МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет" (Ростов-на-Дону)

Описание

МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет" (Ростов-на-Дону) Местная религиозная организация "Кладбищенская Церковь Святого Иоанна Предтечи" Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Вид заведения: Религиозная организация Дата основания: 07.12.1992 Руководитель при регистрации: Настоятель - Авагян Норик Епремович Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Ченцова, 57 История МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет" окормялет "Церковь Сурб Карапет".

Город:

Ростов-на-Дону

Адрес:

г. Ростов-на-Дону, ул. Ченцова, 57

Другие
Церковь Сурб Григор Лусаворич (Нахичевань-на-Дону)

Церковь Сурб Григор Лусаворич (Нахичевань-на-Дону) Церковь Сурб Грикор Лусаворич Собор Св. Григория Просветителя Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ տաճարВид заведения: кафедральный собор Дата основания: 1783-1807 Основатель: Иосиф Аргутинский Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Переселение армян из Крыма 2 Архитектура 2.1 Убранство церкви и реликвии 2.1.1 Городские часы Нахичевани-на-Дону 2.2 Разрушение собора 2.3 Священнослужители Собор Сурб Лусаворич 2.3.1 с 1843 года священнослужитями являлись 2.4 Изображения 2.4.1 Панихида по умершему Католикосу Всех Армян Кеворку VI Чорекчияну 2.4.2 Памятный камень на месте собора 2.5 Разное 3 Библиография 3.1 Сноски История Переселение армян из Крыма На донской земле, крымские армяне начали воссоздавать здесь ту церковную организацию, которая существовала в Крыму. Уже в процессе переезда караван переселенцев был разделен по группам в зависимости от места проживания в Крыму. Каждую из них возглавлял свой священник. Как сообщает Г.Патканян, вся церковная утварь была погружена на телеги и по описи передана духовному главе крымских армян архимандриту Петросу Маркосяну. Первыми двигались жители Кафы (Феодосии) вместе со своим владыкой и церковными реликвиями. Несколько быков везли надгробный камень мученика Парона Луйса, который в свое время был вывезен из церкви столичного города Ани, и камень Просветителя, поскольку литургию в его честь служили на этом камне, под которым и был похоронен Парон Луйс. Именно жителями Кафы был основан находившейся в центре города Собор во имя св.Григория Просветителя (Сурб Лусаворич), план которого по поручению Екатерины II был составлен выдающимся архитектором Иваном Егоровичем Старовым. [1] Предание гласит, что императрица сказала ему: «Ты строишь Таврический дворец, а теперь для таврических переселенцев строй хороший собор». Поскольку возведение главной церкви могло продлиться долгие годы, по предложению духовного главы российских армян Иосифа Аргутинского было решено построить временную деревянную часовню. Расходы на ее сооружение взяли на себя Даниэль Каракашьян, Торос Тер-Партухемосян и Макаэль Когбетлян. В 1800 г. по инициативе Верховного Патриарха Гукаса на средства местных армян было построено кирпичное здание. На месте старой деревянной церкви Попов Иван Маркович возвел часовню. [2] Источники сохранили имя еще одного благотворителя, внесшего большой вклад в возведение Собора – Петрос Бабасинян. Строительство церкви было завершено в 1807 году. Свой завершенный вид Собор приобрел в 1814 г. Одновременно со строительством западного северного и восточного входов были построены шесть магазинов, которые стали собственностью церкви. По указанию Иосифа Аргутинского их доходы должны были быть переданы для основания городской гимназии. Однако, после его смерти, в 1814 г.надеждам на быстрое основание гимназии не суждено было сбыться, так как без ведома владыки - архиепископа Ованеса Гарнакерьяна - магазины были проданы. В 1848 году вокруг церкви, по предложению архиепископа Матевоса (Новонахичеванский епархиальный начальник) была построена ограда. В 1852 году сильный ураган снёс позолоченный крест вместе с постаментом колокольни. Церковь нуждалась в ремонте. В 1909 году в церковь было проведено электричество. 26 сентября 1925 года, было проведено пышное празднование 125-летия со дня открытия церкви. В конце 30-х гг. городские власти решили закрыть церковь в связи с перепланировкой площади. На месте церкви было решено перепланировать и расширить площадь. Прихожанам удалось отстоять церковь. Но её превратили вначале в детскую техническую станцию а затем в Музей древностей. В 1942 году церковь была передана армянской общине. Благодаря пожертвованиям была собранна необходимая сумма для проведения капитального ремонта здания и частичного восстановления интерьера. 27 декабря 1943 года церковь была вновь освящена. Архитектура Это было величественное монументальное культовое здание, наиболее последовательно из всех нахичеванских храмов воплотившее в своем облике приемы и формы русского классицизма. В плане храм представлял собой прямоугольник со вписанным крестом, выступающий на восток полуциркульной апсидой, пристроенной с запада трехъярусной колокольней. Средокрестие храма завершалось массивным круглым барабаном, увенчанным куполом с фонарем. Колокольня была значительно выше храма и имела аналогичное уменьшенное завершение, на ее верхнем ярусе размещались городские часы. Три входа в храм выделялись трехпролетными порталами. Фасады имели ордерную декорировку, основу которой во всех ярусах составляли тосканские колонны и пилястры. Убранство церкви и реликвии Художественное убранство здания дополняли привезенные из Крыма хачкары XIV - XVIII веков. Некоторые из хачкаров просто вмуровывались в стены и полы храмов армянских церквей Нахичевани. Так, в соборе Св.Григория Просветителя (были украдены в 1842 году) был установлен камень Просветителя, в церкви Св. Николая – камень Спасителя, в Сурб Хаче – камень, освященный Св. Фаддеем. Церковь имела большое количество икон в позолоченных и серебряных окладах, драгоценную церковную утварь, мощи Св. Григория Просветителя и частицу древа жизни. В церкви хранилось также большое количество рукописных церковных книг, в частности 8 евангелий в дорогих переплётах. Городские часы Нахичевани-на-Дону В Нахичевани-на-Дону башенные часы были установлены на колокольне кафедрального собора св. Григория Просветителя. Инициатором установки часов стал ктитор соборной церкви, купец Сергей Артемьевич Аджемов, который в декабре 1892 года обратился в думу "вследствие неоднократного настоятельного требования со стороны прихожан соборных и вообще жителей города того, чтобы на колокольне Соборной церкви были поставлены четырехсторонние часы, по образцу исполненных в Ростове-на-Дону". Дума одобрила ходатайство. Смету на изготовление часов составил мастер часовых дел Остер в Санкт-Петербурге. Циферблаты к ним изготовила фирма «Депо часов Фридриха Винтера», принадлежавшая А. Винтер. Средства в размере 2000 руб. на приобретение и установку часов ассигновала нахичеванская городская дума из городской казны. Часы были установлены, вероятно, не раньше мая 1893 года. А вот что писал современник о городских часах Нахичевани в 1915 году: «Башенные часы на колокольне городского собора, надо полагать, устроены в целях общего городского благоустройства. И действительно, в принципе, в ряде других приспособлений в области благоустройства часы эти занимают видное место. Но беда в том, что, во-первых, часто эти часы бывают неисправны и не приносят жителям города ни малейшей пользы, во-вторых, в ночное время пользование ими крайне ограничено: вы можете узнать время только тогда, когда раздается очередной бой часов, в остальное же время часы остаются окутанными мраком ночи и ничего на них разглядеть нельзя. А между тем, освещение их небольшой электрической лампой стоило бы не Бог весть каких денег. Хроникер». Разрушение собора Кафедральный собор Сурб-Лусаворич как храм закрыли в начале 1930-х годов. Его высокую звонницу и купол разобрали сразу, а здание приспособили для детской технической станции. В 1942 году, во время немецкой оккупации, в здании бывшего собора возобновились богослужения, продолжавшиеся до конца 1950-х годов. Запланированное партийными и городскими властями уничтожение храма встретило активное сопротивление только что созданного районного отделения ВООПИиК. Местными властями было инспирировано письмо «от группы рабочих завода Красный Аксай» с просьбой предоставтить им место на площади им. К.Маркса для строительства собственного Дома Культуры. И вышестоящие инстанции принимают решение – закрыть, а затем и снести Армянский кафедральный собор. [3] В ночь армянского Сочельника с 18 на 19 января 1966 года город потряс взрыв. Это был взорван Нахичеванский собор – под лукавым предлогом того что «бесхозная руина» может, якобы, обрушиться. [4] [5] В 1970-м на его месте соорудили ДК культуры завода "Красный Аксай". Священнослужители Собор Сурб Лусаворич Источники донесли до нас и имя первого настоятеля собора Сурб Лусаворич – Гаспар, сын Паноса из Карасубазара. с 1843 года священнослужитями являлись Протиерей Погос Хырджян Протоиерей Егия Шапошникян Протоиерей Хачатур Зарифьян (умер в 1913) Священник Ованес Сатуньян (умер в 1910) Священник Саркис Воскерчян (умер в 1923) Священник Саак Хачатурович Зарифьян (умер в 1902) Протоиерей Геворг Никохосович Келле-Шагиньян (умер в 1927) Протоиерей Рубен Варфоломеевич Бекгульянц (умер в 1935) Священник Григор Акопян (1938) Изображения Хоры собора Григория Просветителя Панихида по умершему Католикосу Всех Армян Кеворку VI Чорекчияну Собор Сурб Лусаворич, Нахичевань. 1954 г. Памятный камень на месте собора Установлен 05.09.2001 года Нахичеванской армянской общиной Разное Недалеко от собора располагалось церковно-приходское училище, носившее имя Святой Рипсиме. 19 ноября 1914 г. в нахичеванском соборе Св. Григория Просветителя состоялась церемония освящения боевого знамени армянских добровольцев Донской области, отправлявшихся на русско-турецкий фронт. Нахичеванская община организовала экипировку отрядов добровольцев, их обучение, а затем и проводы их в Тифлис, а оттуда на фронт. Этот главный армянский храм Нахичевани дал название ее главной улице - Соборной (теперь это Советская улица, а от 26-й линии - улица Ереванская). Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Малаховский, Г.Ф. Лаптев Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ Он в это время возводил Таврический дворец. ↑ В ограде собора находился ларек по продаже свечей. ↑ В Государственном архиве Ростовской области сохранился уникальный документ - письмо прихожан Армянского кафедрального собора во имя св. Григория Просветителя на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнева:«Согласно Конституции СССР и в соответствии с действующими в СССР законами, советские граждане имеют право свободно отправлять свои религиозные обряды, независимо от возраста, национальной принадлежности и вероисповедания. Мы – верующие-прихожане Армянского Кафедрального собора в г. Ростове-на-Дону также, как миллионы верующих других национальностей имели в своем распоряжении здание Собора для того, чтобы молиться и удовлетворять свои религиозные потребности как того требуют каноны Армяно-Григорианской веры. Переданные нашей религиозной общине здание Собора всегда содержалось в порядке, выполнялись все законные требования административных органов, уплачивались все полагающиеся налоги. В годы Великой Отечественной войны мы, верущие прихожане Собора не раз организовавали большие сборы в пользу раненных советских воинов и на другие цели, связанные с войной, не только среди верующих, но и среди всего армянского населения г.Ростова-на-Дону.Патриотические дела армянского народа и в том числе граждан армянской национальности г.Ростова были высоко оценены Советским правительством и удостоены высокой благодарности от имени Верховного Главнокомандующего, ныне покойного т. Сталина И.В. Нам известно, что в Советском Союзе церковь отделена от государства, что каждый гражданин волен или неволен верить в Бога, но ни в Советской Конституции, ни в законодательных актах не дано права местным органам власти притеснять верующих, создавать препятствия в отправлении религиозных обрядов, и тем более, отбирать у верующих церковное здание, как это было сделано в г. Ростове-на-Дону, где у армянверующих был отобран Собор, в котором они в течение более 200 лет молились и отправляли свои религиозные обряды. Ростовский Армянский Кафедральный Собор являлся не только местом молитв верующих, но и историческим ПАМЯТНИКОМ ВСЕГО АРМЯНСКОГО НАРОДА, представляющим историческую и архитектурную ценность (Собор был воздвигнут по проекту итальянских мастеров). 18 июля 1959 административные органы г. Ростова-на-Дону, в нарушение советских законов и защищаемых этими законами прав верующих, без их согласия и ведома, по самоуправному и выходящему за пределы их компетенции заявлению бывшего священника Дарбиняна (который по состоянию здоровья не мог уже служить) и двух членов Церковного Совета, не нашедших в себе гражданского мужества протестовать против незаконных действий Дарбиняна, нарушающих интересы прихожан, отобрали Собор, в ночное время, чтобы избежать недовольства граждан-армян сорвали крест на куполе Собора и сняли и колокола. Мы, граждане армянской национальности, как верующие, так и неверующие, глубоко возмущены действиями советских и партийных органов г. Ростова-на-Дону, лишивших нас святого храма и старинного художественного архитектурного памятника… Мы, верующие, обращаемся лично к Вам с убедительной просьбой расследовать обстоятельства, сопровождавшие отбирание здания Армянского Собора и убеждены, что Президиум Верховного Совета поймет наше справедливое и законное желание и восстановит нарушенную законность. Просим Вас Товарищ Брежнев возвратить нам здание нашего Собора, а армянскому народу – старинный исторический памятник, воздвигнутый попечением армянского трудового народа 200-220 лет тому назад. Мы долго молчали, потому что надеялись на вмешательство наших духовных пастырей, в лице нашего Епархиального Начальника Архимандрита Тер-Акопяна и Католикоса Всех Армян Вазгена Ι , но т.к. наши надежды и ожидания не оправдались, мы решили обратиться к Вам непосредственно, уповая на Ваше справедливое решение. 9 августа 1960 г. Ответ на настоящую жалобу просим направлять по адресу: г. Ростов-на-Дону, 14 линия, 23, гражданке Самургашевой Т.Б.». Но никакого ответа не последовало. ↑ Этот акт был только эпизодом в ходе грандиозной волны «воинствующего безбожия», когда сам Н.С. Хрущев объявил, что в 1980 году он покажет по телевизору последнего попа в стране. ↑ По иронии судьбы взрыв произошёл за считанные дни до Учредительного собрания Ростовского Отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Власти «Пролетарского района» знали о собрании и торопились с уничтожением нахичеванской жемчужины, дабы отчитаться перед Москвой.

МРО Церковь "Сурб Аствацацин" (Чита)

МРО Церковь "Сурб Аствацацин" (Чита) Местная религиозная организация Церковь "Сурб Аствацацин" (Святой Богородицы) г. Читы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви Дата основания: 08.10.2012 Руководитель при регистрации: Староста - Маркосян Володя Грачикович, Настоятель - Мовсисян Вардан Сережаевич Адрес: 672001, край Забайкальский, г. Чита, ул. Лазо, д. 40 История

Чита

Церковь Сурб Хач (Ростов-на-Дону)

Церковь Сурб Хач (Ростов-на-Дону) Церковь Святого Креста Армянской Апостольской Церкви Սուրբ Խաչ եկեղեցիДата основания: 1783 Руководитель при регистрации: Настоятель - Тер Тадеос Тертерян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 344113, г. Ростов-на-Дону, ул. Баграмяна, 1 Телефон/Факс: +7 (863) 276–33–22 Содержание 1 История 2 Храм в советское время 3 Архитектура 4 Реликвии 5 Захоронения на территории монастыря 6 Родник 6.1 Книги, изданные в типографии монастыря Сурб Хач 7 Статус памятника и его состояние 8 Творчесике коллективы при церкви Сурб Хач 9 Изображения 9.1 Памятники 9.2 Сурб Хач в изображениях 9.3 Книги, марки 10 Видео 11 Разное 12 Библиография 12.1 Сноски История Церковь Сурб Хач действует при МРО "Церковь Сурб Хач". Крестовоздвиженский монастырь (Сурб Хач Ванк), названный в память одноименного армянского комплекса близ оставленного переселенцами города Старый Крым, был основан 21 января 1786 г. в семи километрах к северу от Нахичевани. Монастырь венчает вершину берегового скалистого холма, что придаёт его церкви значение архитектурной доминанты окружающей местности. Это был наиболее значительный культурно-просветительный центр армянской колонии на Дону, место паломничества армян юга России. особенно в праздник Вартавар. Со временем к северу от монастыря появились дачи нахичеванских зажиточных горожан, к северо- востоку-хутор в 30 домов, в котором проживали безземельные крестьяне, к востоку- посёлок занятых перевозкой грузов в переделах города и его окрестностей дрягилей, имевших свое кладбище, расположенное к западу от нахичеванских дач. В начале монастырь входил в состав с. Большие Салы, а с 1883 г. был приписан к Нахичевани, что способствовало его благосостоянию. В конце прошлого столетия монастырю принадлежала большая территория (около 50 га), занятая пашнями и огородами, сдававшимися монастырским хуторянам по частям. В излучине протекавшей по тальвегу балки Большая Камишеваха речки Темерник находился парк, площадью 16 десятин, называвшийся Армянским садом, имевший прямоугольную планировку аллей и связанных с ним дорожек. К хозяйству парка относились большой ресторан с открытой верандой и зимним садом, ротонда для оркестра и обширный танцевальный зал. С монастырем парк связывался пешеходной дорогой, она пересекала речку по деревянному, замененному в 1900 г. железобетонным, мосту и шла далее по проложенной в 1862 г. на относительно пологом склоне берегового обрыва пятимаршевой двухметровой ширины в 80 ступеней каменной лестнице. Последняя ограждена высокими перилами, а по сторонам трех средних площадок устроены каменные скамейки для отдыха поднимавшихся пожилых паломников. Мемориальный комплекс "Сурб Хач" связан с жизнью деятелей армянской культуры М. Налбандяна, Р. Патканяна, А. Аламдарян . Он включает в себя: церковь ХVIII в. северные ворота южные ворота родник с коптажной надстройкой Место для него было куплено Мартиросом Шахназаряном на деньги гандзагского архимандрита Симона, прибывшего вместе с крымскими армянами и похороненного 13 июня 1794 г. у колокольни собора. Монастырь венчал вершину скалистого берегового холма, придавал его церкви значение архитектурной доминанты окружающей местности. 27 ноября 1792 г. монастырь освятил архиепископ Иосиф Аргутинский. При активном участии Геворга Хатраняна и Алексея Аладжаляна в 1862 г. был произведен капитальный ремонт монастыря. При нем находились церковно-приходское училище, типография (самая первая на Юге России) и дом для настоятеля собора. В северо-восточной части монастыря находился армянский поселок, состоящий из 50 домов. На северной стороне располагались сад и огород. Внутри – большой хачкар, который привезли из Армении. В конце XIX века монастырю принадлежала территория около 50 гектаров, сдаваемая в аренду под пашню и огороды. В излучине реки Темерник находился парк, связанный с монастырем пешеход¬ной дорожкой. Она пересекала речку сначала по деревянному, затем по железобетонному мосту (заменен в 1900 г.) и поднималась по выстроенной на склоне балки в 1862 г. каменной лестнице. Тогда же в монастыре соорудили над родником каптажное здание «Чорхах», или «Сахлых Су». Храм в советское время Богослужение здесь продолжалось до 1931 г., после чего он был закрыт и передан местному совхозу под зернохранилище. Затем на его подворье разместился детский дом. В 1935 году ударом молнии были разрушены колокольня и часть покрытия храма. В послевоенные годы службы в храме не возобновлялись, постройки подворья не использовались. Монастырь пребывал в запустении, ветшал, часть хозпостроек, разрушенная в 1941 — 1943 годах, разбиралась. Оказались утраченными и древние хачкары, украшавшие храм. Среди них был хачкар 1439 года с именем некоего Карапета. В середине 1960-х годов советскими и партийными органами предлагалось снести церковь и все монастырские постройки и возвести на их месте школу для выросшего рядом в послевоенные годы поселка Мясникован. Тогда Ростовское областное отделение ВООПИиК обратилось к народному художнику Армянской ССР, депутату Верховного Совета М. С. Сарьяну с просьбой о ходатайстве о сохранении храма. М.С. Сарьян, уроженец Нахичевани-на-Дону, принял активное участие в сохранении этого исторического и архитектурного памятника. По его инициативе церковь монастыря была поставлена на госохрану, в ней было предложено создать Музей русско-армянской дружбы — филиал Ростовского областного музея краеведения. 1968-1972 - церковь была восстановлена. К началу реконструкции все постройки монастырского подворья были разобраны. К 1972 г. были восстановлены ограда и ворота, но уже в измененном виде. Автором проекта восстановления был засл. архитектор Армянской ССР М.В. Григорян, при соавторстве его коллег М.С. Мнацаканяна, К.А. Манукяна. В ноябре 1972 г. в восстановленном здании открыли Музей русско-армянской дружбы. В постперестроечные годы высказывалось мнение о необходимости вернуть зданию его первоначальное культовое назначение. Однако полемика в периодической печати по этому вопросу ничем не закончилась. Консультации между представителями администрации области и Армянской церкви закончились признанием преждевременности постановки этого вопроса. В марте 2007 г. решением администрации Ростовской области здание было передано в пользование Армянской Апостольской церкви с условием, армянская община Ростова приобретёт и восстановит здание для Музея, который ранее располагался в церкви. Архитектура Как следует из записи в рукописи «Давтар» - монастырская церковь первоначально была деревянной. В 1783 г. на ее месте заложили каменную, строившую с 1786 по 1792 г., авторство которой приписывается также И.Е. Старову. В 1862 г., при обновлении архиерейского дома, служебный построек, возведении колокольни и каменной лестницы, церковь монастыря была отремонтирована, а не перестроена. Во время этого ремонта были искажены оконные сандрики и размеры антаблемента архитектурного ордера, оставленные без исправления при восстановлении здания в 1972 г. по проекту ереванских архитекторов М. С. Мнацаканян и К. А. Манукян. Церковь монастыря Сурб Хач- единственный из сохранившихся в современном Ростове-на-Дону архитектурный памятников конца ХVIII в., повторяющий аналогичные сооружения России этого времени. Здание кирпичное на каменной фундаменте, прямоугольное, в плане несколько расширенное в средней части, с выступающей на востоке полуциркульной алтарной апсидой. Центр храма увенчивает покоящийся на пристенах устоях купол, непропорционально большой по отношению к нижнему объему. Вытянутость помещения вдоль продольной оси приближает церковь монастыря Сурб Хач к распространенному в Армении сооружению типа купольного зала, таких, как в Птгни, VI в. и в Аруче, VII в. Расположенные перед южным и северным входами, в пределах расширенной части интерьера честырехколонные портики- один из наиболее выразытельых элементов композиции здания. Декоративное убранство западного фасада ограничивается поддерживающими антаблемента плоскими пилястрами на углах, а дверной проем лишен обрамления, имеющегося на южном и северном входах. Оконные сандрики различные, внизу с разорванными фронтонами, на куполе спаренные с полуциркульным верхом, что свидетельствует об их разновременном исполнении. Барабан купола прорезан часто расположенными парными окнами с плоскими пилястрами между ними. Повешенного очертания сферическое покрытие над полуциркульным кирпичным куполом и венчающей его глухой фонарь усиливают высотность восприятия приземистого, в целом, сооружения. Стены церкви были украшены снятыми с армянских церквей Крыма и привезенными в монастырь Сурб Хач 13-ю датированными IV, XVI и первой четвертью XVIII в. хачкарами, оживлявшему своей мелко орнаментированной резьбой её интерьер и фасады. В 1960 г. хачкары были уничтожены. Обих размерах и месте в интерьере церкви свидетельствуют только ниши, в которых они помешались. Не существует ныне также украшённая мелким разным орнаментов деревянная дверь XI в. принадлежавшая одной из церквей Ани, откуда она была вывезена в ХIII в. в монастырь Сурб Хач в Крыму, а в конце XVIII в. в одноименный монастырь на Дону. Церковь располагалась у крутого берегового откоса реки Темерник и являлась доминантой не только подворья, включающего одно- и двухэтажные постройки, но и преобладала в панораме берегового холма. [1] Возведенная в 1862 г. перед западным фасадам церкви колокольня была двухъярусной, квадратной в плане с высоким четырёхгранным шатром. В отличие от колокольни Соборного храма Нахичевани, она, по примеру колоколен Армении, имела пониженную, сравнительно с самой церковью, высоту. Несмотря на расположенные ярусами ниши и проемы, а также наличники с фронтонами в первом этаже, которые должны были придать ей известную законченность, колокольня была мало выразительна и не согласовывалась с общим архитектурным обликом ансамбля. К востоку от церкви находился двухэтажный архиерейский дом, имевший 32 помещения. В нем размещалась также основанная в 1791 году школа, позднее преобразованная в семинарию с пансионатом. В 1875 году при ней была учреждена библиотека, перевезенная в 1883 году в Нахичевань. Нижний этаж северного крыла дома занимала первая на юге России типография, действовавшая с 1790-го по 1796 год. За эти годы здесь было издано более 20 книг. Реликвии Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 хачкаров, датированные XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века. Их мелкоорнаментированная резьба оживляла интерьер и фасады храма. Некоторые из хачкаров просто вмуровывались в стены и полы храмов. В Сурб Хаче находился камень, освященный св. Фаддеем. [2] Вторая реликвия, упоминаемая архимандритом - рукописное Евангелие, которое было написано в Крыму в 1347 г. и передано в нахичеванскую церковь св. Георгия. Именно в этой церкви было сосредоточено довольно большое число священных реликвий. Особый интерес представлял топуз св.Георгия, короткий посох со свинцовым наконечником, обтянутый атласной материей. Захоронения на территории монастыря Вокруг церкви Сурб Хач находятся погребения десяти прогрессивных деятелей русско-армянской культуры XIX в. – Г. Тиграняна, К. Срапяна (Срапионяна), Н. Нагапетяна, А. Тер-Никогосяна и других педагогов монастырской школы. Они отмечены надгробиями в виде прямоугольных плит из красного и черного камня. Надпись на могильной плите М. Данагезяна (Муше) содержит изречение католикоса Геворка, отмечающее учёные заслуги усопшего. Выделялось вертикальное объемное из чугуна надгробие над могилой связанного с декабристом М. Пущиным участники русско-персидских войн 1826-1828 гг., ректора академии Нерсесян в Тифлисе и настоятеля Сурб Хач А. Аламдаряна, замененное сейчас большим хачкаром, выполненным по проекту М. Григоряна в 1972 г. Своеобразны памятники выдающемуся армянскому революционеру-демократу, поэту, публицисту, философу-материалисту, соратнику и единомышленнику Н. Чернышевского, другу А. Герцена и А. Огарева Микаелу Налбандяну и известному педагогу и общественному деятелю, классику армянской литературы Рафаэлу Патканяну. Их надгробия выполнены в 1902 г. на собранные народом деньги армянским скульптором из Парижа, учеником Огюста Родена, Андреасом Марукьяном. Они представляют собой бронзовые бюсты на пьедесталах, у первого- в виде свободного сочетания каменных блоков, у второго-колоины с пальмовым листом на оригинальном по форме барочном постаменте. Оба бюста портретно схожи. Духовная красота писателей, их благородство и мужество выявлены с характерной для скульптора гармоничностью трактовки форм. Родник По существовавшей в армянских монастырях Армении и Крыма и традиции, в монастыре Сурб Хач имеется построенное в 1862 г. каптажное здание родники Чорхах (известно также как Сахлых су), с вытекающей из скалы студеной водой. Ориентированное в сторону парка, оно расположено на расстоянии 85 м к востоку от лестницы и состоит из вместительного резервуара, откуда вода через водослив стекает в чашу перед фасадом, а из нее в устроенный здесь в последние десятилетия исскуственной водоём, называемый Маленьким морем. Оригинален фасад здания. В отличие от традиционных средневековых родников Армении и Крыма, имеющих на фасаде большие арочные проемы, монастырский родник решен в виде глухой стены с тремя ризалитами. Средний, самый крупный из них, заметно выдвинут вперед по отношению к боковым, малым, благодаря чему соединяющие их отрезки стен стоят косо и таким образом трехпролетные аркатуры - их главный архитектурный мотив- видны в развороте. Этот необычный приём вносит элемент динамики в статичную композицию. О древней архитектуре Армении напоминают высокие, треугольного сечения ниши на всех трех ризалитах, а также аркатуры на стенах. Интересно отметить наличие близкой по форме аркатуры в более ранних памятниках Армении, например, притворе 1211 г. церкви Аствацацин и на цоколе северного фасада усыпальницы Захаридов XII-XIII вв. в Санаине. Книги, изданные в типографии монастыря Сурб Хач Симеон Ереванци. Прогулка души / Симеон Ереванци. – Нахичевань : тип. Церкви Сурб Хач, 1790 Псалтырь. – Нахичевань : тип. Сурб Хач Ванк (Монастыря Св. Креста), 1791 Статус памятника и его состояние Постановлением СМ РСФСР № 624 присвоен статус - Федеральный памятник. Творчесике коллективы при церкви Сурб Хач Ансамбль армянского народного танца "Наири" Ансамбль армянского народного танца "Урарту" Изображения Поперечный разрез и план.Сурб Хача Отсканированный проект реставрации (стр. 35) Монастырь Сурб-Хач в начале XX века Мост Сурб-Хача Храм Сурб-Хач с колокольней (не сохранилась) Реставрация Фрагмент лестницы Сурб-ХачаФонтан на территории храма Сурб-Хач. Северные ворота Сурб-Хач. Южные ворота Главный хачкар Сурб-Хача Сурб-Хач Родник. Сурб-Хач Хачкар. Вечная дружба. Сурб-Хач На ступенях Сурб Хача (1894) Памятники Памятник Р. Патканяну Памятник М. Налбандяну Надгробие Арутюна Аламдаряна Сурб Хач в изображениях Художник Петр Келлер Художник Артур Оганесян Художник Артур Оганесян Художник Александр Савеленко Книги, марки Книги, напечатанные в типографии монастыря Сурб-Хач. Ростовский областной музей краеведения Книга, издание Нахичеванской общины Марка России, 2001 Видео Зимняя зарисовка. Армянская церковь Сурб Хач в Ростове-на-Дону Клад церкви Сурб-Хач Сурб Хач Разное Благодаря деятельности Иосифа Аргутинского Сурб Хач превратился в важнейший центр культурно-просветительной жизни армян всего Юга России. Самым старинным сохранившимся зданием современного города Ростова-на-Дону является церковь монастыря Сурб-Хач (Святой Крест). Церковь Сурб-хач имеет режим работы без перерыва на обед и работает без выходных Библиография Багдыков, Г. Сурб-Хач наше общее достояние!/ Г. Багдыков; фото О. Попова// Вечерний Ростов.- 2007.- 17 окт. Бурдуков, М. Культурно-историческая потеря кому-то очень выгодна?/ М. Бурдуков// Вечерний Ростов.- 2007.- 22 марта. Малаховский, Е. Тернистая судьба храма/ Е. Малаховский, Э. Вартанов// Наше время.- 2009.- 24 июля.- С.8. Мигулина, К. Сурб-Хач. Хоть плачь.../ К. Мигулина; фото А. Корсунского, Л. Смоленского// Новая городская газета.- 1999.- № 33.- авг. Поркшеян, Х. Слово о Сурбхаче/ Х. Поркшеян // Вечерний Ростов,- 1969.- 9 янв. Сапега, С. Теперь о Ростовском храме Сурб-Хач узнают и в Мексике/ С. Сапега// Вечерний Ростов.- 2001.- 13 июля. Чинчян В. Сурб-Хач/В. Чинчян// Вечерний Ростов.- 1971.- 14 июня Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-н/Д., АКРА, 2003 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш.М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ереван, 1988 Сурб-хач - памятник истории и архитектуры конца XVIII века. Сб. Донские страницы. Очерки. Воспоминания. Документы. Вып. 4, Ростов-на-Дону, 1988 «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства». Р/д, 2012 Есаулов, Г.В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону / Г.В. Есаулов, В.А. Черницина. – Ростов н/Д, 1999. Смирнов, В. В. Монастырь на кургане: Святой крест / В. В. Смирнов. - Нахичевань-на-Дону. Этюды старой истории: время и люди. – Ростов н/Д, 2010 Паспорт на памятник истории и культуры. Церковь монастыря Сурб-хач. Текущий архив. СКДП, институт «Спецпроектреставрация» Памятники Дона Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) государственного (федерального) значения г. Ростова-на-Дону Тернистая судьба храма //проф. Евгений МАЛАХОВСКИЙ, Эдуард ВАРТАНОВ ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Казаров С.С. "Сурб Хач" Сноски ↑ К сожалению, в наше время из-за большого количества зданий, построенных вокруг него в 1980 году, это значение храма утрачено. ↑ Упоминания о них мы находим в различных источниках. Так, архимандрит Минас Медици упоминает «черный камень», именуемый Пырчачкар (т.е. Спасский камень). По преданию, этот камень с вырезанным в круге крестом, был освящен святым апостолом Фаддеем, и перевезен в Крым из г. Ани. В конечном итоге этот камень был передан на хранение в монастырь Сурб Хач.

Ростов-на-Дону

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира