Церковь Сурб Катарине (Санкт-Петербург)

Описание

Церковь Сурб Катарине (Санкт-Петербург) Սուրբ Եկատերինա եկեղեցի Церковь Св. Екатерины St.Ekatherine Armenian Apostolic Church Սանկտ-Պետերբուրգի Սուրբ Եկատերինա եկեղեցիДата основания: 19.06.2000 Руководитель при регистрации: Настоятель Заргарян Самвел Аршавирович Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 40-42 Ссылки: Сайт [1] Содержание 1 История 1.1 План церкви 2 Архитектура 3 Творческие коллективы при церкви 4 СМИ 5 Изображения 6 Разное 7 Библиография История Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. В 1710 году они создали свою общину. В это время они собирались в частных домах. Первое прошение о постройке армянской церкви от архимандрита Минаса было подано в 1714 году, но было отклонено властями. Только 25 сентября (6 октября) 1725 года столичная община, насчитывавшая 30 дворов, получила согласие Синода на открытие молитвенного дома в деревянном здании на 3-й линии Васильевского острова. В январе 1740 года Лука Ширванов (Гукас Ширванян) получил разрешение построить «церковь армянскую небольшую каменную своим иждивением». Но после смерти Анны Иоанновны строительство прекратилось. В соответствии с манифестом, изданным в июле 1763 года, о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России, в обеих столицах были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий. 22 мая (2 июня) 1770 года по челобитной главы армянской общины И. Л. Лазарева «с прочими армянами» последовало устное повеление Екатерины II «дозволить им построить в Петербурге церковь». Место для церкви было отведено на участке бывшей Малой придворной конюшни «в знатном у столице положении на Большом проспекте, против каменного гостиного двора, почему и сооружение церкви требовало немалого капиталу...». Работы велись по проекту Ю. М. Фельтена достаточно быстро и уже в 1772 году церковь была освящена. Её строительство обошлось в 33 тыс. рублей. На сооружение храма И. Л. Лазарев лично пожертвовал 30 тыс. рублей, на которые и была сооружена церковь в соответствии с парадным великолепием центра столицы. За такую услугу общиной было позволено ему возвести на церковной земле свой собственный дом с южной стороны в линию с застройкой проспекта (Невском пр., 42). Выстроенное по проекту Фельтена жилое здание обошлось Лазареву в 50 000 рублей. Строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее. Построив здания целиком на свои деньги, Лазарев тем самым упрочил авторитет наиболее влиятельного лица в армянской общине. Позже он продал дома за ту же цену церковному приходу. 18 февраля 1780 года армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии князя Г. А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы. Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и по сей день. В 1794-1797 годах перед церковью были выстроены ворота. В 1841 году был произведён первый капитальный ремонт церкви архитектором Л. Ф. Вендрамини. В конце 1858 года была установлена чугунная решетка ворот, отлитая на фабрике Шопена по проекту Н.П. Гребёнки (существовала до конца XIX века). В 1865 году первоначальная башенка была превращена в колокольню для трёх колоколов. В 1887 году художник И.К. Айвазовский подарил общине картину «Христос на Тивериадском озере». В 1900-1906 годах А.И. Таманян произвел новый капитальный ремонт здания, укрепив стены и перекрытия и сделав хоры. План церкви В 1915 году из ризницы Большой церкви Зимнего дворца были переданы частицы мощей апостола Фаддея и святого Григория Просветителя. Приход подчинялся Нахичевано-Бессарабскому епископату с центром в Кишинёве. В мае 1930 года церковь была закрыта. В 1931—1934 была разделена перекрытиями. В здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций театра музыкальной комедии. В 1990 году армянская община обратилась с просьбой о возвращении церкви. Однако для того, чтобы получить в своё ведение храм и использовать его по назначению, необходимо было, в первую очередь, создать и зарегистрировать религиозное объединение. В соответствующую инстанцию был представлен список из четырнадцати лиц, составляющих основу данного объединения. Вот их имена: Аветисян Армен Азатович, Адамян Вагаршак Сергеевич, Адамян Юрий Григорьевич, Аматуни Владимир Наполеонович, Арамян Грант Карапетович, Атоян Владимир Айказович, Долиев Николай Александрович, Калантарян Рубина Рубеновна, Кочарян Артур Юрьевич, Мартиросян Серж Асатурович, Саргсян Армен Геворгович, Саргсян Самвел Оганесович, Сафаров Левон Арамович, Срапян Варсик Никогосовна. 14 марта 1993 года в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация. Полное освящение храма осуществил 12 июля 2000 года католикос всех армян Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В этот день из Эрмитажа общине были возвращены мощи святого Григория. Архитектура Здание было построено архитектором Ю. М. Фельтеном в глубине участка, в створе домов № 40 и 42, фасады которых вытянуты по линии Невского проспекта (строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее, возможно, помощником Фельтена арх. Егором Соколовым). Из-за этого и главный фасад церкви неизбежно должен был быть ориентирован на Невский, а главный вход в храм — находиться не с западной, как принято, а с южной стороны. При том что единственная апсида церкви ориентирована на восток, внутреннее пространство церкви приобретает достаточно сложный характер. В основу архитектурного решения фасада зодчий положил те же принципы, которыми он руководствовался и создавая чуть ранее лютеранскую церковь Св. Екатерины на Васильевском острове, но при этом заметно усилил его декоративное оформление, а сам портик получил более сильный вынос и дополнительные боковые стенки, с торцов оформленные пилястрами. Для того чтобы придать большее разнообразие поверхности стены, используются разные формы проёмов: прямоугольные и арочные в первом ярусе и небольшие круглые окошки (сочетающиеся с квадратными филёнками) — во втором. Вместо строгих капителей тосканского ордера здесь в колоннах портика и сдвоенных пилястрах, закрепляющих углы фасада, Фельтен использовал ионические капители «с висюльками», а на стенах между оконными проёмами первого и второго яруса размещены барельефы, воспроизводящие типичный барочный мотив — головки путти в облаках. Ангелочки же водружают крест над входной дверью в храм. Поле фронтона заполняет многофигурная композиция: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III». В интерьере главный элемент декора — 20 парных колонн композитного ордера, размещённых по углам подкупольного квадрата и в преддверии алтарной апсиды. Облицованные жёлтым искусственным мрамором, с белыми капителями, они выразительно смотрятся на фоне беломраморных стен. Над колоннами — не прерываясь, по всему периметру помещения — тянется декоративный карниз с дентикулами. Творческие коллективы при церкви Танцевальный ансамбль "Наири" СМИ Газета "Аватамк" ("Веруем") При храме выходит газета "Аватамк" ("Веруем"), главным редактором которой является известный литератор, переводчик Армен Меружанян. Изображения Разное Входит в Религиозное объединение «Армянская Апостольская Православная Церковь всех армян». Местная религиозная организация была зарегистрирована 19.06.2000. Духовный пастырь – священник Саркис Чопурян. Библиография Армянская Апостольская Церковь Св. Екатерины в Санкт-Петербурге

Город:

не выбрано

Адрес:

Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 40-42

Другие
МРО Церковь "Сурб Геворг" (Султан Салы)

МРО "Армянская Апостольская Церковь Сурб Геворг" с. Султан Салы Местная религиозная организация "Армянская Апостольская Церковь Сурб Геворг" с. Султан Салы Дата основания: 05.11.2002 Руководитель при регистрации: Священник Тер Тадеос Гайбарян Лусеген Мнацаканович Адрес: 346815, Ростовская область, Мясниковский район, с. Султан-Салы, ул. Ростовская, д. 4 История МРО Церковь "Сурб Геворг" окормляет Церковь Сурб Геворг.

Церковь Сурб Аменапркич (с. Крым)

Церковь Сурб Аменапркич (с. Крым) Церковь Всеспасителя Սուրբ Ամենափրկիչ եկեղեցիДата основания: 1895 Руководитель при регистрации: Настоятель церкви —  Тер Тадеос Гайбарян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Содержание 1 История 1.1 Священники 1.2 Архитектура 1.3 Церковно-приходская школа 1.3.1 Женская церковно-приходская школа 1.3.1.1 Мужская церковно-приходская школа 1.4 Изображения 1.5 Разное 2 Библиография 2.1 Сноски История Церковь Аменапркич (Всеспасителя) в с. Крым построена в 1902 году. [1] В 1892 г. в Нахичевано-Бессарабскую консисторию были представлены проект и смета строительства церкви. Предполагалось построить церковь на пожертвования прихожан епархии и на доходы от 200 десятин земли, выделенной для постройки церкви. Предполагалось, что доход составит 2000 рублей. 23 августа 1895 г. указом императора Николая Второго была разрешена постройка церкви Сурб Аменапркич. Для постройки церкви было выбрано попечительство в составе Вардана Тавджалахянца, Микаела Боранчяна, Давида Согомоняна и Аветиса Джлаухяна. Строительство церкви завершилось в 1902 г. Церковь не имела надлежащего алтаря, и обедни служились на простом деревянном алтаре. Священник церкви Барсег Нагапетян обратился к прихожанам о содействии в постройке алтаря. Получив разрешение от духовного начальства на постройку алтаря, он в том же 1902 г. построил алтарь при помощи прихожан. В начале 1930-х гг. по распоряжению властей сельская церковь Аменапркич была закрыта. В годы войны богослужения в церкви были возобновлены, официально церковь зарегистрирована 10 января 1945 года. [2] 8 января 1960 г. исполком Мясниковского райсовета принял решение об изъятии у религиозной армяно-григорианской общины здания недействующей церкви во имя Спасителя в селе Крым. Это решение было поддержано на заседании Ростоблисполкома 27 мая 1960 г. Мотивировалось это тем, что церковь посещает мало верующих. Здание церкви было переоборудовано под учебно-производственные мастерские и спортивный зал школы № 5. Потом церковь была превращена в колхозный амбар. От полного разрушения и гибели церковь спас колхоз имени Лукашина. На средства колхоза в 1982 г. начались реставрационные работы церкви под музей. Но затем, учитывая пожелания жителей села, церковь стала действующей. Церковь взята под государственную охрану как памятник местного значения. В церкви регулярно проходят богослужения. 21 сентября 1996 г. церковь была освящена и вновь начала действовать. Ныне настоятель церкви Тер Тадеос Гайбарян. Священники Священниками были: Габриел Тер-Абрамянц Барсег Нагапетян Погос Тер-Абрамянц Попечителями были: Мартирос Серопович Айдинян Давид Геворкович Асланян Мкртич Мартиросович Нанавянц Архитектура Церковь построена в стиле армянского зодчества. Форма крестово-купольной базилики граничит с симметричным построением объемов по взаимно перпендикулярным осям сооружения. Влияние архитектуры Центральной Армении прослеживается не только в композиционных, но и в ряде конструктивных особенностей храма. Здание отличается четкостью геометрического построения объемов. Каждой детали внешнего объема соответствуют конструктивные формы внутреннего пространства. В интерьере доминирует подчеркнутое по высоте центральное, уходящее ввысь уступами подкупольное пространство, в силу чего храм воспринимается как просторное и торжественное сооружение. Композиционно церковь принадлежит к типу купольных базилик Армении, в которых центрально-купольный компонент преобладает над базиликальным. Это подчеркнуто не только компактными пропорциями здания, но и сечением купольных устоев, ориентированных по рисунку плана в подкупольную часть. Алтарная апсида заменена частично выдвинутым на восточном фасаде прямоугольным, освещенным тремя окнами отделением с немного приподнятым полом. Аналогичный выступ имеется и в западной половине, где позднее были устроены хоры, сообщавшиеся со вторым этажом колокольни. Выступы на поперечной оси на южной и северной сторонах здания сделаны неглубокими, чем подчеркнута базиликальная протяженность сооружения. Освещенность церкви хорошая, равномерная во всех частях интерьера, что достигнуто разумным расположе¬нием высоких окон: тройных в алтаре и угловых помещениях западной стороны и двойных – в восточной части. Три широкие двери обеспечивали свободный выход верующих. Перекрывающие угловые отделения ползучие своды расположены несколько ниже полуциркульных покрытий продольного и поперечного нефов, что придало завершению основного ниж¬него объема здания характерную для крестово-купольных базилик крестовую форму. В интерьере церкви, как и в купольных базиликах Армении, выдержано нарастание внутреннего пространства от периметральных частей к центральной, подкупольной, подчеркивающей вертикальную ось здания. Это отразилось и на увеличении высоты внутри круглого, внешне 16-гранного барабана купола. Примерно такую же высоту имеет и пристроенная вскоре колокольня, закрывшая большую часть западного фасада молитвенного зала. Она квадратная, по ширине значительно меньше среднего нефа, что придало ей подчиненное значение во внешнем облике здания. Примыкающие в колокольне боковые помещения, в том числе северное с деревянной лестницей на ярус звона и на хоры в западной части молитвенного зала, имеют высоту на уровне угловых отделений церкви, что подчеркивает высотность колокольни. Внешнее убранство церкви и ее колокольни богаче, чем в интерьере. Оно состоит из крупно профилированных архивольтов на полуколоннах, образующих оригинальную аркатуру, с забранными железными оконными решетками и закрывающимися металлическими полотнами дверными прое¬мами и глухими простенками. Выступающие на южном и северном фасадах торцы поперечных нефов акцентированы высокими полуколоннами, завершенными тремя архивольтами: в центре – большим с круглым окном, обрамленным мелкими арочками, а по краям – малыми. Выразительна нижняя часть западного фаса¬да колокольни с перспективно расположенными профилями мощного полуциркульного архивольта на спаренных колоннах входного портала. Выше помещены, как своеобразное продолжение аркатуры боковых фасадов, три арочки с крестом и кругами внутри. Более крупными рельефными крестами заполнены средние пролеты аркатуры продольных южного и се¬верного фасадов боковых пристроек колокольни. В зависимости от основного нижнего объема находится оформление купола церкви и колокольни. Они поставлены на квадратные в плане возвышения, приподнявшие их над скатами примыкающих к ним кровельных покрытий. Барабаны куполов украшены арками на таких же, как и внизу, колоннах, образующих аркатуру с чередующимися окнами и заложенными проемами. Выше несложного профиля – карниз с крупным полувалом и углубленные в толщу фриза кресты, составленные кирпичной кладкой. Церковно-приходская школа Женская церковно-приходская школа В 1904 г. при церкви Сурб Аменапркич была основана женская церковно-приходская школа. Важную роль в открытии женской школы сыграл священник церкви Барсег Нагапетян. Объяснив прихожанам ее необходимость, он сумел убедить их выделить для этой цели 2000 рублей из общественной казны. Строительство школы обошлось в 3600 рублей. В 1908-1909 учебном году школу посещали 82 ученицы, их обучением занимались старшая преподавательница Анна Асланянц, учителя Аствацатур Нагапетян, Кристине Аматуни, Хачатур Тирацуян, священник Погос Тер-Абрамянц. В 1912-1913 гг. в школе обучалось 149 учениц. Здание состояло из 6 комнат, коридора и крыльца. Школа существовала за счет платы за учебу и пожертвований прихожан. Мужская церковно-приходская школа Была основана в 1909 г., построена в 1910 г., в том же году в ней обучались 174 ученика, их обучением занимались старший учитель Вагинак Ханмандарянц, учителя Мартирос Аветикянц, Геворк Ширинян, Григор Тарвердян, Евгине Асянц, Хачатур Тирацуян, священник Погос Тер-Абрамян. Строительство здания школы обошлось в 6000 рублей и принадлежало прихожанам села. Школа имела библиотеку с книжным фондом 318 книг и существовала за счет доходов церкви (1000 руб. в год) и пожертвований прихожан. Изображения Общий вид с северо-запада Фрагмент южного фасада Фрагмент фасада храма Сурб Аменапркич Разное Армянское население в с. Топти (Крым) в 1848 г. составляло 1313 человек, в 1853 г. – 1899, в 1872 г. – 2651, в 1894 г. – 4374, в 1915 г. – 6516 человек. Церковь Сурб Аменапркич интересный памятник архитектуры, единственный в своем роде на юге России. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ Она названа в честь одноименной церкви в селе Топлу (ныне Тополёвка) Крымского полуострова. Точное название церкви в с. Топлу – Сурб Урбат, т.е. Святой Пятницы (день Всеспасительного Распятия Господня). Армяне села Крым между собой называют ее Топти. Аменапркич. ↑ По данным 1946 года, в церкви было 2100 верующих, из них 700 мужчин и 1400 женщин.

МРО Церковь "Святого Саркиса" (Шаумяновский)

МРО Церковь "Святого Саркиса" (Шаумяновский) Местная религиозная организация "Церковь Святого Саркиса" Святой Армянской Апостольской Православной церкви Дата основания: 24.02.2012 Руководитель при регистрации: Настоятель Авагян Паруйр Норикович Адрес: 347682, Ростовская область, м. р-н Егорлыкский, с. п. Шаумяновское, х. Шаумяновский, ул. Школьная, зд. 1 Ссылки: МРО Церковь "Св. Саркиса" х. Шаумяновский История МРО Церковь "Святого Саркиса" окормляет Церковь Сурб Саркис х. Шаумяновский, Егорлыкского района.

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира