Этнографический комплекс "Двор Дружбы Народов" (Амшенский Двор, Сочи)Вид заведения: Этнографический комплекс Основатель: Каладжян Эдуард Арутюнович Адрес: Сочи, с. Казачий Брод, ул. Краснофлотская, 15а Телефон/Факс: +7 (862) 243-10-67, +7 (928) 445-51-21 Ссылки: Сайт комплекса Содержание 1 История 2 Выставки 3 Посетители 4 Часовня в честь Дружбы Народов Кавказа 5 Монумент «Защитникам Отечества» 6 Изображения 7 Библиография История Этнографический комплекс «Двор Дружбы Народов» — первый в г. Сочи частный негосударственный этнографический объект. Создатель и руководитель — Каладжян Эдуард Арутонович. Он многие годы собирал и составлял родословную своей семьи и многих народов, переселившихся на Черноморское побережье Кавказа в к. XIX — нач. XX в. Собирал документальные и вещественные памятники, рассказывающие об их материальной и духовной культуре. В 2002 г. создатель первого в Сочи частного этнографического комплекса «Двор Дружбы Народов» Эдуард Арутюнович Каладжян построил на территории комплекса новый экспозиционный объект – «Ноев Ковчег». Выставки Стационарная этнографическая выставка Более 1500 экспонатов из дерева, мины, железа, меди, стекла, бронзы, камня, инструментов, открыток, книг, карт, железных значков и т.д. Выставка зарегистрирована в управлении культуры администрации г. Сочи, работает на общественных началах. Археологическая выставка Представлены орудия труда, предметы вооружения, женские украшения и многое другое, датированное до Рождества Христова (I, II, III, IV в до нашей эры), более 500 экземпляров. Зимной и летний дегустационные залы Построены в стиле Кавказского зодчества XV-XVI — веков. Оба зала выполнены в духе кавказского национального зодчества. Основной материал — дерево и дикий камень. Зимний дегустационный зал-пацха — отдаленно напоминает жилище армянских переселенцев. Часть этого уютного зала занимает очаг, в котором естественным образом коптится свежее мясо и домашний буйволиный сыр. Основу пищи амшенских армян составляют хлебные злаки — кукуруза, пшеница и мясомолочные продукты. Из мясных продуктов предпочтение отдается баранине и говядине. К числу распространенных мясных блюд относятся: хашлама (отварное мясо), хоровац (шашлык), хаш (суп из говяжьих и бараньих ножек и головы). Популярны толма (голубцы из капустных и виноградных листьев, фаршированные мясом), среди молочнокислых напитков — мацун, национальный хлеб — лаваш, екка (пшеничные лепешки), турша. Приготовление мясных и рыбных блюд осуществляется в тандыре, часто гости «Двора Дружбы Народов» интересуются этим словом. Теперь глиняная печь расположена на глазах у гостей «Двора Дружбы Народов», и Вы можете индивидуально наблюдать за приготовлением мясных и рыбных блюд. Посетители Экскурсионные группы Государственные и общественные деятели Часовня в честь Дружбы Народов Кавказа Часовня в честь Дружбы Народов Кавказа освящена 1 ноября 2000 г. представителями армянской апостольской и русской православной церквей. Слева от звонницы установлен хачкар — каменный крест из Армении. Он был подарен армянской общине города Сочи, а община решила установить хачкар здесь. Освящал крест Каталокс Всех Армян Гарегин II. Об этой церемонии сняли видеофильм, который хранится в музее «Двор Дружбы Народов». Монумент «Защитникам Отечества» В 23 февраля 2003 г. Эдуард Каладжян в честь памяти о воинах, сложивших свои головы на полях сражений, воздвиг монумент «Защитникам Отечества». На сегодняшний день это единственное мемориальное место в Адлере. Сюда приезжает огромное количество людей почтить память защитников Отечества из многих городов России и зарубежья. Воздать дань памяти приходят также и в торжественные моменты жизни. Редкие свадебные церемонии обходятся без возложения цветов к монументу. Жители города, гости курорта считают своим долгом склонить головы в память о своих защитниках Отечества. Изображения Часовня в честь Дружбы Народов Кавказа Mонумент «Защитникам Отечества» Библиография Сайт комплекса
не выбрано
Сочи, с. Казачий Брод, ул. Краснофлотская, 15а
+7 (862) 243-10-67
Памятник Гаю Гаю (Гайку Бжишкяну) в Ульяновске установлен в честь его вклада в историю Гражданской войны и оборону Симбирска (ныне Ульяновск) в 1918 году. Гай Гай был одним из командиров Красной Армии, который сыграл ключевую роль в защите города от белогвардейских войск. Памятник представляет собой бюст или статую (в зависимости от конкретного места установки), который символизирует его военные заслуги и лидерские качества. Монумент расположен в одном из исторических мест города, связанных с событиями Гражданской войны. Он напоминает о важных исторических событиях и личности Гая Гая как героя того времени.
Ульяновск
Центр армянской культуры был построен для того, чтобы гости крымского полуострова, сами крымчане знакомились с историей крымских армян, Армении, ее культурой и бытом, а также для развития патриотизма у молодежи. «Культурная интеграция для многонационального Крыма — это очень важно. Для мирного сосуществования — это очень важный момент», — заявил директор этнографического центра армянской культуры Станислав Ян.
Симферополь
Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского — один из старейших, популярнейших музеев России и первая на юге страны публичная картинная галерея. Она была открыта 29 июля 1880 г. Дом художника Ивана Константиновича Айвазовского (1817 — 1900) стал центром культурной жизни края. Здесь побывали многие известные живописцы, музыканты, артисты, общественные деятели. Здание картинной галереи является памятником архитектуры, было построено по проекту И.К. Айвазовского в середине Х1Хв. После смерти художника в 1900 г. картинная галерея, согласно завещанию, перешла в собственность города. В 1921 г. галерея была национализирована, в 1922 г. — включена в сеть государственных музеев страны. Экспозиция галереи за время её существования пережила несколько этапов развития. После национализации в галерее все было так, как в дореволюционное время. В 1925 г. экспозиция значительно пополнилась, в 1927 г. экспозиционная площадь расширилась, в 1930-1940-х гг. галерея значительно пополнилась картинами И.К. Айвазовского, западноевропейских художников. Неуклонно росла посещаемость галереи. Так, в 1930 г., по сравнению с 1922 г., количество посетителей возросло в 6 раз (с 4175 до 24824 чел.). Возродилась издательская деятельность галереи. В 1926 г. в Феодосии была выпущена первая советская брошюра «И.К. Айвазовский и Феодосийская галерея», издан первый путеводитель, в 1930 г. — монография об И.К. Айвазовском (автор Н.С. Барсамов). В суровые годы Великой Отечественной войны коллекция галереи была полностью спасена, она эвакуировалась в Ереван. В начале августа 1941 г. пришло распоряжение Комитета по делам искусств СССР о необходимости подготовить к эвакуации самые ценные экспонаты галереи. В конце сентября 1941 г. картины, мемориальные вещи, музейная документация были упакованы; большие и средние картины накатаны на валы, это намного сократило габариты груза, он мог поместится в один товарный вагон. Особо ценные экспонаты -юбилейные подношения И. К. Айвазовскому, состоящие из кожаных и бархатных папок с адресами, обильно украшенных серебром, позолотой, эмалями, были сданы в отделение Госбанка. Упаковали и временную выставку картин (35 полотен) Симферопольской галереи. После войны они легли в основу вновь организованной Симферопольской областной галереи, коллекции которой погибли при эвакуации в Керченском порту. Все было погружено на теплоход «Калинин», взявший курс на Новороссийск. Далее коллекция галереи была отправлена по железной дороге на Краснодар и Ереван. По приезде в Краснодар, когда перевезли груз из вагона в музей, обнаружилось исчезновение небольшого ящика с упакованным в него тяжелым мраморным бюстом И. К. Айвазовского. Были посланы телеграммы в Феодосию с просьбой обследовать причалы порта и организовать розыски, ответ не был получен. И только после войны этот вопрос счастливо разрешился. Сопровождали ценный груз директор галереи Н. С. Барсамов (1892 — 1976) и его жена, главный хранитель СА Барсамова (1900 -1971). В годы войны в Ереванском художественном музее была открыта выставка произведений И.К. Айвазовского. В Управлении по делам искусств при Совнаркоме Армянской ССР были свои планы на галерею И. К. Айвазовского; обсуждался вопрос об оставлении галереи в Ереване навсегда, о постройке для нее специального здания и зачислении Барсамовых пожизненными сотрудниками. Но в Москве решено было вернуть галерею в Феодосию. В середине октября пришли телеграммы из Москвы и Феодосии о разрешении на выезд. В ноябре 1944 г., в освобожденный от немецко-фашистских оккупантов Крым, коллекция картинной галереи была полностью возвращена в Феодосию. Город был сильно разрушен. Дом И.К. Айвазовского в годы войны уцелел, но был сильно поврежден снарядами, пулеметными очередями. Берег был окутан колючей проволокой, вдоль него тянулась цепь дотов, глядевших слепыми глазницами в море, а массивные фундаменты — площадки для тяжелых орудий располагались у самого дома художника. Две бомбы разорвались в непосредственной близости от дома. Мостовая была разворочена, виднелись воронки от авиабомб. Начались ремонтно-восстановительные работы и 2 мая 1946 г. после реставрации была развернута новая экспозиция, оборудован и открыт лекторий. В 1947 г. был открыт мемориальный зал, в котором представлены материалы, документы, мемориальные фотографии. Мраморный бюст И. К. Айвазовского работы Л.А. Бернштама был возвращен в галерею воинской частью под командованием майора Черныша. Он попал в имущество воинской части при погрузке в Феодосийском порту и пропутешествовал с военными по многим фронтам войны. В послевоенные годы коллекция галереи значительно пополнилась произведениями И.К. Айвазовского, К.Ф. Богаевского и других художников. В 1980 г. к 100-летию основания галерея была награждена орденом Дружбы народов. В 2001 г. галерея получила статус национальной. Сегодня собрание галереи — это уникальный комплекс произведений живописи, графики, архивных документов и фотодокументов, мемориальных вещей и предметов декоративно-прикладного искусства — всего более 13 тысяч экспонатов. Основу собрания составляют произведения выдающегося певца моря И.К. Айвазовского — 416 работ живописи и графики. Представлены также произведения современников, учеников и внуков И.К. Айвазовского, западноевропейских маринистов XVII — XIX вв., художников юго-восточного Крыма — Л.Ф. Лагорио, А.И. Фесслера, М.П. Латри, А.В. Ганзена, К.Ф. Богаевского. М.А. Волошина, Н.С. Барсамова, современных художников. Экспозиция располагается в 2-х зданиях — памятниках архитектуры XIX в. — в доме И.К. Айвазовского и особняке сестры художника. В настоящее время галерея является научным центром юго-восточного Крыма, на ее базе проходят международные научные конференции, фестивали классической музыки, выставки, ведется большая научно-исследовательская, культурно-просветительская, издательская деятельность. Ежегодно музей посещают более 300 ООО человек любителей искусства.
Феодосия