Церковь Сурб Амбарцум (Чалтырь) Церковь Святого Вознесения Սուրբ Հարություն եկեղեցիДата основания: 1860 Руководитель при регистрации: Настоятель церкви - Тер-Тадеос (Лусеген Гайбарян) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: село Чалтырь, ул. 6-я Линия, 12Б Телефон/Факс: +7(863) 492-23-45, +7(928) 919-11-30, +7(863) 492-15-77 Содержание 1 История 2 Архитектура 3 СМИ 4 Изображения 4.1 Газета "Ани", издаваемая при церкви 4.2 Видео 4.3 Разное 5 Библиография 5.1 Сноски История Церковь действует при МРО "Сурб Амбарцум". Церковь Сурб Амбарцум села Чалтырь была основана в 1790 году переселенными из Крыма армянами по указу императрицы Екатерины II от 14 ноября 1779 года. Первым делом переселенцы основали церковь Сурб Амбарцум (во имя Святого Вознесения). Церковь была каменная, а колокольня церкви – деревянная. В 1860 году колокольня отделилась от стены и накренилась. Казалось, она вот-вот рухнет. Для этого был выполнен акт осмотра состояния церкви архитектором города Ново-Нахичевань тех лет. В 1862 году прихожане села Чалтырь обратились в Ново-Нахичеванскую и Бессарабскую епархию Армянской апостольской церкви, которой принадлежали, с просьбой разрешить построить новую церковь, поскольку старая полностью обветшала: на стенах образовались трещины, и опасно было проводить богослужение. Решением Епархиального управления Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархии от 3 февраля 1863 года было приказано создать две подшитые и пронумерованные книги: 1) для приходов и расходов средств церкви Сурб Амбарцум на строительство церкви 2) для сбора добровольных пожертвований прихожан на строительство церкви Сурб Амбарцум села Чалтырь Решением Епархиального управления Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархии от 22 апреля 1863 года было приказано утвердить архитектурно-строительный проект церкви Сурб Амбарцум села Чалтырь. Решением Епархиального управления Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархии от 21 января 1864 года было приказано составить смету строительства. В 1869 году с получением разрешения началось строительство новой церкви, которое длилось два года. Таким образом, новая церковь Сурб Амбарцум была полностью построена на средства прежней церкви Сурб Амбарцум и добровольных пожертвований прихожан. В 1871 году ктиторы церкви Царукян и Пехлеванян обратились к епархиальному начальнику архиепископу Григору с просьбой освятить новую церковь и с этой целью отправить епархиального архитектора в Чалтырь для утверждения и сдачи здания церкви в эксплуатацию. В мае 1874 года ктитор Хачатур Попов обратился к духовным властям с просьбой разрешить снести старую ветхую церковь и, используя ее стройматериалы, построить здание для приходской школы. 22 мая того же года Духовное правление Ново-Нахичевани дало свое разрешение снести старую церковь и на ее месте построить здание школы, а на месте алтаря воздвигнуть небольшой памятник. В 1883 году ктитор церкви Сурб Амбарцум Хачик Гайламазян мирским приговором прихожан обратился в консисторию с просьбой разрешить отреставрировать церковь. Во время реставрации были обновлены потускневшее подножие креста церкви, жестяное покрытие крыши здания церкви, водосточные трубы, отштукатурен фасад церкви известковым раствором; выстроены 12 новых постаментов, на которых размещались лики святых; установлены три новые двери церкви, украшенные разноцветными витражами; двор церкви был огражден и озеленен. [1] Во время 12-летнего ктиторства Хачика Гайламазяна доходы церкви увеличились на 3101 руб. 68 коп. Его усилиями было отреставрировано шаровидное позолоченное основание креста, в здании церкви было изготовлено кованое ограждение между алтарем и церковью, территория церкви была огорожена кованой оградой, вокруг кладбища была построена каменная ограда длиной в 337 саженей. Х. Гайламазяном для церкви был подарен колокол весом 80 пудов и стоимостью 1400 рублей серебром. В 1887 году прихожане села Чалтырь мирским приговором обратились в консисторию с просьбой разрешить отремонтировать находящийся в притворе церкви дом и превратить его в усыпальницу. В том же году консистория удовлетворила просьбу прихожан. В 1897 году прихожане вновь обратились в консисторию с просьбой отреставрировать церковь Сурб Амбарцум. В апреле того же года им разрешили начать строительные работы, использовав из церковных денег 1500 руб. серебром. В марте 1909 года ктитор Церун Гайламазян, учитывая, что церкви необходима внешняя реставрация, созвал приходское собрание, которое решило отреставрировать церковь, используя 2500 руб. из церковных доходов. При необходимости недостающую сумму общественность обязалась восполнить из собственных средств. 2 мая 1909 года консистория разрешила начать восстановительные работы на вышеуказанных условиях. В годы Великой Отечественной войны церковь не функционировала, здание использовалось в различных целях. Роспись и иконы были повреждены. В 1944 году жители села Чалтырь обратились к Уполномоченному по делам религиозных культов при СНК СССР Ростовской области с просьбой разрешить вести расходы по содержанию церковного здания и сторожки при нем, а также и находящихся в нем предметов, как-то: по ремонту, отоплению, страхованию, охранению, по оплате долгов, налогов, местных обложений и т. п. Были составлены договоры и инвентарная опись культового имущества, по которой церкви принадлежали: 3 большие иконы, 6 маленьких, 2 ставника, 8 маленьких подсвечников, 1 кадило, 1 лампада, 1 кусок старого ковра, 1 подножное старое одеяло, 1 стол простой, 1 ручной крест, 1 аналой (пюпитр), 5 богослужебных книг, и др. Настоятелем церкви был утвержден священник Саркис Барашян, псаломщиком – Гарегин Хырхырьян. После открытия церкви в 1944 году она больше не закрывалась. На церковном подворье, слева от центрального входа, в 1990 году был установлен один из священных для армян символов – хачкар. Этот хачкар является копией хачкара 1279 года, хранящегося в Святом Эчмиадзине в Армении. Как свидетельствует надпись на пьедестале, хачкар установлен в память о геноциде армянского населения на территории Турции в 1915 году. Здесь же, на подворье, собраны надгробия старых могил, прежде располагавшихся вблизи церкви. В 1992 году по инициативе вновь назначенного настоятеля церкви Сурб Амбарцум Тер Тадеоса Гайбаряна началась реконструкция храма, среди селян проводился сбор средств на восстановление культового памятника. За это время были заменены вся кровля и оба купола, проведен ремонт фасада и внутреннего интерьера, построены новый мраморный алтарь и купель крещения. 21 мая 2009 года глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви епископ Езрас Нерсисян освятил новый алтарь и купель крещения церкви Сурб Амбарцум. В этом же году были проведены работы по благоустройству двора церкви, где были открыты библиотека и воскресная церковно-приходская школа, в которой преподаются Закон Божий, армянский язык, живопись, музыка. В церкви Сурб Амбарцум регулярно проводится богослужение. В дни религиозных и общенациональных праздников проходят торжественные литургии, часты здесь таинства крещения и венчания. Архитектура Исследователь армянской архитектуры, доктор архитектуры О.Х. Халпахчьян, сопоставив типовые проекты Муратова из фондов Центрального Государственного исторического архива в Санкт-Петербурге с планом и архитектурным обликом здания церкви, определил непосредственное участие Муратова в разработке проекта церкви. Церковь Амбарцума выделяется своими стройными пропорциями и наличием характерных для культовых зданий Нахичевани архитектурных элементов, придающих ей индивидуальный характер. Она принадлежит к типу четко выраженных снаружи и внутри крестово-купольных сооружений. Это подчеркнуто отсутствием приделов по сторонам выступающей на восточном фасаде алтарной апсиды, имеющей одинаковую с основным объемом церкви высоту. Венчающий средокрестие купол восьмигранен и более пропорционален. Он также прорезан высокими парными окнами, которые, однако, разделены между собой не пилястрами, а расположенными на гранях барабана колоннами. Несколько укороченные поперечные ветви креста с входными порталами имеют четырехколонные, стройных пропорций портики с большими фронтонами, подобно соборному храму Григора Лусаворича (разрушен, Ростов-на-Дону), а также церквям Аствацацин и монастыря Сурб-Хач в Нахичевани и Карапета в с. Несвитай. Свои отличительные черты имеет и одновременная церкви высокая четырехъярусная колокольня. Хотя план ее первого этажа аналогичен плану колокольни церкви Карапета в с. Несвитай, однако боковые помещения по сторонам ведущего в молитвенный зал коридора не прямоугольные, а выполнены в виде небольших комнат с экседрами на коротких сторонах, что определило винтовую форму ведущей на ярус звона лестницы. Верхние два яруса колокольни по своим деталям очень близки аналогичным частям колокольни соборного храма в Нахичевани, однако переход от прямоугольного плана нижнего этажа к кругу верхних ярусов осуществлен не непосредственно, а через восьмигранник второго яруса, который придает внешнему облику сооружения большую стройность. СМИ С февраля 2018 года по благословению Главы Российской и Нахичеванской Епархии ААЦ архиепископа Езраза Нерсисяна при церкви Сурб Амбарцум началась издаваться газета "Ани". Газета "Ани" Изображения План Церкви Амбарцума в с.Чалтырь Общий вид колокольни с юга-запада Вид на церковь Сурб Амбарцум Хачкар Художник Артур Оганесян (2014) Газета "Ани", издаваемая при церкви Видео Чалтырь Храм Сурб-Амбурцума Разное Церковь Сурб Амбарцум построена она в период 1860-1867 годов по типовому проекту таганрогского архитектора Н. Муратова, который с 1846 по 1847 годы выполнил 5 проектов типовых храмов Нахичеванской городской округи. Церковь расположена в центре села, на ул. 8-я линия, вблизи сельской Администрации, памятника В.И. Ленину, сельского парка и мемориала Воинской славы, возведенного в память о павших воинах Красной Армии – защитниках села в годы Великой отечественной войне. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Епархия - Армянская Апостольская Церковь Сноски ↑ Смета ремонта церкви составляла 1600 рублей, но на 1 января 1883 года в наличии церковных денег было 1171 руб. 74 коп. серебром. Недостающие средства вновь были собраны при помощи добровольных пожертвований прихожан.
не выбрано
село Чалтырь, ул. 6-я Линия, 12Б
МРО Церковь "Всеспаситель" (Киров) Местная религиозная организация "Всеспаситель" г. Кирова Армянской Апостольской Церкви Дата основания: 09.07.2003 Руководитель при регистрации: Староста - Согоян Севада Сережевич Адрес: 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Московская, д. 120 Телефон/Факс: +7 (833) 244-87-88, +7 (912) 827-15-50 История МРО Церковь "Всеспаситель" окормляет Церковь "Сурб Аменапркич".
Киров
Церковь Сурб Геворг (Султан Салы) Церковь Георгия Победоносца Սուրբ Գևորգ եկեղեցիРуководитель при регистрации: Настоятель - Тер Тадеоса Гайбаряна Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Адрес: Ростовская область, Мясниковского район, с. Султан-Салы, ул. Первомайская, 1Б Содержание 1 История 1.1 Церковно-приходская школа 2 Архитектура 3 Изображение 3.1 Архивные фото и рисунки храма 3.2 Разное 4 Библиография 4.1 Сноски История Церковь Сурб Геворг действует при МРО Церковь "Сурб Геворг". Каменная церковь была построена в 1795 г. В 1848 г. церковь находилась в полуразрушенном состоянии, и местные жители обратились в консисторию с просьбой разрешить сбор пожертвований для ремонта церкви. Городской голова Ново-Нахичевани Арутюн Халивов возглавил работы по сбору пожертвований. Однако прихожане сочли целесообразным вместо ремонта церкви построить новую. В 1849 г. церковь была обворована. В 1850 г. в селе была построена новая церковь. В 1854 г. ктитор церкви обратился в духовное правление с просьбой усовершенствовать вновь отстроенную церковь и послал план и смету перестройки. В 1858 г. синод дал разрешение перестроить церковь. В 1863 г. член консистории священник Погос Хрчян вместе с архитектором Гавриловым посетили село для определения вида и места постройки ограды церкви. В марте 1864 г. прихожане, как сообщил в консисторию ктитор Погос Паронов, снесли старую церковь, не имея на то разрешения духовных властей. В 1867 г. новая церковь была полностью реконструирована и освящена. В 1881 г. возникла необходимость ремонта церкви, однако консистория разрешила отремонтировать ее лишь внешне. В 1893 г. прихожане вновь обратились в духовное правление с просьбой разрешить отремонтировать церковь. В том же году консистория разрешила начать работы, используя для этого из церковных доходов 950 рублей. 28 октября 1896 г. во время сильной бури был снесен купол церкви вместе с крестом, значительно повредив его. В 1930 г. церковь была закрыта. Церковь очень сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Сегодня, постепенно разрушаясь, церковь продолжает испытывать очередное надругательство и осквернение. [1] На сегодняшний день по инициативе настоятеля церкви Тер Тадеоса Гайбаряна выполнен архитектурный проект реставрации церкви и зарегистрирована религиозная община. Церковно-приходская школа Церковно-приходская школа была открыта в 1872 г. В 1908 г. школу посещали 126 учеников. Архитектура В композиции церкви Геворка в Султан Салах подчеркнуто расположение помещений по продольной оси здания. Квадратный в плане, перекрытый куполом на пандативах с маленьким фонарем поверху молитвенный зал объединяется трехарочными проемами на восточной стороне с полуциркулярной алтарной апсидой, а на западной — с прямоугольным сводчатым притвором, к которому примыкает трехъярусная колокольня. Во внешнем облике здания доминируют крупные объемы молитвенного зала и колокольни, завершенной звонницей, с повышенным четырехскатным покрытием. [2] Оригинальны обрамленные пятиплетной аркатурой строенные окна северного и южного фасадов молитвенного зала, повышенные пропорции которых гармонируют с арочными проемами колокольни. [3] Изображение Общий вид с северо-востока План Церкви Геворка в с. Султан Сала Архивные фото и рисунки храма Акварельный рисунок храма Немецкие войска у Церкви Сурб-Геворк. 1942 г. Храм в 1983 году Храм в 1983 году Храм в 1983 году Разное Малые Салы (Султан-Салы) - село в Ростовской области, Российская Федерация. Село было основано в 1780 г. переселенцами-армянами из Крыма. Основными их занятиями были земледелие и скотоводство. В 1924 году число прихожан было 1965 человек. Священник Арутюн Арутюнян. В 1928 году был награждён наперстным крестом. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ Здание храма используют и под склады различного пользования. Его облюбовали люди без определенного места жительства. ↑ Эти архитектурные линии напоминают верхнюю часть главки русских шатровых храмов. В частности, перекрытие угловой башни Покровского собора на Рву в Москве. Внешние формы молитвенного зала повторяют центральный объем церкви Спаса на Ковалеве 1345 г. в Новгороде, который также завершен маленьким куполом с арочным поясом поверху, распространенным в новгородском зодчестве XIII—XV вв. ↑ Архитектурная обработка последней: архивольты на канпелированных колонках и венчающие основные объемы антаблементы с ширинками и тонкой выносной плитой карниза, хотя и оживляют несколько внешний облик здания, однако не могут преодолеть тяжеловесности его основных пропорций.