чин в церковной иерархии, лично возглавлял переселение черкесогаев из аулов в кубанский Армавир. В 1839 г., с переселением горских армян ближе к устью реки Уруп и начинается летопись города. В 1839 г. напротив крепости Прочный Окоп поселились семьи черкесо-гаев (горских армян), переселившиеся из мусульманских черкесских аулов под защиту русских единоверцев. Этот год считается официальной датой рождения Армавира, носившего первоначальное название Армянский аул. Весной 1840 г. в центре аула начинается сооружение деревянной церкви. Генерал Г.Х. Засс (командующий Кубанской линией, один из героев Кавказской войны) распорядился, чтобы храм покоился на каменном фундаменте и был покрыт железной крышей. По прошению генерала, императорское правительство выделило на постройку ссуду в размере 2000 руб. серебром. Однако в 1842 г. неоконченная церковь сгорела. Средства на строительство церкви выделил лично император Николай I, также отчасти церковь была построена на пожертвования жителей аула. Церковь была возведена из дерева на каменном фундаменте. Строительство шло достаточно быстро. Буквально после освящения церковь полностью сгорела от пожара. Было решено снова построить деревянную церковь, но строительство по неизвестным причинам затянулось. В августе 1842 г. императором было принято решение о строительстве новой, каменной церкви, деньги на строительство которой были выделены из государственной казны. Проект каменной церкви был создан Афанасием Фарафонтьевым и утверждён в 1844 г. Строительство было начато в 1846 г. Из-за достаточно серьёзных неточностей, допущенных при составлении чертежа здание начало рушиться и трескаться. Часть потолка обрушилась. В 1857 г. проект был доработан. В молитвенном зале установили 4 колонны, вместо старых обрушившихся. 25 августа 1861 г. кирпичная армяно-григорианская церковь была торжественно освящена Астраханским архиепископом Матевосом и получила название Сурб Аствацацин (Святой Богородицы). Храм окружала приземистая каменная стена с бойницами и мощными оборонительными бастионами, предназначенная для отражения внезапных набегов горцев. Эта церковь, известная также под именем Успенской, сохранилась до наших дней. Советские годы ознаменовались активной пропагандой атеизма, в рамках которой повсеместно ссылали упорных в вере священников, разрушали храмы и церкви. От полного уничтожения в Армавире удалось спасти только одну армянскую церковь. В 1965 г. Сурб Аствацацин была закрыта, а помещение храма горисполком временно предоставил пищеторгу под склад сахара. В итоге зданию был нанесен значительный ущерб. Изображения Разное Статус Объект культурного наследия народов РФ регионального значения (Краснодарский край) Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 231510340420005 (ЕГРОКН). Библиография Армянская Церковь Армавира: От форпоста до символа города Как выживала старейшая церковь: Архитектурные символы многонационального Армавира Церковь Успения Пресвятой Богородицы в кубанском Армавире (видео) Армяно-григорианский собор «Сурб-Аствацацин»

Армавир

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира