Церковь Сурб Саркис (Славянск-на-Кубани) Սուրբ Սարգիս եկեղեցիРуководитель при регистрации: Тер Петрос Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 353560, край Краснодарский, р-н Славянский, г. Славянск-На-Кубани, ул. Шаумяна, д. 7 Содержание 1 История 1.1 Хачкар в память жертвам Геноцида армян 1914—1915 годов в Турции 2 Воскресная школа 3 Изображения История Церковь Сурб Саркис действует при МРО Церковь "Сурб Саргис". В 2001 г. Армянское общество культуры и милосердия обратилось к администрации Славянского района с просьбой выделить земельный участок для строительства церкви. Участок выделили в армянонаселённой части города на улице Шаумяна. Церковь Святого Саркиса была построена за год и стала не только религиозным, но и культурным центром, вокруг которого сплотилось местное армянское сообщество. Настоятель церкви Тер Петрос открыл воскресную школу, где 35 армянских детей изучают историю и культуру Армении, родные письменность и язык. В Славянском районе армянская диаспора третья по численности после русских и украинцев. Около 3 тысяч прихожан, причем не только армянской национальности, ежегодно посещают христианские богослужения в церкви Сурб Саркис. Хачкар в память жертвам Геноцида армян 1914—1915 годов в Турции Церемония освящения хачкара состоялась 12 июня, который был установлен в память жертв Геноцида армян в Турции. Как сообщает информационный центр газеты армян России «Еркрамас», первоначально установка и освящение памятника были запланированы на 24 апреля, в День памяти жертв Геноцида, однако, в связи с транспортными сложностями (полуторатонный Хачкар из туфа был изготовлен в Армении) церемония была перенесена на 12 июня. Хачкар был изготовлен на средства хачкавора церкви Оника Вартаняна. После освящения хачкара, проведенного Главой Епархии Юга России Армянской Апостольской Церкви, епископом Мовсесом Мовсесяном, состоялся импровизированный митинг, на котором со словами осуждения Геноцида армян в Турции выступили руководители городской и районной администраций Славянска-на-Кубани. Мероприятие завершилось концертом, на котором выступили ансамбль народного танца «Арин-Берд» (Краснодар), танцевальный ансамбль "Ани" (Славянск-на-Кубани), другие коллективы и солисты. Воскресная школа При церкви действует воскресная армянская школа. За время существования армянской общины в Славянске-на-Кубани это не первая попытка организации изучения армянского языка, однако, все предыдущие не приводили к успеху. По мнению председателя Общества армянской культуры Славянского района Рафаэля Какояна, возможно, свою роль в этом сыграло недостаток опыта у организаторов, а также отсутствие соответствующих учебных и методических пособий. Надежду на успех в вопросе изучения армянского языка в Славянском районе внушает также тот факт, что местным Обществом армянской культуры за последний год достигнуты определенные успехи в вопросе сохранения и распространения национальной культуры. Создан и активно развивается ансамбль национального танца "Ани", в котором заняты представители молодёжного движения общины. Молодёжная организация, созданная при общине, постигает не только национальную культуру, но и изучает историю армянского народа на заседаниях исторического клуба. В воскресной школе планируется преподавание не только армянского языка, но и основ армянской литературы. Изображения Хачкар в память жертвам Геноцида армян 1914—1915 годов в Турции Второй хачкар во дворе церкви
Славянск-на-Кубани
353560, край Краснодарский, р-н Славянский, г. Славянск-На-Кубани, ул. Шаумяна, д. 7
Церковь Двенадцати апостолов (Судак, Крым)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник История Датируется XII-XIII веком. Примерно, в XVII веке храм был дважды разрушен. После первого разрушения на его фундаменте построили церковь меньшего размера, храм продолжал принадлежать греческой общине. А за вторым разрушением последовало создание в его стенах Армянской церкви. Уже в XIX в., когда была сделана копия фрески, своды церкви были разрушены. До 1872 г. здание использовалось немецкими колонистами как загон для скота. Затем, после ремонта — для складирования древних черепов, которые колонисты находили при проведении сельскохозяйственных работ. Храм Двенадцати апостолов располагается за пределами крепостных стен, у основания горы Палвани-Оба, рядом с башней Федерико Астагуэрра. Храм, построенный в византийском стиле армянскими зодчими для греческой общины средневекового Судака, историки относят к XIII—XV векам. Храм похож на традиционную, небольшого размера византийскую часовню. Он стоит на прямоугольном фундаменте, имеет апсиду с пятью гранями и три окна: из восточной, западной и южной стороны. Вход в храм расположен с запада. До второй половины XIX века на одной из стен церкви была заметна древняя фреска, изображающая Иисуса Христа и двенадцать апостолов на Тайной вечери (отсюда и современное название храма). Фреска не сохранилась. В 1987-1988 годах в церкви были проведены ремонтно-реставрационные работы, а в 2009 году сделана попытка воссоздания утраченных фресок. Как результат, на стенах храма появилась стилизация под древнюю фресковую роспись на тему Святой Евхаристии. 24 мая 2009 церковь была освящена во имя Двенадцати Апостолов. С 2014 года при храме возродилась община.
Церковь Сурб Рипсиме (Уфа) Սուրբ Հռիփսիմե եկեղեցի Церковь Св. Рипсиме Ուֆայի Սուրբ Հռիփսիմե եկեղեցի Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Респ. Башкортостан, г. Уфа, ул. Уральская, д. 59 Телефон/Факс: +7(353) 231-57-66 Ссылки: [1]
Уфа
Церковь Сурб Саркис (Армянская церковь Сергия) в Феодосии **История** * Принадлежит Армянской Апостольской Церкви. Считается старейшим армянским храмом Феодосии. * **Строительство:** 1330 год. * **Средние века (XIV-XVI вв.):** Центр армянской культуры и образования. Действовал один из крупнейших армянских скрипториев. Творчество известных художников, философов, поэтов и историков (Симеон Бабердеци, Степанос Карнеци, Аветис, Аракел, Кристосатур, Авраменц). Рукописи скриптория хранятся в библиотеках Парижа, Иерусалима, Вены и Матенадаране. * **XIX-XXI вв.:** С 1811 года в церкви хранились каменные плиты для Феодосийского музея древностей. В 1888 году пострадала от пожара, восстановлена на средства И. К. Айвазовского, который также расписал церковь. Крещение, венчание и погребение Айвазовского в этом храме. По завещанию Айвазовский оставил церкви и школе 50 000 рублей. Реставрации в 1965-1970 гг. и с конца 1980-х гг. Подтопление храма в 1970-х гг. привело к утрате фресок. **Архитектура** * Сложный внутренний план из-за многочисленных перестроек. Прямоугольная центральная часть с тремя полукруглыми абсидами, алтарь на востоке. Притвор с запада. Северное помещение из двух частей. Своды полукруглые и нервюрные. Стены из больших блоков известняка с вмурованными хачкарами. Двухскатная черепичная крыша. Вход украшен григорианскими крестами и памятной плитой о восстановлении после пожара. Старинные ореховые двери хранятся в Эрмитаже и Феодосийском музее. **Интерьер** * Фрески утрачены из-за подтопления. Сохранилась крестильная купель с каменной резьбой. Звонница XV века в армяно-малоазиатском стиле, встроенная в сохранившуюся часть портала. **Кладбище** * Погребение представителей армянской общины. Надгробие Никогайоса Цахкарара. Могила и памятник И. К. Айвазовского (1903). Склеп жены Айвазовского (1944). **Изображения** * Звонница. * Могила Айвазовского. * Хачкары. **Библиография** * Христианские храмы Большой Феодосии - Церковь св. Сергия, могила И. К. Айвазовского. * Вірменські храми Феодосії. * Крымский архитектурный портал.